В ближайшие три года оборонные расходы России увеличатся. Эксперты, собравшиеся 14 февраля на круглом столе “Деньги на оборону. Модернизация российской армии: ответ на актуальные вызовы”, считают, что потребность России в современном вооружении вызвана не только внешними угрозами - подошло и время крупных закупок. Мнения о том, насколько эффективно будут потрачены средства, разошлись.
В ближайшие три года расходы России на оборону должны увеличиться на 44% по сравнению с показателями прошлого года. Участники круглого стола “Деньги на оборону. Модернизация российской армии: ответ на актуальные вызовы” попытались понять, что это может дать России.
- Многие расценивают рост оборонных расходов как подготовку к войне, - говорит директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. - Это не так, хотя принцип “хочешь мира - готовься к войне” никто не отменял. Действительно, у нас запланировано 20 трлн рублей на перевооружение армии и 3 трлн рублей на переоснащение оборонно-промышленного комплекса.
Однако, считает Шаравин, это скорее свидетельствует не об увеличении боевой мощи, а о том, что армию начинают “приводить в порядок”. За текущий год лишь 26% вооружения в армии смогут заменить современными образцами. Что касается показателя в 70%, которого правительство хочет достигнуть к 2020 году, то эксперт не уверен, что это возможно.
Кстати, хотя Россия и увеличивает бюджетные расходы на оборону, они все равно в 9 раз меньше, чем расходы США, и в 2 раза меньше, чем Китая.
По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, у России предостаточно поводов наращивать военные расходы на оборону:
- У Китая и Японии есть территориальные претензии к России. Когда Америка выведет свои войска из Афганистана, экстремисты хлынут в Центральную Азию, а там мы обещали поддержку многим странам. Не исключены конфликты в Иране и Нагорном Карабахе. Не исключено ухудшение отношений с Грузией. И надо принять в расчет, что наши ближайшие соседи, Финляндия и Польша, в последние годы тоже наращивают военный потенциал.
Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев считает наиболее вероятными проблемы, связанные с выводом войск из Афганистана. Но в целом увеличение расходов вызвано вполне прозаическими причинами: “Россия снова возвращается в Арктику. Нужно восстанавливать аэродромы, связь, дороги. Да и просто нам надо воссоздать свой оборонный комплекс, который был практически разрушен за 20 лет. Нужно осовременить военное оборудование”.
- Сейчас корабельный состав флота России почти тот же самый, что был и в 1985 году, с лишь незначительным “вкраплением” современных судов, - пояснил вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. - Большинство судов нуждаются в капитальном ремонте. В танковых войсках - та же проблема. У России менее 500 современных танков. У Китая - свыше 2,5 тысяч, у США - свыше 3 тысяч. У нас есть высокоточные ракеты, они соответствуют всем требованиям. Но их несколько десятков, а у США более 5 тысяч “Томагавков”.
Как полагает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, на воссоздание военно-промышленного комплекса уйдет не менее десяти лет. И гарантий, что деньги будут успешно потрачены, нет. С ним согласен директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин:
- В том же США большой оборонный заказ вызывает приток средств в гражданский сектор. У людей есть заработная плата, и, соответственно, решаются социальные проблемы. В нашей стране нет гарантий, что произойдет так же, - у нас оборонный бюджет закрыт.
Председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей Чекменев пояснил “Солидарности”, что опасения экспертов по большей части напрасны:
- Уже третий год в оборонном комплексе действуют федеральные целевые программы. В рамках этих программ выделяются деньги на строительство новых зданий и сооружений, на приобретение оборудования и новых технологий. Эти программы действуют успешно. Предприятие, которое может обосновать свои расходы, представив проект, получает деньги. К примеру, завод заявляет, что для производства вооружения, которое значится в государственной программе, ему нужна реконструкция какого-то производства. Заявка рассматривается комиссией, и если проект оправдан финансово и технологически, то выделяются средства.
Что же касается прозрачности бюджета, то в Российской Федерации все расходы проводятся в рамках Государственной программы вооружения, принятой на десять лет. Сейчас действует программа, рассчитанная на 2011 - 2020 годы. Ежегодно гос-оборонзаказ выстраивается исходя из задач, определенных в десятилетней программе. Затем объявляется конкурс на поставку того или иного вида вооружения. Так происходит последние три года, и, на мой взгляд, процедура более чем прозрачна, никаких поводов для опасений я не вижу. Увеличение расходов на перевооружение, скорее всего, связано с тем, что подошло время крупных закупок. К примеру, кораблей или подводных лодок - это очень затратно.
Не стоит также опасаться закупок иностранного вооружения - сейчас ставку делают на отечественных производителей, известных на рынке. Однако если появится новое предприятие, которое сможет делать качественную продукцию, то никаких гарантий заказов у традиционных исполнителей не будет.