В Южной Корее 3 декабря уже в шестой раз прошла демонстрация за отставку президента Пак Кын Хе. Протестная акция в стране, как сообщают организаторы, стала рекордной по количеству участников: 2,3 млн человек. Граждане страны возмущены тем, что президент давала читать и редактировать тексты выступлений своей подруге. Несмотря на то, что президент уже принесла публичные извинения, 9 декабря в парламенте пройдет голосование по импичменту.
Около 1,7 млн человек в Сеуле 3 декабря прошли перед резиденцией президента Пак Кын Хе с зажженными факелами, скандируя слоганы: “Долой Пак Кын Хе!”, “Импичмент!”, “Распустить партию “Сэнури!” Это была уже шестая, самая масштабная, акция протеста, организованная профсоюзами и оппозиционными партиями. Несколько недель каждые выходные южнокорейцы выходят на улицы городов с требованием отставки президента.
У президента Южной Кореи рекордно низкий рейтинг доверия - 5%, тогда как 90% населения считают, что она должна уйти с поста. Пак Кын Хе подозревают в том, что она показывала своей подруге Чхве Сун Силь секретные документы, включая тексты своих выступлений, позволяла вносить в них правки, таким образом подруга влияла на политику и экономику страны.
Президент вначале думала отделаться публичными извинениями: дважды извинялась по национальному телевидению, сетовала на то, что у нее было “слишком много веры в личных отношениях”, и пообещала сотрудничать в официальном расследовании коррупционного скандала. Не помогло. Граждане ее не простили.
“Она является преступником, как мы можем иметь президентом преступника?” - говорит 48-летний IT-специалист Ли Вон Чоль агентству France-Presse.
Параллельно с акциями протеста в Сеуле проходят и акции в поддержку действующего президента, но они немногочисленны, туда приходят несколько тысяч человек. Ее сторонники называют себя “пять процентов”.
“Если они [противники президента] действительно заботятся о стране, им следует подумать об имидже страны. Я обеспокоен тем, как наша страна выглядит за границей из-за всех этих протестов”, - говорит агентству Reuters Ли Санг, 66-летний пенсионер.
“Шестнадцать миллионов человек избрали этого президента. Мы не можем просто попросить ее уйти”, - считает Геум Санг Чул, 78-летний пенсионер и член Ассоциации ветеранов Кореи.
Корейский профсоюз рабочих-металлистов (KMWU) на 30 ноября наметил всеобщую забастовку. Президент Пак Кын Хе получила десятки писем от профсоюзов с требованием ее отставки, причем корейские профсоюзы были поддержаны коллегами по всему миру. Сотни активистов из Киргизии, Бразилии, Германии, Индии, Швейцарии, Греции, Венгрии, Франции, Пакистана, Филиппин, России, Украины, США и Швеции сделали селфи с плакатами в поддержку всеобщей корейской забастовки и опубликовали фото в социальных сетях.
В итоге перед забастовкой президент все же сдалась и заявила о готовности досрочно покинуть свой пост, предоставив решить судьбу своего президентства парламенту.
- Я предлагаю парламенту решить мое будущее, включая сокращение срока моего президентства, - подчеркнула президент.
Голосование по импичменту состоится 9 декабря. Резолюцию поддержали 172 депутата, в их число входят все законодатели от трех оппозиционных партий и независимые, за исключением спикера. Чтобы отправить Пак Кын Хе в отставку, нужны 200 (из 300) голосов, а для этого необходимы голоса еще как минимум 28 представителей правящей партии “Сэнури”.
Правящее большинство тоже не поддерживает президента, однако считает, что импичмент - плохой вариант, что будет лучше, если Пак Кын Хе добровольно покинет свой пост не позднее марта 2017 года, а затем в июне последуют выборы.
Первые сообщения о “сливе” текстов выступлений подруги Чхве Сун Силь и ее вмешательстве в государственные дела появились у кабельного телеканала JTBC. Президента страны Пак Кын Хе обвинили в том, что она позволяла подруге влиять на политику и экономику страны. По словам самой Пак Кын Хе, подруга просто помогала ей время от времени, будучи законодателем Национального собрания страны на раннем сроке президентства. Никаких официальных постов в правительстве Южной Кореи Чхве Сун Силь не занимает.
При этом Чхве Сун Силь также обвиняется в вымогательстве 70 млн долларов у южнокорейских компаний при содействии Федерации корейских промышленников. Обыски прошли в ее доме и в девяти структурах, в том числе в некоммерческих фондах, предположительно с нею связанных.