Центральная профсоюзная газета16+
Заплати и не работай

Пять миллионов россиян могут обложить “налогом на тунеядство”

Министр труда Максим Топилин назвал сумму предполагаемого налога с неработающих граждан: 20 тысяч рублей. За счет безработных правительство рассчитывает пополнять бюджет на 100 млрд в год. В ФНПР эту инициативу считают антиконституционной. Опыт Греции и Белоруссии показывает, что желаемых результатов сбор с “тунеядцев” не приносит, лишь увеличивает социальную напряженность.

На фото: ноябрь 1987 года, визит участкового и заведующей районного отделения бюро трудоустройства населения к неработающим гражданам

Дискуссию о “налоге на тунеядство” в конце сентября спровоцировала вице-премьер Ольга Голодец, которая сообщила, что в правительстве обсуждается законопроект о введении платежа для трудоспособных граждан, не зарегистрированных официально на работе. Минфин и Минздрав поддержали эту идею, указав на ряд нюансов. Так, глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что вывод неработающих граждан из системы ОМС нарушит Конституцию, в то же время министр высказалась за предоставление регионам права вводить такой налог: “Если это взрослые, здоровые люди - они же явно на что-то живут. Работают, но не платят налоги, а пользуются бесплатно тем, что дает государство. Это абсолютно несправедливо и принижает права тех, кто честно работает и честно платит налоги”.

Минэкономразвития РФ относится к этой идее негативно, сообщил замглавы министерства Олег Фомичев на форуме “Сочи-2016”.

Наконец, 21 октября предполагаемый сбор обрел реальные очертания. Министр труда и соцразвития Максим Топилин определил, что неработающие обязаны платить в бюджет 20 тысяч рублей. Эту сумму он вывел, прибавив к сумме подоходного налога с МРОТ (11,7 тысячи рублей) взносы регионов в фонд ОМС за неработающих граждан (8 - 9 тысяч рублей). Тут же источник в правительстве сообщил ТАСС, что сбор коснется пяти миллионов россиян, соответственно, бюджет получит 100 млрд рублей.

Хотя чиновники утверждают, что законопроекта пока нет и неизвестно, когда он появится, о серьезности намерений Кабмина говорит мгновенная реакция премьер-министра. Дмитрий Медведев уточнил, что “речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован, и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов и в то же время пользуется социалкой”, и подтвердил, что этот вопрос будет обсуждаться в Кабинете министров.

Между тем, глава Счетной палаты Татьяна Голикова находит невозможным введение “налога на тунеядцев” без специального закона для их классификации. Для этого необходимо сверить данные Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Федеральной миграционной службы (ФМС).

Министр финансов Антон Силуанов 26 октября указал, что надо рассмотреть идею сбора налога лишь с богатых безработных, у которых “есть заработанные доходы, и они сами могут формировать свою собственную страховку”.

В правительстве пока так и не определились, как и кого конкретно будут облагать налогом, но, похоже, решили, что облагать все-таки будут. И тут уже не важно, как они назовут его - “налог на тунеядство”, “налог на серые деньги” или “социальный сбор”.

ПЛОХИЕ ИГРЫ

В ФНПР инициативу правительства считают неправовой - по Конституции медицинская помощь у нас в стране бесплатная. Проблему же нелегального бизнеса новым налогом не решить.

Так, полным бредом назвал председатель ФНПР Михаил Шмаков предложение ввести “налог на тунеядство”.

- Новацию придумали, позаимствовав ее у соседней Белоруссии, - де, давайте введем налог на тунеядство. Притом, что [в России] четыре миллиона безработных, мизерное пособие по безработице и совсем другая юридическая правовая система, чем в Белоруссии. Да это полный бред! И это поддерживает министр труда. Когда это говорит министр финансов или экономики, это понятно, им это по должности положено. А министру труда по должности положено совсем другое, - заявил Шмаков, выступая на заседании Генсовета ФНПР 26 октября.

Шмаков также отметил, что в последний раз пособие по безработице повышалось в 2009 году, а потребительские цены выросли с тех пор на 86,4% (сейчас размер пособия варьируется от 850 до 4900 рублей). Как стало известно на заседании РТК 28 октября, пособия по безработице и в следующем году останутся без изменений.

