Поскольку “статистика знает все”, давайте посмотрим на реальные цифры доходов россиян.
На прошедшем заседании Генсовета ФНПР все разговоры вокруг будущего Генерального соглашения шли по одной линии: согласится ли правительство с темпами роста МРОТ, которые предлагают профсоюзы, или соглашение будет подписано с разногласиями? Для чиновника наличие “разногласий” - это как бы признак неблагополучия в вверенной ему вселенной. И основание для возможных претензий к нему со стороны вышестоящих небожителей. Поэтому и вице-премьер Ольга Голодец, и министр труда Максим Топилин, приехавшие на собрание, настаивали, чтобы соглашение было-таки подписано без разногласий. А как “без разногласий”, если, по мнению Минфина, МРОТ и к 2018 году не сравняется с прожиточным минимумом? Еще большое спасибо приехавшим государственным руководителям за то, что в своей аргументации они не ссылались на “низкую производительность труда”. В отличие от частных работодателей, для которых это прямо-таки мантра. Впрочем, Ольга Голодец все-таки упомянула о том, что задачи, поставленные прошлогодними майскими указами президента Путина, уже сильно продвинулись в выполнении. А поскольку “статистика знает все”, давайте посмотрим на реальные цифры доходов россиян.
На сайте Росстата в разделе “Население” (подраздел “Неравенство и бедность”) есть интереснейшая таблица со страшным названием “Средний, медианный и модальный уровень денежных доходов населения в целом по России и по субъектам Российской Федерации за 2012 год”.
Разберемся с терминами.
Самое простое - “средний уровень доходов”. Если не вполне научно, то это все доходы населения (без кредитов и сбережений), поделенные на численность населения. По таблице, у нас в стране в 2012 году среднедушевой доход был 22 954 рубля в месяц. Такая неплохая, растущая цифра.
Чуть сложнее “медианный доход”. Медиана - это такая черта в доходах, которая делит все население на две равные части. Одна половина населения получает больше этой черты, другая - меньше. Так вот медианный доход в прошлом году был уже меньше - 16 935 рублей в месяц.
Предварительный вывод: более половины населения получает доходов в месяц менее 16 935 рублей. Это, кстати, не только зарплата, но и все остальные выплаты: пенсии, пособия и т.д.
Но все эти исчисления бледнеют, если мы подойдем к третьей, “модальной” характеристике уровня доходов россиян.
“Модальный среднедушевой доход” - это, цитирую, “значение среднедушевого денежного дохода, наиболее часто встречающееся в данном ряду распределения”. То есть “средний уровень дохода” - это “средняя температура по больнице”. А вот “модальный доход” - это та “температура”, которая чаще всего встречается в больнице. Тот доход, который получают чаще всего. И вот эта “самая частая цифра”, согласно данным Росстата, в 2012 году в России составляла... 9218 рублей.
Такие удивительные открытия не будут удивительными, если вспомнить о расслоении в доходах между “дорогими” и “не очень дорогими” россиянами. Мы же прекрасно представляем, что доходы наиболее богатых россиян не в два раза выше “средней температуры по больнице” в виде 22 954 рублей. И не в три раза. И не в десять раз. А зачастую и не в двадцать раз. Так почему же нужно удивляться тому, что большинство получает существенно меньше “средней температуры”? Большинство получает такие доходы не потому, что в стране нет денег. Глупо думать, что если именно у вас нет денег, то и ни у кого их нет. Большинство получает такие доходы вследствие несправедливой системы перераспределения совокупно заработанных средств. При этом каждого, кто скажет об этой несправедливости, назовут П.П. Шариковым и обвинят в призывах к “ниспровержению”. Хотя тут вполне можно обойтись налоговыми реформами и прогрессивной шкалой налогообложения.
Удивляет другое. Удивляет, что, обладая подобной информацией о реальных доходах россиян, высшие государственные чиновники заматывают вопрос о повышении МРОТ и - далее - зарплат, относя этот рост на период “не в этой жизни”. Удивляет радость, с которой говорят о росте доходов россиян, никак не соотнося этот рост с ростом цен и тарифов. Удивляет то, что занимаются этим люди, никак не пользующиеся подобным “масштабом цен” в своей реальной жизни. “Мы добились повышения пенсий на 300 рублей”. А спроси их, что можно купить на 300 рублей, и ответы могут поразить рядового слушателя.
А впрочем, даже это уже почему-то не удивляет...