Насколько же циклично повторяются положения, в которые попадает и наша страна, и весь окружающий мир! С этой мыслью неизбежно сталкиваешься, вчитываясь в книгу писателя Даниила ГРАНИНА «Интелегенды», переизданную Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов. Взаимоотношения власти и народа, экономические перипетии, культурные подъемы, войны, победы… Все было, вернется, пройдет и повторится вновь.
«Ныне никто уже не настаивает на том оптимизме, который сопровождал нас в последние годы, неоткуда его брать. Нет, не стало позитивных идей. Да, еще существует какой-то минимум свобод, минимум демократии, существуют условия для предпринимательства, для гласности, мы можем еще что-то делать. Но все-таки мы должны знать и понимать, что получили в условиях кризиса». Речь в этой цитате из книги Даниила Гранина «Интелегенды» идет о кризисе 1998 года - слова сказаны и записаны буквально через несколько месяцев после крушения экономики, состоявшегося 18 лет назад. Однако, несмотря на все прошедшие годы, мысли, высказанные писателем в эссе «Кризис власти – это кризис доверия (тактика выжженной души)» звучат вполне своевременно.
Удивительную современность, постоянное переплетение прошлого с настоящим можно назвать одной из главных особенностей книги, переизданной Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов. В сборник вошли размышления писателя о судьбах мира, взаимоотношении власти и народа, отечественной истории, войне и путях к миру, человечности и творчестве.
Книгу можно назвать своеобразной философской биографией писателя, представленной в его же собственных произведениях, выступлениях и интервью. Даниил Гранин, проживший все этапы становления, величия и упадка Советского Союза, зарождение новой российской действительности, потрясающе ловит схожесть и различия исторических периодов. Знакомясь с зарисовками писателя из разных частей книги – «Война», «Литература», «Петербург и интеллигенция», «О душе», в очередной раз осознаешь цикличность бытия вообще и российской жизни в частности.
Вторая отличительная черта текстов, вошедших в «Интелегенды», - это пропаганда бережного отношения к человеческой личности, жизни, свободе и, в особенности, памяти. Чего стоит только «История создания «Блокадной книги», практически открывающая сборник, или эссе «Излечение от ненависти», рассказывающее о возможности и необходимости примирения после любой войны. О том, что должно после конфликтов оставаться на виду, запоминаться, а что следует со временем отправить в самые отдаленные закоулки памяти.
«Культура – это не компьютеры, не презентации, есть куда более глубинные ее истоки, это если угодно, кладбища и память о всем стыдном и позорном, что было», - рассуждает Гранин в этом эссе. Сюда же стоит добавить слова, вынесенные эпиграфом к последней опубликованной в «Интелегендах» истории - «К вопросу о диалоге культур и партнерстве цивилизаций» (глава «О душе»):
«У меня дома есть железная коробка, где я храню различные награды. Когда я положил в нее свой немецкий орден, там поднялся невообразимый шум. Больше всего шумели мои фронтовые ордена. Они хотели выбросить немца. Участвовать в этом скандале не хотелось, и я ушел, решив, что разберутся. Так и случилось. Прошло время, шум утих. Видимо, что-то позволило им теперь быть вместе» (записано ректором СПбГУП Александром Запесоцким по итогам беседы с Граниным незадолго до 9 мая 2010 года).
Отдельно стоит сказать о пользе, которую может вынести из книги читатель, исповедующий профсоюзную идеологию. Он наверняка найдет в «Интелегендах» несколько отточенных формул того, о чем мы все часто задумываемся, а иногда и говорим. Например: «Никто из наших миллиардеров не предстал перед нами со своей историей, с рассказом, как он приобрел свои капиталы. Темно, скрыто, и, как правило, считается, что пути наших миллиардеров бесчестны. Они не подают обществу надежды, что мы живем в стране, где можно добиться успеха честным образом» (глава «О Душе», выступление «Выдержит ли Россия вызовы времени?»).
«Сегодня «Золотой теленок» читается совершенно иначе. Стремление Остапа приобрести миллион, не заработав его, - нормальное состояние многих, если не большинства наших людей. Мы все подверглись некоей бендеризации» (глава «Петербург и интеллигенция», беседа «Требуется будущее»).
Или:
«Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть настолько глупой, чтобы не слушать народ» (глава «О душе», интервью «Честная жизнь перестала пользоваться уважением»).
Выступления и эссе, включенные в «Интелегенды», созданы в самые разные годы и десятилетия – от 1986 до 2014 года, а период, ими описываемый, включающий отсылки к различным историческим событиям, больше на несколько порядков. И, тем не менее, тексты эти, собранные вместе, формируют удивительное ощущение общности описываемого времени-пространства.