Центральная профсоюзная газета16+

Перекур закончен

В России вступил в полную силу закон об ограничении курения. Если коротко, то...

...курить теперь нельзя почти нигде. На эту тему высказываются самые разные мнения. За последние три недели я участвовал в разнообразных “курительных-антикурительных” ток-шоу. Поскольку уже, что называется, “наболело”, попытаюсь высказать свою позицию - как вообще, так и по конкретным пунктам закона, имеющим отношение к работникам.

Я сам курил сигареты лет двадцать. Последний период - по две пачки в день. Года четыре назад “завязал” и сейчас эпизодически балуюсь сигарой, в стиле “если есть - могу покурить, нет - ну и ладно”. То есть, в отличие от сигарет, жесткой привязанности не испытываю. Это я говорю о том, что испытал сам. Факт отказа от сигарет считаю одним из своих достижений и до сих пор с ужасом вспоминаю “дымящийся конвейер”, когда зажигаешь новую от недокуренной. У меня нет никаких сомнений в том, что курение - разновидность наркомании, ужасная привычка, наносящая вред и курильщику, и окружающим. Говорю это как испытавший на себе и не для “красного словца”...

Теперь - после сказанного про ужас курения - о... порочности принятого закона. Он ведь о чем? О борьбе с курением? Но в России (равно как и во всех странах, где также борются с курением) производство табака разрешено. Разрешено его выращивание и переработка в сигареты. Разрешена (с ограничениями) продажа сигарет. Но при этом - курить их теперь почти нигде нельзя. Следите за руками! Если сигареты - зло и наркотик, сделайте следующий шаг: запретите их производство и продажу вообще! В принципе запретите! Когда я предложил это сделать, сразу два депутата Госдумы (главные сегодня борцы с курением и за здоровье нации), не сговариваясь, ответили: “Нет, это невозможно!” Почему? Думаю, потому, что доходы в бюджет от табачных компаний перевешивают пресловутое “здоровье нации”. Итого: выращивать - можно, производить - можно, продавать - можно. Употреблять - ...

Теперь о работниках и курении на предприятиях. Имеется в виду не “офисный планктон”, а работники нормальных производственных предприятий. Где цеха размером иногда в несколько квадратных километров. Где выйти за пределы здания - дело километровое.

До вступления закона в силу проблема курения на этих предприятиях была решена. Обычно это выглядело так: к цеху примыкала комнатка с урной, скамейками и - не везде, но встречались - кондиционерами. Не скажу, что в курилках был прозрачный горный воздух. Но некурящим они не вредили, оборудованы - были, располагались недалеко от рабочего места и - что немаловажно - в тепле.

Что должно произойти теперь? Теперь эти курилки должны быть уничтожены, поскольку по закону они должны находиться вне зданий. Когда я попытался убедить полемистов-депутатов, что-де идти наружу из здания завода - не хватит перерыва, да и курилок там никаких нет, мне ответили, что:

- “если нет, так пусть работодатель за 30 тысяч рублей построит” и

- “в самолетах люди терпят и по 8 часов”.

Впечатление у меня было такое, что депутаты - люди из параллельного мира. В нем работодатель готов “за 30 тысяч рублей” построить стационарное, отапливаемое здание для курения работников. И что работники, как пассажиры, могут потерпеть 8 часов без пагубной привычки. Притом что они (работники) на рабочем месте “летают по 8 часов” ежедневно, в отличие от пассажиров.

На вопрос, какой вред некурящим приносила уже имевшаяся курилка на предприятии, ответа не последовало. А хоть бы он и последовал. Лично мне совершенно понятно, что смысл конкретно данного положения закона - абсурден в принципе.

Что в результате? В стране, по разным оценкам, около 40 млн курильщиков. В рабочее время (ежедневно по 8 часов) существенная часть из этих 40 млн окажется в ситуации стресса. Как это убережет их здоровье? Когда на этот вопрос отвечают девочки-мальчики-борцы с курением - “а пусть бросают!” - это и звучит по-детски, и является детским предложением для людей, страдающих этой вредной привычкой.

Что получится на практике? Либо работники продолжат курить там, где курили (а мальчикам-девочкам-“общественным активистам”, которые попытаются провести “рейд” по таким местам, я заранее не завидую). Либо директор, выполняя требования закона, курилки уничтожит. И работникам обеспечен ежедневный стресс на рабочем месте, длиною в 8 часов. Прекрасная перспектива на несколько лет, поскольку поправки к закону типа “включить право организации курения на предприятии в колдоговор” депутаты принимать демонстративно отказываются.

И пара слов о курении в принципе. На мой взгляд, курение в России - это еще и показатель социального неблагополучия в обществе. Как, кстати, и уровень потребления алкоголя. Обеспеченные люди заботятся о здоровье. Занимаются спортом. Следят за собой. Но проблема в том, что в России существенная часть населения социально и имущественно неблагополучна. В частности, с точки зрения своих доходов. Денег мало. Расскажите работнику из моногорода, что “курить вредно, а спортзал полезен”. И послушайте, что он скажет и сделает в ответ. Поэтому остающимися формами отвлечения и - извините за выражение - “релаксации” у людей остаются курение и выпивка. Сейчас их курения, по факту, лишают. Конечно, это проще, чем заниматься увеличением их зарплаты. Особенно если при этом рассказывать о своей борьбе “за здоровье нации”. Иначе как административным восторгом, сопряженным с большой долей демагогии, это не назовешь.

Автор материала:
Александр Шершуков
E-mail: info@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности