Центральная профсоюзная газета16+
Финансы против «социалки»

Социальный блок правительства не намерен пересматривать свои расходы

Российские работодатели намерены ответить экономическому кризису увольнениями работников, увеличением цен на продукцию и сокращением инвестиционных программ. Об этом говорится в материалах заседания Российской трехсторонней комиссии, прошедшего 24 апреля. Что касается бюджетной сферы, то накануне Минфин предложил «вернуться к идее оптимизировать расходы на социальные учреждения». Однако вице-премьер Ольга Голодец заявила, что пересмотра бюджета в зоне ответственности социального блока правительства не планируется. Тем не менее вероятность такого пересмотра подтверждается практикой принятия решений в Белом доме.

Пересмотра не будет

Социальный блок правительства не намерен пересматривать расходы бюджета в своей сфере, заявила 24 апреля журналистам вице-премьер Ольга Голодец:

- Те ориентиры, которые мы для себя наметили по всем параметрам социальной политики: в здравоохранении, образовании, пенсиях – мы не намерены пересматривать. Это хорошие ориентиры, и мы их намерены достигнуть.

Ранее в этот же день на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) председатель ФНПР Михаил Шмаков поинтересовался отношением вице-премьера к сообщению о том, что Минфин предлагает сократить бюджетные расходы на сферы культуры, образования и здравоохранения. Информация об этом появилась накануне в российских СМИ.

- Я прошу к этому относиться как к информации прессы, - ответила Шмакову Ольга Голодец. – У нас есть государственные (социальные. – П.О.) программы, утвержденные правительством при участии РТК. На сегодня мы можем ответить, что они достигают установленных показателей.

Напомним, 23 апреля «Коммерсант» сообщил, что «Министерство финансов предлагает правительству вернуться к идее оптимизировать расходы на социальные учреждения, в том числе школы, вузы, больницы, театры и музеи». По информации издания, одновременно на заседании правительства был представлен план «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений».

Как сообщала «Солидарность» в новостной ленте своего сайта, в Минфине считают основными проблемами социальных сфер чрезмерную численность работников и низкую производительность их труда. Министерство предлагает ввести стандарт оказания услуг, нацеленный на «повышение качества и доступности». Малые учреждения, загруженные работой менее чем на 50% своих возможностей, планируется сливать с крупными, а высвободившиеся площади распродавать. Какую-то долю услуг госучреждений предлагается отдать на откуп частным предприятиям.

Выслушав слова Ольги Голодец о том, что социальный блок правительства не собирается пересматривать расходы бюджета по своей части, Михаил Шмаков задал «контрольный» вопрос:

- То есть нам считать это (сообщения о планах Минфина. – П.О.) дезинформацией СМИ?

- Информацией СМИ, - все же уточнила вице-премьер.

Позже в беседе с журналистами она добавила, что, по ее мнению, «наши проблемы больше кроются в финансово-экономической сфере». Так, сообщила Голодец, отток капитала, прогнозируемый по итогам 2015 года, составит 110 млрд долларов, что «больше всех расходов на здравоохранение в Российской Федерации».

- Мы ожидаем от финансово-экономического блока эффективных мер по получению дополнительных доходов в нашем государстве. Основной проблемой развития рынка труда является недоступность кредитования – как для предприятий, так и потребительского кредитования, - считает вице-премьер.

...Или будет

Судя по материалам, представленным на заседании РТК стороной работодателей, такое положение дел не обещает ничего хорошего ни работникам, ни, вероятно, самим бизнесменам. Общероссийские объединения работодателей (самым крупным из которых является РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей) провели в марте-апреле анкетный опрос среди представителей российского бизнеса. Судя по данным опроса, недоступность кредитов и неплатежи со стороны контрагентов серьезно ощутили на себе более 21% опрошенных компаний. Почти половина – более 42% - уже жалуется на недостаток оборотных средств.

Пятая часть опрошенных успели использовать методы сокращения рабочего времени для экономии денег. А четверть всех организаций, участвовавших в опросе, за последний месяц прибегали к сокращениям персонала. Что неудивительно, если учитывать, что почти треть респондентов зафиксировали падение спроса на свои товары и услуги. Половина компаний намерены сократить расходы на персонал в ближайшем будущем. Вообще же сокращать свои расходы тем или иным способом планируют без малого 90% опрошенных.

