Повышение заработной платы и создание новых рабочих мест на фоне роста производственного травматизма и негативных для работников изменений в законодательстве. Так ситуация на предприятиях оборонной промышленности была представлена XIII съезду отраслевого профсоюза. Делегаты съезда решили обратиться в Минтруд по вопросу проведения спецоценки условий труда, проголосовали за объединение профсоюзов и выбрали председателя, которым вновь стал Андрей Чекменев. Подробности - в репортаже корреспондента “Солидарности”.
Минувший год стал для предприятий оборонной промышленности годом подъема. Доказательство тому - и увеличение количества работающих, и рост заработной платы. Так, почти у трети предприятий средняя заработная плата превысила четыре региональных прожиточных минимума. И в зависимости от производства число занятых на нем работников выросло на 3 - 5%. Однако на XIII съезде Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности (Оборонпроф) 7 апреля речь шла не только о позитивных изменениях.
- Рост численности работников в оборонной отрасли - это замечательный показатель, - сказал в своем выступлении делегат съезда, председатель ФНПР Михаил Шмаков. - Но в целом положение предприятий нельзя назвать благополучным. Есть общие проблемы, с которыми надо работать. Правительство настолько задрало ключевую ставку, что кредит можно взять лишь под 25 - 30%. А рентабельность предприятия (если оно, конечно, не наркотики и не поддельные лекарства расфасовывает) составляет обычно не больше 8 - 10%. При этом нам непрерывно говорят о том, что у нас низкая производительность труда. А если мы обратимся к данным Росстата, то увидим, что в прошлом году общая прибыль выросла на 49%, а зарплаты - всего на 4%. И пусть хоть кто-нибудь скажет, что у нас зарплаты растут быстрее, чем производительность труда!
Еще серьезная проблема “оборонки” - высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом. По данным председателя Оборонпрофа Андрея Чекменева, с 2011 по 2015 год в отрасли на производстве погибли 55 человек, причем на предприятиях, занимающихся производством взрывчатых материалов, снаряжением и утилизацией боеприпасов, число таких случаев выросло на 30%.
- Работодатели должны выплачивать компенсацию всем семьям погибших при производстве взрывчатых материалов и снаряжении боеприпасов в размере десятикратного заработка погибшего за последние 12 календарных месяцев. Так, в ОАО “Государственный НИИ машиностроения” семья погибшего получила 11 млн рублей, - сообщил Чекменев. - Думаю, что такие финансовые расходы будут способствовать изменению ситуации. Работодателю будет все дороже не выполнять требования охраны труда.
Чаще всего причиной несчастных случаев становится старение и износ действующего оборудования и отсутствие передовых технологий. И демонстрирует это несчастный случай, произошедший в марте на оборонном предприятии в городе Котовске. Погибли пятеро.
- Расследование еще ведется. Но, скорее всего, причиной тому стало нарушение технологического процесса, - подчеркнул один из делегатов съезда. - И такая ситуация возникает часто…
Для усиления контроля за состоянием рабочих мест профсоюз намерен обратиться в Минтруд по вопросу проведения спецоценки на рабочих местах по производству взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжения боеприпасов - с учетом специфики производства. В профсоюзе считают, что для этих рабочих мест необходимо проводить спецоценку условий труда с учетом устанавливаемых на федеральном уровне особенностей, то есть расширять перечень измеряемых факторов, и усиливать контроль. А наиболее опасные рабочие места нужно отнести к 4 классу вредности (экстремальные условия труда) без проведения спецоценки.
- Было бы скучно работать, если бы государство что-нибудь не устроило, - заявил генеральный директор Федерального научно-производственного центра “АО “ЦКБ “Титан” Виктор Шурыгин. - Вот нам и устроили 275-й закон!
И это, скорее, общее мнение делегатов съезда по поводу новаций федерального закона “О государственном оборонном заказе” (ФЗ-275). Целью нововведений было создание системы контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на исполнение гособоронзаказа. (Основные элементы данной системы: институт уполномоченных банков, отдельные банковские счета, единый идентифицированный номер по всей цепочке расчетов, единая информационная система расчетов.) И действительно, контроль ужесточился, но взамен на предприятиях отрасли возникли новые проблемы.
По словам Юрия Милехина, директора ФГУП “Федеральный центр двойных технологий “Союз”, в первую очередь реализация закона мешает решать социальные вопросы:
- Закон изменил ситуацию с авансированием. Теперь аванс составляет 40% от общей стоимости госзаказа. Этих денег не всегда хватает и на материалы, и на зарплату. И предприятия вынуждены привлекать собственные средства. К тому же мы не можем накапливать деньги на решение социальных вопросов. Мы вынуждены это делать только с прибыли. То есть откладывать решение вопросов, например по организации оздоровления работников, до момента выполнения заказа и полного по нему расчета.
