Есть несколько тем, по которым надо определиться содержательно ДО начала военных действий.
На прошлой неделе в Екатеринбурге прошел информационный профсоюзный семинар Уральского федерального округа. Одной из основных тем обсуждения стала тема правильного, если можно так сказать, участия профсоюзов в информационных войнах. Не секрет, что на профсоюзы нередко “наезжают”, используя СМИ. Причем как печатные, так и электронные. Соответственно, вопрос: как встречать эти “наезды”, что им противопоставить?
Некоторые участники форума с сомнением восприняли использование термина “война”. В том смысле, что “мы за мир”. Впрочем, подобная позиция никогда и никого (не только профсоюзы, но и целые государства) от нападений не защищала. Термин как раз правильный. И вначале нужно четко уяснить себе, что, несмотря на “социальный мир”, “социальное государство” или “социальное партнерство”, против профсоюзов используются в информационной сфере методы, ничем не отличающиеся от военных. Если этого понимания не будет, можно, как Ипполит Матвеевич Воробьянинов, беспомощно обращаться к любителями шахмат из Нью-Васюков: “Господа, неужели вы нас будете бить?!” Не надо сомневаться. Будут.
С точки зрения технической понятно, что готовиться к таким войнам нужно заранее. Подбирать “говорящие головы”, которые будут готовы дать профсоюзную оценку ситуации. Налаживать связи (формальные и неформальные) с журналистами. Быть готовыми к тому, что на профсоюзную информацию в СМИ противники поставят “блок”. А значит - думать о том, как этот “блок” обойти. Обо всем этом тоже шел разговор.
Но есть и еще несколько тем, по которым надо определиться содержательно ДО начала войны.
Если война, значит, есть враги.
Кто они?
Риторический вопрос. Потому что ими могут быть и бизнес, и власть (например, как крупнейший работодатель, отказывающийся повысить зарплату бюджетникам; или чиновники, которые неправильно, одномерно понимают свои функции - защищать исключительно бизнес). Это и политические партии, которые хотят порулить профсоюзами либо их уничтожить. Это и конкуренты на профсоюзном поле.
Нужно понимать также, что далеко не всегда поводом для войны является попытка захвата профсоюзной собственности. Тогда - вокруг чего война?
Если проанализировать конкретные ситуации, то войны возникают тогда, когда профсоюз пытается оказать влияние на решение существенных вопросов. Честно говоря, не помню, чтобы были информационные войны вокруг конкурсов профмастерства или елок. А вокруг повышения зарплат - были. И вокруг льгот - были. И вокруг сокращений. И вокруг профсоюзных выборов.
Вывод: повод для информационной войны, для нападения на профсоюзы - это ситуации, когда профсоюз пытается реально отстоять права своих членов.
Кстати - задумайтесь и над другой стороной этого вопроса. Почему мы почти не встречаемся с информационными войнами вокруг отраслевых или региональных соглашений? На память могу привести только два примера: Генеральное соглашение двухлетней давности и соглашение энергетиков... В остальных соглашениях отсутствует предмет для войн?
А в чем ресурсы профсоюза в информвойне?
Это не деньги и не административный ресурс. Конечно, нужно уметь использовать специфические знания, но это только часть ресурсов. И они неспецифичны для профсоюзов - ими может овладеть любой. Главный ресурс профсоюзов - структура. Ее потенциальная возможность дойти напрямую до каждого члена профсоюза. Снизу вверх и сверху вниз. Но это - в потенции. На практике - она очень раздробленная и закукленная. В чем-то даже, извините за выражение, чуть ли не феодальная. То есть каждый регион или отрасль на каждом уровне сидит в своем “замке”. Почта “наверх” оттуда выходит в виде голубиных посланий: неизвестно, получили ее где-либо или нет. А почта “вниз” сбрасывается часто в виде не вполне понятных документов...
Попыткой выйти за пределы “информационного феодализма” стали рекомендации информкомиссии Генсовета ФНПР, где подробно прописано, какие инструменты должны быть в профсоюзах на каждом уровне и кто за них отвечает. В мирное время такая система должна работать в обычном режиме. А в момент информационной войны использоваться для массированного и одинакового доведения информации до членов профсоюза. Пока с этим есть проблемы. Скажем, я знаю, что материалы по отпору информационной атаке на профсоюзы в связи с попыткой захвата спорткомплекса “Планерная” рассылались во все отраслевые профсоюзы и региональные профобъединения. А опубликовали их на своих сайтах или в изданиях - процентов 60. Мне кажется, что одна из регулярно повторяющихся ошибок профсоюзов в информационных войнах - это подход “у нас проблемы - мы сами справимся, а чужие проблемы нас не затронут”. Но ведь у нас внутри ФНПР формируется общая репутация. А значит, наезды на одного должны вызывать ответную - общую! - волну.
И еще один аспект. На форуме возникла полемика: а могут ли профсоюзы, чтобы добиться результата, сами становиться “зачинщиками” информационной войны? Интересный вопрос, не правда ли?!