При этом повысить доходность путем повышения цен на продукцию планирует треть. А почти четверть компаний намерены свернуть инвестиционные программы, в то время как доля тех, кто хочет сохранить или развивать такие программы ниже в пять раз. Пятая же часть опрошенных собирается распродавать непрофильные активы, что, по-видимому, должно послужить звоночком профсоюзам: велика вероятность того, что такая распродажа будет сопровождаться выводом персонала в аутсорсинг.

Стоит отметить, что в отчете о результатах опроса, включенном в материалы заседания РТК, нет данных о количестве респондентов в абсолютных цифрах. Поэтому остается исходить из того, что РСПП считает свой опрос репрезентативным.

Отметим еще и вот что: то, что социальный блок правительства (в данном контексте государство стоит рассматривать как крупнейшего в стране работодателя) не планирует пересматривать расходы бюджета в сфере своей ответственности, само по себе не означает, что перемен не будет. Примером может служить история с «размораживанием» накопительной части пенсии как обязательного элемента пенсионного страхования, о чем 23 апреля сообщил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Согласно принятому решению, с 2016 года страна вернется к пенсионной схеме, против которой активно выступал тот же социальный блок во главе с Ольгой Голодец и министром труда Максимом Топилиным. После заседания РТК 24 апреля вице-премьер просто сказала журналистам то же самое, что и Медведев: накопительная часть пенсии вновь станет обязательной. Накануне в Минтруде отказались дать «Солидарности» комментарий по поводу решения премьера.

Справедливости ради, заметим, что по этому вопросу на заседании РТК высказался и министр труда:

- Премьер сказал лишь о сохранении накопительного компонента. Никаких других слов не было сказано, поэтому нужно посмотреть, что предложат в рамках поручения, которое дано правительством, Минфин и Минэкономразвития, - сказал Максим Топилин.

Однако такую выжидательную позицию можно рассматривать и как подтверждение того, что руководство правительства в своих решениях не слишком считается с представителями социального блока. В конце концов, решение – чем бы ни увенчались ожидания министра Топилина – было принято в обход той же РТК.

Между тем, по сути, только ФНПР продолжает открыто настаивать на том, что накопительная часть пенсии должна иметь сугубо добровольную основу. Об этом в комментарии «Солидарности» заявил руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.

- Позиция ФНПР остается неизменной: мы настаиваем на том, чтобы накопительный компонент пенсионной системы из обязательной части был переведен в добровольную, - сказал Добромыслов. – Финансово-экономический блок правительства говорит о том, что средства из накопительной части пенсий - это «длинные и дешевые деньги». Это правда, но почему-то они совершенно не говорят о том, что эти деньги надо будет потом возвращать пенсионерам.

Константин Добромыслов обращает внимание на то, что «дешевизна» средств, которые будут поступать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), говорит о том, что на них «вряд ли будут начислены большие инвестиционные доходы». Напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев, объясняя решение правительства, говорил, что «пенсионные средства должны быть источником длинных инвестиций для экономики». Эксперт из ФНПР, в свою очередь, считает, что капиталоемкость потенциальных финансовых проектов, в которые можно было бы вложить полученные НПФ пенсионные средства, не позволит получить такую доходность, чтобы пенсионные накопления россиян не обесценились и хотя бы сохранили покупательную способность на протяжении 40 - 50 лет.

- Для того чтобы этот механизм заработал в полном объеме или будущие пенсии хотя бы сохраняли покупательную способность, годовой рост валового внутреннего продукта России должен составлять хотя бы 7 - 10%, - считает Добромыслов.

А рост ВВП России по итогам 2014 года, согласно данным Росстата, составил 0,6%.

- Сегодня приходится говорить о тех «длинных и дешевых» деньгах, которые никогда не вернутся к вкладчикам, то есть будущим пенсионерам. А правительство заставляет людей играть в эту «рулетку», - констатирует собеседник «Солидарности».

Нам же, похоже, просто остается следить за «мыльной оперой», в которую давно превратилась бесконечная пенсионная реформа. Тем более что сейчас остроты сюжету придают экономический кризис и соответствующие настроения работодателей (включая государство), описанные выше.

 

Автор материала:
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности