В конце ноября в разных городах Республики Корея прошли многочисленные акции протеста. Участники демонстраций требовали от властей страны провести реформы, направленные на сдерживание чеболей - крупных корпораций, имеющих солидное влияние на политику и экономику страны. “Солидарность” разбирается в южнокорейской ситуации.
В центре объявленной 21 ноября всекорейской забастовки - тема чеболей, хотя нельзя сказать, что причина недовольства работников только в них. Чеболь - крупная южнокорейская форма финансово-промышленных групп, преимущественно семейный бизнес, влияние которого распространилось на всю страну. В подчинении чеболей находятся и транснациональные корпорации, и отдельные предприятия. К семейным корпорациям на данный момент принято относить таких гигантов рынка, как Samsung, Hyundai, Kia Motors, Daewoo, Lotte, SK Group. В принципе, дела чеболей шли с относительным успехом, пока два года назад усилиями разных сторон не была смещена с поста президент Рес- публики Корея Пак Кын Хэ, по странному совпадению - дочь бывшего диктатора Пак Чон Хи, в свое время сыгравшего не последнюю роль в возвышении чеболей.
Одной из сил, приведших к импичменту Пак Кын Хэ, были профсоюзы, устраивавшие массовые акции протеста, в числе прочего - против засилья крупных корпораций. Сейчас профобъединения весьма разочарованы тем, что сменивший дочку диктатора Мун Чжэ Ин не приложил достаточно усилий, чтобы хоть немного “остудить” чеболи. Показателен тот факт, что многие представители чеболей побывали в Северной Корее на сентябрьском межкорейском саммите. Неясно, каких договоренностей им удалось там достичь, но сам факт поездки этих бизнесменов насторожил и разочаровал профсоюзы. Особенно с учетом того, что в Пхеньяне был замечен бывший фактический глава Samsung Ли Чжэ Ён, ранее пойманный на взятке, приговоренный к тюремному сроку и затем получивший замену этого наказания условным.
Демонстрации начались 21 ноября, их застрельщиками стали трудящиеся заводов Hyundai, General Motors Korea, Kia и рабочие судостроительных верфей. На предприятиях, где остановить производство было себе дороже, председатели профсоюзных комитетов организовали акции протеста прямо на месте.
Одна из основных претензий к президенту Муну - то, что он “потворствует засилью корпораций”. По мнению профессора Сеульского национального университета Пак Сан Ина, “правительство должно работать над тем, чтобы уменьшить доминирование этих групп и заложить основу для честной конкуренции между игроками помельче. Но в этой связи правительство ничего не сделало”. Сейчас демонстранты при поддержке Федерации корейских профсоюзов (FCTU), Корейского профсоюза работников металлургии (KMWU), Конфедерации корейских профсоюзов (KCTU) и Глобального союза IndustriALL требуют ужесточить контроль за чеболями на законодательном уровне. Требование надавить на крупные корпорации серьезно, а не показательно, как это происходит с судебными процессами над главами чеболей, - фактически акт отчаяния и разочарования рабочих трудовыми реформами президента Муна.
Пресс-секретарь KCTU Джун Су Нам, в частности, заявил: “С тех пор как Мун Чжэ Ин пришел к власти, трудовая политика покатилась по наклонной. Даже несмотря на то, что президент увеличил минимальную оплату труда на 16%, он перекроил трудовой сектор так, чтобы сделать перерасчет зарплат невыгодным для работников”. Вместо создания минимум 50 тысяч обещанных рабочих мест за счет сокращения продолжительности рабочего времени Мун Чжэ Ин поручил перевести временных сотрудников (которые тоже присоединились к забастовке) в разряд штатных. В результате увеличились затраты предприятий, и часть среднего и малого бизнеса была вытеснена с рынка. Кроме того, резко повысилась безработица среди людей в возрасте от 25 до 35 лет. Согласно докладу Банка Кореи, экономический рост в стране в следующем году составит около 2,7%, что значительно ниже показателей предыдущих лет.
Хотя Мун Чжэ Ин попытался выполнить часть предвыборных обещаний - ввел гибкий рабочий день и ограничил переработки, профсоюзы разочарованы нерешительностью в отношении чеболей. Подрыв доверия профсоюзов к правительству обусловлен и тем, что Министерство экономики и финансов, планирующее дебаты в связи с очередными изменениями системы оплаты труда, пригласило к обсуждению представителей чеболей, но не позвало никого со стороны профсоюзов. Данный факт возмутил крупнейшие профобъединения страны FCTU и KCTU.
Сами чеболи как таковые - источник благополучия, но вместе с тем и проблем Республики Корея. Одни из мощнейших двигателей роста экономики (за последний год чеболи обеспечили 40% совокупной прибыли всех южнокорейских предприятий), эти корпорации предоставляют сотрудникам достойные социальные гарантии и пенсии (государственные пенсии очень низкие), однако устанавливают собственные корпоративные правила, часто идущие вразрез с трудовым законодательством.
Один из показательных примеров - систематическое нарушение корпорацией Samsung права работников на ассоциацию (запрет на создание проф- объединений был прописан в корпоративных правилах). Только спустя несколько десятков лет существования этой практики, совсем недавно, Samsung “прижали” и завели уголовные дела на первых лиц компании по этому поводу. Более того, лишь 26 ноября 2018 года чеболь принес официальные извинения и соболезнования и распорядился выплатить компенсации семьям трудящихся, умерших от лейкоза и рака легких (следствие работы с токсическими веществами на заводах Samsung) с 1984 года по нынешнее время. Но, по мнению KMWU, менять стиль ведения дел корпорация не спешит. Чеболь просто перенаправляет ресурсы, используя фабрики за рубежом с более дешевой рабочей силой, и сваливает часть работы на партнеров в цепочке поставок.
Судить о необходимости реформ можно не только на основании претензий профсоюзов, но и глядя на проблемы самих чеболей. По оценкам издания Business Korea, в ближайшие годы пять крупных корпораций (Samsung, Hyundai Motors, LG, SK и Lotte) ждут непростые времена. Так, с 2016 года резко снижается прибыль Hyundai Motors Group, ее продажи в США и КНР все еще низкие. Упали доходы энергохимического объединения SK Group. Не в лучшем положении Lotte - чеболь пытается вернуть позиции на рынке, пошатнувшиеся после судебного процесса над главой корпорации Син Дон Бином. Планируется продажа компании Lotte Card (желающих пока не нашлось) и некоторых других дочерних предприятий.
Трудно сказать однозначно, почему Мун Чжэ Ин не торопится ввести жесткие законодательные меры контроля над чеболями. Скорее всего, у правительства связаны руки. В конце концов, президент в Республике Корея избирается всего на один срок на пять лет (если его не сместят посредством импичмента). Мун и его преемники рано или поздно уйдут - а чеболи останутся.