Секретарь ФНПР Олег Соколов напомнил “Солидарности”, что это не первая попытка ввести сбор с людей, которые не зарегистрированы в качестве безработных, но при этом нигде официально не работают:

- Подобная попытка борьбы с нелегальной занятостью вряд ли даст положительный результат. Во-первых, она неправовой характер носит. Потому что у нас по Конституции вообще медицинская помощь в государственных учреждениях бесплатная. Там даже ОМС нет. В этом смысле введение налога с неработающих граждан никаких правовых перспектив не имеет. А если говорить о самой проблеме - да, она существует, в основном это проблема “серого” бизнеса, теневых доходов. Но у нас Минэкономразвития занимается трудовыми отношениями, Минфин - пенсионной реформой, ну а Минтруду, видимо, ничего не остается, как бороться с нелегальным бизнесом. У нас все перепуталось: полномочия, функции и остальное. Очень странно, это не решит проблему нелегального бизнеса. А брать деньги с людей, которые не могут найти работу или по каким-то причинам уже отчаялись, - это не выход и не правовой механизм.

Как отмечает секретарь ФНПР Игорь Шанин, подобные инициативы пагубно скажутся на занятости россиян:

- Это может привести только к тому, что безработным будут давать некондиционные рабочие места и заставят на них работать, а если они откажутся, значит - ты тунеядец и должен заплатить. Очень плохие игры, на мой взгляд, - сказал “Солидарности” профлидер.

Председатель партии “Союз Труда” и секретарь ФНПР Александр Шершуков считает, что если налог введут, то под раздачу попадут социально незащищенные россияне:

- Внедрение схемы, о которой говорит Топилин, - очередной удар по карману тех, у кого и без того с деньгами тяжело. Было бы здорово, если бы вместо антисоциальных предложений руководитель ведомства, курирующего труд и социальную защиту, помог добиться повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума, увеличения бюджета на здравоохранение и попытался бы отстоять льготы и гарантии, которые финансисты все последние годы урезали и продолжают в том же духе.

ПРОСЧИТАЛИСЬ

Предлагая подобный налог, российские власти в первую очередь опираются на опыт Белоруссии. Декрет “О предупреждении социального иждивенчества” был принят в стране 2 апреля 2015 года. Граждан, не работающих более полугода, обязали выплачивать государству около 240 долларов в год. Пока сборы с населения не слишком эффективны.

По словам замминистра по налогам и сборам Светланы Шевченко, добровольно “сдались в налоговые органы” около 11 тысяч белорусов. Еще 50 тысячам “тунеядцев” были направлены извещения на оплату сбора. В первую очередь налоговая инициатива привела к росту зарегистрированной безработицы.

Председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук в комментарии “Солидарности” отметил, что власти сильно просчитались, введя “налог на тунеядство”:

- Из уст и Лукашенко, и чиновников звучало, что под этот декрет подпадают порядка 500 тысяч человек. Они замахивались на сотни миллионов евро, которые бюджет получит. Но теперь насчитывают лишь 50 тысяч неработающих граждан. “Письма счастья” получают самые разные люди. Много разных эксцессов, поскольку очень сложно в условиях открытого государства пересчитать всех “тунеядцев”. Для этого нужно вернуться в Советский Союз с его жесткой пропиской, с отсутствием всякой миграции. Независимые эксперты считали, насколько эта мера оправданна экономически. Если все издержки и потрясения посчитать, прямые и косвенные, то на самом деле потери гораздо больше, чем приобретения. Я абсолютно уверенно предрекаю бесславный финал всей этой эпопее.

Аргументы же чиновников, будто налог выведет из “тени” нелегальный бизнес, профлидер счел несостоятельными.

- У них благое пожелание, чтобы из “тени” вышли. Но у нас очень своеобразная методика подсчета безработных. Официальная безработица в Белоруссии - 0,9%. Это фантастика, в которую ни один разумный человек не верит, тем более что идут массовые сокращения на крупных предприятиях. У нас безработными считают тех, кто обратился в центры занятости, но никакого смысла туда идти нет. Во-первых, пособие по безработице - 12 долларов. И людей сразу же начинают привлекать в добровольно-принудительном порядке к общественным работам. Государство не желает признавать проблему занятости в стране. Как в советские времена, считается, что у нас достаточно свободных рабочих мест, и потеря работы - не беда, а вина человека, он просто не хочет работать.

