На первый взгляд, Кругловск - обыкновенный российский город. Расположен вдалеке от туристических троп и шумных автострад. Кругловск чист и уютен, если не обращать внимания на развалины двух церквей, заброшенные стадион с дворцом культуры и вонючий пруд в самом центре.
Говорят, что в давние времена на месте этого пруда была городская площадь, на которой как-то появился след от лошадиного копыта. След превратился в лужицу, лужица - в лужу, потом в яму с водой, а уже яма - в заросший городской пруд, излюбленное место отдыха кругловцев, которые решили думать, что их пруд возник на месте метеоритного кратера и его вода целебная. История обычная.
Но есть в Кругловске нечто такое, что ставит его на один уровень с голландским Хорном, городом сыроваров, или швейцарским Ла-Шо-де-Фоном, городом часовщиков, или даже Санкт-Петербургом, городом президентов. Кругловск - город мерчендайзеров. Уже несколько веков там рождаются, живут и умирают только мерчендайзеры. Первый из них, как утверждают исследователи кругловского мерчендайзинга, появился еще во времена Павла I, в 1798 году. Звали мерчендайзера Сергей Круглов, и именно его портрет кисти Иоганна Баптиста Лампи Младшего висит на почетном месте в Кругловской художественной галерее. Главный мерчендайзер галереи, Елизавета Сергеевна Круглова, рассказала, что картина Лампи Младшего “Портрет мерчендайзера” висит на лучшем месте: “Ведь это не только великолепная живопись, это еще и история нашего города!”
Но Сергей Круглов не сразу стал мерчендайзером! Кем он был раньше? Откуда пришел в Кругловск? Почему именно он стал основателем известной теперь на весь мир династии кругловских мерчендайзеров? И почему именно их, а не, скажем, зеленщиков? Старший мерчендайзер Кругловского краеведческого музея Елена Анатольевна Круглова знает о кругловском мерчендайзинге все, поскольку защитила докторскую диссертацию “Сергей Круглов - путь из варягов в мерчендайзеры”. По ее словам, Круглов пришел в Кругловск из финского Зеленграда вместе с рыбным обозом, что было тогда популярным и доступным способом передвижения российского среднего класса. Да, Сергей, несмотря на русскую фамилию, был финном, хотя финского языка не знал, как, впрочем, и русского. Поначалу он и не помышлял ни о каком мерчендайзинге. Осматривался, обустраивался, учил язык, обзаводился знакомствами, что вылилось в его женитьбу на дочери купца Круглова, красавице Леночке. Круглов взял за ней хорошее приданое и старинную фамилию, став Кругловым-Кругловым, а вскоре у них родилась дочка Машенька. Сергей обожал дочку, часами наблюдал за ней и вскоре заметил одну странность - Машенька обожала переставлять, перевешивать, словом, менять местами вещи, веками стоявшие в своих углах.
Кругловские лекари не нашли у нее никаких психических отклонений, столичные светила, к которым родители свозили Машеньку, - тоже, а знаменитый немецкий профессор прописал лечение хинином и оздоровительное дыхание по его методике. Кругловы-Кругловы разочаровались в медицине, смирились с Машенькиной странностью и вернулись в Кругловск. Как-то, зайдя вместе с отцом в лавку ее деда-купца, Машенька так удачно поменяла местами холстину с пенькой, что покупатели тут же все раскупили. Сергей задумался, дома заперся в кабинете, а уже вечером вслух читал домочадцам и слугам свой знаменитый “Трактат о введении мерчендайзинга в России”. Так началось триумфальное шествие кругловского мерчендайзинга сначала по России и Европе, а позднее и по всей планете.
В наше время магазины самых знаменитых марок считают долгом иметь в штате русского мерчендайзера. Выпускники КУМа, Кругловского университета мерчендайзинга им. С. Круглова-Круглова, работают в магазинах Липецка и Костромы, Кейптауна и Парижа, в автосалонах Токио и на базарчиках Бессарабии. Выставляют и переставляют товар в лондонских “Харродсе” и “Селфриджесе”, в московских ГУМе и ЦУМе, в шведской “Икее” и во французском “Ашане”. Даже в Амстердаме, в районе “красных фонарей”, работают кругловские мерчендайзеры, а работа там - очень непростая: товар в “красных фонарях” живой, часто с истекшим сроком годности, но с амбициями и опытом самостоятельных продаж. Кругловцы и там справляются, ведь за их плечами не только КУМ, но и многовековой кругловский мерчендайзинг. В Кругловске даже дети, когда родители просят их поставить молоко в холодильник, переставляют прокисшее на уровень глаз, а свежее - вниз. Видимо, они появились на свет уже со знанием главного закона русского мерчендайзинга...
Феномен возникновения кругловского мерчендайзинга и завоевания им всего мира еще ждет своих летописцев. А в самом Кругловске ждут акушеров и воспитателей детсадов, учителей и продавцов, официантов и работников ритуальных служб. Сами кругловцы, кроме как переставлять товар с полки на полку, делать ничего не умеют, поэтому... Россияне! Приезжайте в тихий и славный город Кругловск, на родину мерчендайзеров! Вас ждет здесь интересная и высокооплачиваемая работа по многим специальностям, размеренная жизнь и великолепный отдых на берегу пруда с целебной водой, который образовался на месте падения метеорита! Или на месте следа от лошадиного копыта...
А в следующих очерках о великих городах мира мы расскажем об узбекском городе Карши, родине московских дворников, и цыганском Бузеску, где отмечено рождение золотозубого ребенка с бриллиантовым перстнем на пальчике. Чудеса еще случаются на нашей планете, хотя в них уже давно никто не верит...