В ответ Олег Бочкарев, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, пояснил делегатам съезда, что система авансирования была изменена из-за нарушений, допускавшихся самими предприятиями:
- Раньше авансирование проводилось в начале года, а сейчас - поквартально. Потому что половину выделенных средств мы обнаруживали на депозитах. И изменения 275-го закона - это реакция президента на происходящее.
Изменения в законе устанавливают очень узкий перечень статей расхода бюджетных денег. Это дало некоторым руководителям предприятий повод отказывать в перечислении профвзносов как “нецелевых”, хотя профвзносы являются частью оплаты труда работников и не относятся к сфере действия 275-го закона:
- Некоторые руководители отказывались перечислять профвзносы, ссылаясь на 275-й закон. Но как только мы предлагали им формализовать это и написать отказ на бумаге, проблема решалась. Ни один директор письменного отказа не дал, - рассказал Андрей Чекменев.
Не осталась без внимания делегатов съезда и тема объединения профсоюзов, необходимость чего обсуждается в Оборонпрофе с 2004 года при поддержке ФНПР.
- Нам необходимо объединение профсоюзов, это путь любой страны, - заявил на съезде Михаил Шмаков. - В той же Германии было 22 профсоюза, а теперь всего 11. У нас сейчас могут объединиться семь профсоюзов. Готовность выражают всего три. Но процесс надо продолжать - ведь проблемы у профсоюзов одинаковые.
Проблемы эти, действительно, давно всем известны. В первую очередь - падение численности. Количество членов профсоюзов в оборонно-промышленном и машиностроительном комплексах за последние пять лет сократилось на 400 тысяч. Первички ликвидируются, а на 145 обкомов, рескомов и крайкомов профсоюзов приходится всего 108 штатных работников. Объединение могло бы решить и финансовые проблемы, и проблему влияния: объединенный профсоюз насчитывал бы более миллиона человек.
Андрей Чекменев рассказал, что сейчас активно поддерживают объединение Оборонпроф, профсоюзы работников Роспрофмаша и Автосельхозмаша. Участие в процессе остальных остается под вопросом. Дело в том, пояснил Чекменев, что у отдельных профсоюзных руководителей возникли сомнения в целесообразности структурных преобразований профсоюзов. Есть серьезные разногласия и в вопросе формирования единой финансовой политики объединенного профсоюза - структура распределения взносов в профсоюзах различна. Между тем выработкой этой политики занимается оргкомитет, куда входят и представители ФНПР. По словам Чекменева, в настоящее время комитет занимается также разработкой устава и структуры территориальной организации нового профсоюза и договора между профсоюзами об объединении.
Предполагается, что внеочередные съезды профсоюзов по решению вопросов реорганизации должны пройти в единые сроки. При этом людям не придется писать заявление о выходе из одной организации и вступлении в другую. Профбилеты будут действовать до получения билетов единого образца. Есть для нового профсоюза и рабочее название - Российский профсоюз работников промышленности.
Рассказав о перспективе, Чекменев обратился к делегатам съезда с предложением проголосовать по вопросу создания единого, крупного профсоюза. И абсолютное большинство из них объединение поддержали.
Но это - дело будущего. А 7 апреля делегаты приняли поправки к уставу профсоюза, приведя его в соответствие с изменениями в законодательстве, и единогласно переизбрали председателем Оборонпрофа Андрея Чекменева.
- Андрей Иванович, вы хоть сами бы воздержались, - укорил главу профсоюза глава мандатной комиссии.
- А зачем? - закричали из зала.
За первую половину 2015 года темпы роста объемов промышленной продукции оборонно-промышленного комплекса выросли на 13 - 25% (в зависимости от типа производства). Одновременно повышается и зарплата работников. Среднемесячная заработная плата за 9 месяцев 2015 года составила:
- в промышленности обычных вооружений - 34 тыс. рублей;
- в промышленности боеприпасов и спецхимии - 29,3 тыс. рублей.
Среди социально-экономических проблем оборонных отраслей председатель Оборонпрофа Андрей Чекменев назвал:
- недостаточные объемы гособоронзаказа;
- поздние сроки проведения конкурсов и заключения контрактов;
- снижение доли авансирования гособоронзаказа;
- изменение порядка финансирования гособоронзаказа;
- низкую долю гражданской продукции.