Центральная профсоюзная газета16+

По ту сторону принципа невмешательства

Читая одну книжку, набрел на старую притчу. В некотором лесу плохо стало жить зайчикам. Лисы нападают, волки преследуют...

Зайчики собрались на поляне решать, что делать. Один заяц предложил: на опушке в дупле живет мудрый филин, надо идти к нему, он подскажет. Делегация зайцев пришла к филину и изложила суть проблемы. Филин поразмышлял и предложил: выход есть, вам нужно превратиться в ежиков - ежикам жить безопаснее. Делегация вернулась и торжественно изложила высокому собранию зайцев предложение филина. Ответ общества прозвучал примерно так: “Мы-то готовы. Но как это сделать?” Та же делегация снова пришла к филину и спросила: “Как нам переделаться?” На что филин им сказал, что его дело - стратегическое решение проблемы. А вопросы тактики - не очень волнуют...

Чем дальше, тем больше мне эта притча напоминает процесс обсуждения модернизации профсоюзов. В том смысле, что все вроде бы представляют себе: какие проблемы нужно решить, каких опасностей в процессе модернизации избежать и примерно к чему прийти. В первом приближении - рабочая группа, созданная Генсоветом ФНПР, даже формулирует уставные предложения для этих изменений. В связи с этим хочу обратить внимание профсоюзного читателя на некоторые проблемы, которые пока что находятся за пределами внимания рабочей группы.

Сейчас члены рабочей группы уже длительное время и с разной степенью поддержки обсуждают вопросы об уставных принципах ФНПР и выборах внутри профсоюзных структур. Но есть и вопросы, которые относятся не к уставным (внутренним правовым нормам), а к вопросам дееспособности. Имеется в виду следующая проблема. На сегодня в статусе членских организаций ФНПР находятся отраслевые профсоюзы и региональные профобъединения. Однако уровень дееспособности отраслевых профсоюзов очень разный. Это относится и к степени финансовой независимости, и к организационным ресурсам. Не является секретом, что существенная часть отраслевых профсоюзов не обладает достаточными финансовыми и организационным ресурсами, чтобы оказывать должную поддержку региональным комитетам, первичкам и рядовым членам профсоюзов. У кого-то такая ситуация возникла по объективным причинам, у кого-то - по субъективным. Без разницы, поскольку результат для регионов, первичек и членов профсоюза один и тот же: нет поддержки.

Казалось бы, раз московский центр не в состоянии работать - значит, надо либо реорганизовывать структуру, либо сливаться или присоединяться к другому профсоюзу. Но ситуация еще сложнее, поскольку часто у недееспособного профсоюзного центра есть недееспособные региональные комитеты. Опять-таки - по разным причинам. Но точно так же, как и в Москве, все эти региональные комитеты входят в руководящие органы региональных профобъединений, обладают ровно таким же правом голоса, что и крепко стоящие на своих ногах профсоюзы. И еще нюанс. Именно региональные комитеты в регионе влияют на избрание руководства профобъединения, а в Москве - на выборы руководства профсоюза. Результат: в слабых отраслевых профсоюзах отсутствует движущая сила к внутренним преобразованиям через модернизацию или слияние (присоединение) с другим профсоюзом.

Поскольку в качестве одних из основных идеологем в ФНПР приняты отраслевой принцип и принцип “невмешательства во внутренние дела членской организации”, то и повлиять на эту ситуацию со стороны, не изнутри профсоюза, практически невозможно. То есть, конечно, на уровне отдельного региона - возможно. И некоторые даже влияют. Но эти формы никак не связаны с уставными нормами, это все такое “теневое воздействие”. Результат приносит. Но, согласитесь, жить-то нужно по закону, а не по понятиям или “теневым воздействиям”.

Переломить эту ситуацию можно. И довольно несложно. Для этого нужно сделать три вещи. Первая вещь уже сделана некоторое время назад: профсоюзные специалисты, занимающиеся организационными проблемами, разработали минимальные параметры, которым должен соответствовать отраслевой профсоюз. Второе. Надо провести оценку состояния отраслевых профсоюзов на предмет соответствия этим минимальным стандартам. Третье. На основании полученной оценки коллегиальным органам ФНПР принять план действий, или - более современно - “дорожную карту”. В соответствии с принятой “дорожной картой” отраслевые профсоюзы, не отвечающие минимальным критериям, должны провести либо реорганизацию, либо слияние (присоединение) с иным профсоюзом. И, естественно, в случае принятия такого алгоритма действий так называемый “принцип невмешательства” претерпевает серьезные изменения. На мой взгляд, это нормально. Потому что недееспособный профсоюз своим бездействием наносит серьезный ущерб репутации всей Федерации, равно как и своих коллег из других профсоюзов.

И еще нюанс. В нескольких регионах по инициативе местных профобъединений избранные там председатели одновременно являются представителями ФНПР. Вопрос: чисто гипотетически - почему такая модель может работать в регионе и не может в отраслевом профсоюзе?

Все поставленные в заметке вопросы относятся как раз к тактическим вопросам “переделки зайчиков в ежиков”. Пока что, к сожалению, коллегиальные органы ФНПР в такой интерпретации их не рассматривали. Однако, как мне кажется, считать, что “недееспособный профсоюз когда-нибудь умрет, и тогда на его руинах возникнет...” - это расчет на слишком длинный срок. Практика показывает: такие профсоюзы не умирают, а - извините - мумифицируются и в таком состоянии продолжают свои “байки из склепа”. Кстати, голосуя на заседаниях тех самых коллегиальных органов.

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности