Министерство труда и социального развития отчиталось о своей деятельности по итогам прошлого года. На расширенном заседании министерской коллегии было объявлено об улучшении в России демографической ситуации и снижении доходов населения. В целом свою работу Минтруд оценивает положительно. С этим согласен и председатель ФНПР Михаил Шмаков, который, тем не менее, обвинил правительство... в “социальном экстремизме”.
На фото: вице-премьер Ольга Голодец, министр труда Максим Топилин и глава комитета Госдумы по труду Ольга Баталина на заседании коллегии министерства
Расширенное заседание коллегии Министерства труда и социального развития состоялось 8 апреля. Часовой доклад министра Максима Топилина порой навевал мысль о том, что в своих отчетах Минтруд предпочитает выглядеть “больше” министерством социального развития, нежели труда. Большая часть доклада пришлась именно на социальные вопросы: это обеспечение доступной среды для инвалидов, демографическая ситуация, критерии нуждаемости при соцвыплатах и социальное обслуживание населения в целом. (“Никакой социальной защиты не будет, если не будет труда, если не будет заработной платы”, - скажет позже Михаил Шмаков.)
Коротко: работа ведется “в правильном направлении”. Так, рождаемость и смертность в 2015 году сохранились на уровне 2014-го, а родившимся в прошлом году правительство предсказывает 71,4 года жизни - тем, кто сможет выйти на этот средний показатель, конечно. Таким успехам, по мнению министра, способствовали различные выплаты многодетным семьям и продолжение реализации программы материнского капитала.
- Хочу подчеркнуть, что потенциал рождаемости невелик, - все же предупредил Топилин. - Мы приблизились к репродуктивным установкам населения, опережаем средние значения европейских стран. Но в снижении смертности у нас еще значительные резервы.
Как сообщил министр, в 2015 году реальная зарплата россиян сократилась на 9,3%, а реальные денежные доходы - на 4%. С наступлением нового года “негативные тренды” продолжились: за два первых месяца доходы населения уменьшились, по сравнению с показателем за январь-февраль прошлого года, на 6,7%. Реальная заработная плата снизилась на 3,1%. В Минтруде не без оснований считают, что помочь ситуации может поддержка беднейших слоев населения. Но в качестве позитивных примеров приводится индексация МРОТ на 4%. При этом о недавнем понижении прожиточного минимума на 2,3% слышно не было...
Зато есть позитивные вести о качестве охраны труда: количество несчастных случаев на производстве снизилось за прошлый год на 9%, тяжелых несчастных случаев стало меньше на четверть, число погибших сократилось на 27%. Это, без сомнений, уже “позитивный тренд”, но так и тянет связать его с закрытием предприятий и переводом на неполную рабочую неделю: меньше работаешь, меньше и травмируешься.
- По пенсионным правам мы движемся по направлению реализации принятой стратегии (долгосрочного развития пенсионной системы. - П.О.). Все необходимые законы приняты... - сообщил министр.
И затем по едва ощутимой касательной затронул тему перехода со следующего года администрирования страховых взносов от ПФР, ФСС и ФОМС к Федеральной налоговой службе. В том смысле, что нужно будет все так же отслеживать поступление средств - это вроде как поможет фиксировать темпы легализации занятости.
Между тем за обсуждением планов перевода страховых взносов под контроль ФНС соцпартнеры сломали немало копий. ФНПР даже удалось заручиться в этом вопросе поддержкой Российского союза промышленников и предпринимателей. Но 6 апреля на заседании правительства решение было принято окончательно. А 11 апреля в Госдуму был внесен соответствующий законопроект... И эта история весьма показательна.
- В целом правительство, особенно финансово-экономический блок, не просто холодно относится к вопросам социального партнерства, а игнорирует это как институт и действует в прямо противоположном направлении. Я бы сказал, проявляет определенный социальный экстремизм, - сказал глава ФНПР. Но оговорился, что как раз Минтруд можно ставить в пример (положительный). - Когда обсуждался вопрос о передаче сбора страховых взносов ФНС, “выяснилось”, что это, по заявлению министра финансов, не “является социально-трудовым вопросом”! Мы понимаем сложности Минтруда в том, чтобы регулировать деятельность правительства, это регулирует его председатель. Но в конечном счете может оказаться, что российскому обществу такое правительство не нужно...