Большая вода сходит, но большие проблемы остаются. Городской театр, построенный над подземным озером, вот-вот может уйти под воду, если не начать работы немедленно. Между тем, официально выделенные на ремонт деньги нескоро преодолеют бюрократические препоны, и даже их может не хватить, чтобы вовремя спасти стены от разрушения.
Чуть меньше месяца прошло с того момента, как вода Амура начала отступать, освобождая районы, пострадавшие от страшного наводнения. Жизнь в городе Комсомольск-на-Амуре почти вернулась в обычное русло - часть пострадавших домов восстановлена, над оценкой ущерба работает комиссия, деньги есть, надо только правильно и справедливо их распределить. Люди, которые не могут вернуться в свои дома до весны (в большинстве своем из пригорода), расселены из временных эвакопунктов в долговременные, то есть более похожие на дома. Остались некие локальные проблемы. Взять, например, улицу, часть домов по которой административно принадлежит городу, а часть - соседнему поселку. Дорога полностью размыта. Вопрос: кто будет ее чинить, город или поселок? До сих пор стоит вода в подвалах некоторых домов. Но пострадавшие не остаются без помощи, в том числе профсоюзной.
Однако со зданием городского Театра драмы дело обстоит не так просто, как хотелось бы. Наша газета уже писала про его проблемы, а профсоюзы принимали участие в сборе средств на восстановление (выкупив часть билетов на благотворительный концерт в пользу театра). Но поскольку мне удалось там побывать и своими глазами посмотреть, что происходит со зданием, мы возвращаемся к этой теме и просим всех, кто может, помочь театру.
Его можно назвать уникальным сразу по двум показателям. Во-первых, он был возведен по советскому проекту, разработанному специально для театральных зданий, и стал последним в своем роде. То есть это только театр, и ни подо что другое его помещения приспособить нельзя. А во-вторых, здание стоит на подземном озере, и паводок только приблизил его затопление. Вероятно, рано или поздно оно все равно произошло бы.
Интересно, что про грунтовое озеро было известно еще при рытье котлована. Поэтому в 1972 году его выкопали и на 10 лет бросили, а потом к 50-летию Комсомольска решили, что городу совершенно необходимо к юбилею открыть театр, и здание быстренько достроили. Чтобы театр сразу не утонул, было разработано оригинальное инженерное решение - металлическая ванна внутри фундамента, которая должна была удерживать грунтовые воды. Что она и делала до сего года.
В подвале театра расположены электрощиты и калориферы отопления зрительного зала, а также два насоса для откачки грунтовых вод в случае подтопления подвала (время от времени вода просачивалась внутрь). Когда Амур вышел из берегов, то переполнились и грунтовые реки, вода перелилась через края металлической ванны и хлынула в подвал. Буквально за час уровень воды достиг трех метров и затопил и электрощитки, и насосы, и калорифер. В подвале буквально плавали рыбы, и в какой-то момент рухнул кусок стены.
Поскольку о приближающемся наводнении в Комсомольске было заранее известно, в здании постоянно дежурили инженеры и директор. Был сразу отключен рубильник, удалось избежать короткого замыкания, срочно вызвали пожарную машину с насосом, воду начали откачивать. Постепенно ее уровень снизился, были закуплены еще два насоса, два утонувших починили и тоже подключили. Пожарных отпустили.
Пик наводнения прошел, город постепенно освободился от воды, а в здании театра вода держится на уровне 5 - 10 см и продолжает переливаться через края ванны. Четыре насоса работают круглосуточно и выкачивают ровно столько воды, сколько приходит. Но уже зима на носу, в Комсомольске уже 5 - 10 градусов мороза (жители это за мороз не считают), со дня на день ожидается понижение температуры. В ноябре театр должен открыть двери для зрителей (так, во всяком случае, заявила администрация).
В настоящий момент все документы по восстановлению театра собраны и поданы в комиссию при администрации города. Работы оцениваются в 5 млн рублей. Деньги есть, на ремонт хватает, но их надо выделить, перечислить, заплатить подрядчикам, и тогда только можно будет браться за дело.
- Я считаю, что нам нужно начать восстановительные работы не позднее 21 - 23 октября, - говорит инженер-электрик театра Виктор Марега, когда мы вместе, загребая воду, бродим по подвалу в резиновых сапогах. - До наступления серьезных морозов необходимо просушить подвал, чтобы вода, замерзая, не разрушила стены театра. Мне нужно восстановить щитки и отопительную систему зрительного зала.
Вид у подвала страшноватый - кусок стены обрушен, вода плещется и журчит по лестнице, эта самая металлическая ванна очень хорошо видна, вся ржавая. Под потолком подвала, как огромная улитка, висит труба воздуходува отопления зрительного зала, внизу лежат неработающие вентилятор и двигатель. Рыбы в подвале встречаются до сих пор. Каким образом возможно в ноябре открыть театральный сезон? Этот вопрос я задала директору театра Брониславу Украинскому:
- Сезон мы откроем в любом случае. Либо будем отапливать зрительный зал тепловыми пушками, либо, в самом худшем случае, выступать где-то на выездах.
- То есть трудовой коллектив театр не останется в этом сезоне без работы из-за наводнения?
- Нет, конечно, это совершенно исключено. Но вы поймите, 5 миллионов - это только пластырь, это нисколько не лечение нашей, образно говоря, раны. Озеро, на котором стоит наш театр, вероятно, переместилось в результате наводнения, а может быть, и само по себе (я не гидролог, ничего в этом не понимаю), вода не уходит. Металлическая ванна, которая сдерживала грунтовые воды, больше не справляется со своей задачей. А для того, чтобы исправить эту конструктивную особенность, нужно не 5, а все 30 миллионов рублей. Нужно откапывать фундамент, как-то его гидроизолировать, это совсем другая работа и по времени, и по деньгам.
- А не дешевле переместить театр в другое здание?
- Театр - это не клуб и не Дом пионеров. У нас мастерские, два зала, грим-уборные и все прочие технические помещения. Все это не так просто и вряд ли дешевле...
- Вы рассчитываете получить помощь от администрации в нужном объеме?
- Да, безусловно. Мы получим заявленные 5 миллионов. Меня даже не пугают подступающие морозы, будем восстанавливать, одновременно выступать и репетировать. Кроме того, мы получаем помощь, и моральную и материальную, от других театров - сахалинский Чехов-центр, Тульский театр драмы, Иркутский музыкальный театр уже перечислили на наш расчетный счет деньги. Мы этого совершенно не ожидали, было необыкновенно приятно, и это очень поддерживает. Но боюсь, что восстановительных работ хватит ненадолго...
Вот такая драматическая ситуация сложилась вокруг единственного в Комсомольске-на-Амуре Театра драмы. И наводнение, и грехи прошлого - все в одну кучу. Кто готов и хочет оказать помощь театру - может перечислить деньги на его счет:
ОГРН 1022700528410
ИНН 2703003672 КПП 270301001
УФК ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ (МУК «Драматический театр» ЛКС 20226000090)
Р/С 40701810000001000008
БАНК: ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, Г.ХАБАРОВСК
БИК 040813001
АДРЕС: 681003, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Первостроителей, 11
В платежном поручении обязательно указать:
Назначение платежа – добровольное пожертвование
КБК – 02930303040040000180
Вдруг насобираем на то, чтобы решить проблему, спасти и здание, и коллектив? Там, кстати, и первичная профсоюзная организация имеется...