На самом деле, если люди как-то смогли решать свои проблемы и сняли бремя с государства - это уже помощь. Называют разные цифры выехавших из Белоруссии в Россию трудовых мигрантов: от 300 тысяч до миллиона, они ежегодно по три миллиарда долларов в эквиваленте отправляют в Белоруссию. Вот эти люди тоже формально должны быть отнесены к “тунеядцам”. А это будет подталкивать трудоспособное население выезжать из страны и не жить в таком государстве абсурда. Хотелось бы, чтобы Россия такую глупость не повторяла, - подытожил Ярошук.

Есть еще одна страна, в которой существует схожий налог. Это Греция, чье правительство ищет все возможные пути пополнения бюджета, чтобы расплачиваться с европейскими кредиторами.

Несмотря на то, что в Греции быстро растет число семей, где кормильцы не имеют работы, считается, что безработные неким образом все-таки получают в год три тысячи евро, с которых они обязаны платить налог. Если же безработный грек имеет жилье, то его гипотетический доход возрастает до 6200 евро, с котороых государству полагается отдавать 620 евро в год.

Эта мера не только не помогла улучшить ситуацию с безработицей в Греции, но и привела к резкому снижению покупательной способности населения и крушению экономики, так как денежный оборот практически остановился, упала собираемость косвенных налогов, которые идут с продаж.

“Они обещали взять деньги с богатых, а вместо этого обирают бедных. Мы боремся не с усилиями властей по выведению страны из кризиса, а с конкретной политикой”, - цитируют греческие СМИ генерального секретаря профсоюза госслужащих Греции ADEDY Илиаса Илиопулоса.

МЕДСТРАХОВКИ ДЛЯ ВСЕХ

Основным посылом для введения в России нового налога с неработающих граждан стало то, что медицинская страховки оплачивается для этой категории граждан из местных бюджетов. Как решается этот вопрос в других странах? В большинстве развитых государств безработные получают приличные пособия (см. “Где выгоднее быть безработным”, “Солидарность” № 18, 2013), а медицинская помощь в полном объеме оказывается всем социальным слоям населения, независимо от того, кто сколько заплатил налогов на обязательное медицинское страхование.

Так, во Франции безработным, которые никогда не трудоустраивались, положено минимальное социальное пособие и бесплатная медицинская помощь. За обязательное медицинское страхование каждый работник должен перечислять в фонд взнос. От страховых взносов освобождены французы с годовым доходом менее девяти тысяч евро в год - их охватывает дополнительное общественное страхование, предназначенное для лиц с низким социально-экономическим статусом. Если кормилец работает, то нетрудоустроенные члены его семьи покрываются социальным страхованием.

Большинство жителей Германии охвачены системой государственного обязательного медицинского страхования. Взнос представляет собой фиксированный процент от заработной платы, установленный в 2009 году в размере 14,9%. Половину взноса платит работодатель, вторую половину - застрахованный. Полисы ОМС являются семейными. Лица, находящиеся на иждивении (неработающая супруга либо супруг и дети), застрахованы по полису работающего члена семьи в той же больничной кассе без дополнительных взносов. Обязательное медицинское страхование безработных осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В США у семей, не получающих никакого дохода, как правило, есть бесплатная государственная страховка. Но все, кто имеет хоть какой-то доход, должны страховку покупать. Работник крупной компании может включить неработающих членов семьи в свою страховку, частично оплачиваемую работодателем, но тогда она обойдется значительно дороже. Государственные программы медицинского страхования охватывают престарелых, инвалидов и бедных - 27% населения.

Медицинское страхование в Канаде бесплатно почти на всей территории страны, за исключением Британской Колумбии и Онтарио. В этих двух провинциях взносы по страхованию ежемесячные. Здравоохранение Канады финансируется из федеральных и местных налогов. Все резиденты Канады, согласно федеральному законодательству, имеют право на медицинскую государственную страховку.

Система здравоохранения Японии основана на полном охвате населения медицинским страхованием, обеспечиваемым государством и работодателями частного сектора. Взнос работника зависит от его места жительства, дохода, размера семьи и формы занятости. Лишь небольшое число граждан, подпадающих под действие законов о помощи бедным, лицам старше 70 лет и о борьбе с туберкулезом, пользуются правом на бесплатную или льготную медицинскую помощь.

Автор материала:

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности