Для эффективной работы предприятиям нужны опытные специалисты. Но часто руководители вынуждены нанимать соискателей без опыта. Ведь высококвалифицированные давно определились с местом работы. Именно для того, чтобы сделать из новичка профессионала высокого уровня, существует система наставничества. “Солидарность” разбирается, как действовала эта система в СССР и сохранилась ли она на российских предприятиях сейчас.
Начнем издалека. Институт наставничества возник еще в первобытных обществах, где перед инициацией к юношам прикреплялись специальные наставники, обучавшие их правилам, ритуалам и умениям. Система получила развитие в Древней Греции. Помните героя Ментора, который положил начало первым профессиональным наставникам (менторам)? В Древнем Риме наставниками называли домашних учителей. В Великобритании институт наставничества сложился в первых британских университетах - Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). Там он известен как “тьюторство” - от слова “тьютор” - домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.
О наставничестве в России можно говорить с 30-х годов XX века. В основном система развивалась в производственной сфере, где появилась система бригад. В таких подрядах действовала коллективная ответственность за молодых рабочих, поступавших на предприятие. При этом наставники гордились своим званием, оно было в почете. Нельзя сказать, что при обучении подопечных ими двигали лишь совесть и принципы. Материальные бонусы тоже существовали, но они представляли меньшую ценность.
Если подопечные показывали хорошие результаты, лучших “учителей” поощряли. Они могли получить как льготы, подарок от коллег или путевку в санаторий, так и обнаружить свою фотографию на Доске почета, заслужить благодарность от руководства. Последнее особо ценилось. Кроме того, лучших наставников награждали нагрудными знаками. В 1934 году был учрежден знак “Наставник молодежи”, а в 1981 году появилось почетное звание “Заслуженный наставник молодежи РСФСР”.
Советское государство на законодательном уровне поддерживало систему наставничества и профессионального обучения на предприятиях и в организациях. Так, ст. 64 закона РСФСР “О народном образовании”, принятого в 1974 году, гласила: “Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением”.
Системы наставничества на российских предприятиях в том виде, в котором она существовала в советское время, сегодня практически не осталось. Значки и благодарности на досках почета перестали служить мотивацией, а практика показала, что лучший стимул - материальная заинтересованность. Сказалось появление рынка и конкуренции. Опытные сотрудники к тому же не всегда охотно делятся знаниями, считая молодых специалистов скорее конкурентами, чем помощниками.
Тем не менее наставничество в России пытаются возродить. В 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству образования и науки совместно с Министерством промышленности и торговли усовершенствовать институт наставничества и способствовать законодательной поддержке обучения на производстве. Существует три основных нормативно-правовых документа, регулирующих систему наставничества:
- приказ Минобрнауки “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования” от 18.04.2013;
- указ президента РФ “Об утверждении знака отличия за наставничество” от 02.03.2018;
- указ президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации” от 07.05.2018 - одно из положений документа включает создание условий для развития наставничества.
Также предприятия могут подписать положение о наставничестве в качестве локального нормативного акта. Это, однако, происходит редко, так как действие системы наставничества не прописано и не закреплено в трудовом законодательстве.
Корреспонденту “Солидарности” удалось пообщаться с представителями первичек нескольких крупных предприятий. Вот что они рассказали о системе наставничества в своих компаниях:
Александр Афанасьев, председатель первичной профсоюзной организации ПАО “Северсталь”:
- Есть наставничество, есть наставники, мотивация. Есть разные формы мотивации. Кроме того, действует определенное положение о наставничестве.
Дилус Ильясов, заместитель председателя профкома ПАО “КамАЗ” по социально-экономической работе:
- Наша профорганизация наставничеством не занимается. При этом такая система на предприятии существует, работа в этом направлении ведется. Есть положение и наставники. Кстати, недавно на конкурсе наставников Респуб- лики Татарстан наши представители заняли призовые места. Такая работа на КамАЗе ведется, только с профсоюзами она не связана, мы как-то в стороне. А так - без наставничества никак. Молодежи на нашем предприятии очень много, ее нужно учить. Поэтому за молодыми специалистами закрепляются наставники. Есть и династии. Через профсоюз проходят локальные и нормативные документы, мы их корректируем, согласовываем, на этом все. Эта работа административная, ею в основном занимается департамент трудовых отношений и департамент развития персонала.
Валерий Проклов, председатель первичной профсоюзной организации ОАО “Машиностроительный завод”:
- Наставничество у нас есть, мы его сохранили со времен Советского Союза. Ежегодно на наше предприятие приходит много молодых специалистов. С ними занимаются наставники, которые официально прикрепляются к ним приказом начальника цеха. Кроме того, за эту работу выплачивается вознаграждение.
Зарубежный опыт
В Финляндии действует инструкция по производственному обучению. Она рассчитана на три недели. В программе предусмотрено планирование производственного обучения для новичков (пробная квалификационная работа и квалификационные экзамены), работа с молодыми специалистам (оценка их успеваемости), повышение квалификации наставников.
В Германии на федеральном уровне действует Директива о пригодности инструкторов, которая содержит требования к наставникам. Так, наставники (инструктора) обязательно должны сдавать экзамен. После того, как директиву отменили, в стране резко сократилось количество молодежи, выбирающей такое образование, когда студенты приобретают теоретические знания в университете, а практические - на предприятиях. Причиной стала недостаточная профессиональность инструкторов. В итоге директиву приняли вновь.