Центральная профсоюзная газета16+
Переговоры с холодком

На омской фабрике мороженого устали ждать обещанных честных встреч

Первичка “Инмарко”, около двух лет назад выигравшая громкий спор о переводе работников на постоянную занятость, вновь схлестнулась с руководством. Теперь предметом конфликта стала индексация зарплаты, которую с профсоюзной организацией давно обещали обсудить, да за год все как-то не сложилось.

Омская фабрика мороженого “Инмарко” входит в один из крупнейших мировых концернов по производству потребительских товаров - Unilever. Конфликт начался уже больше года назад, в мае 2013 года. Первичка фабрики предложила менеджменту заключить соглашение, которое будет включать в себя несколько важных положений. В том числе пункт, гарантирующий ежегодную индексацию зарплаты на процент инфляции по области, и пункт, обязывающий руководство проводить переговоры с профсоюзом по повышению зарплаты свыше этого процента.

Далее, по словам представителей профсоюза, началась имитация социального партнерства. Сторона работодателя только делала вид, что вела переговоры, а на практике встречи с профсоюзом носили скорее номинальный характер, и решения об индексации не принимались.

В 2013-м году менеджмент отказался от подписания соглашения с представителями работников, а в 2014-м предоставил свой проект регламента для урегулирования вопросов о зарплате. Кроме того, в проекте были ограничения для профсоюза. Например, запрет на взаимодействие со СМИ без согласия руководства предприятия и прочие препятствия, которые можно возвести юридическим образом на пути к коллективным действиям или к освещению проблем работников.

Переговоры по данному проекту длились все лето. Часть “углов” рабочей группе удалось сгладить, но самый важный пункт - об индексации - представители менеджмента категорически отказались вносить в свою версию документа.

- Это одно из основных требований профсоюза. Если не будет произведена индексация, то не будет сохранен и реальный объем зарплаты, а значит, для нас переговоры о чем-либо становятся бессмысленными, - подчеркивает Иван Милых, председатель межрегионального профсоюза “Новопроф”.

Надо отметить, что изначально профсоюз доверял письмам и обещаниям о ведении честных и полноценных переговоров, шел менеджменту навстречу и отменил несколько акций, ожидая ответов на вопросы, которые предлагалось уладить миром.

- Но в какой-то момент стало понятно, что все это манипуляции, которые призваны затянуть процесс, не давать вести переговоры, вносить определенные пункты в соглашение и при этом сохранить лицо компании как социально ответственной, - считает профлидер.

В июле терпению работников и первичной организации пришел конец: 30 числа люди вышли на первую акцию протеста, которая дала старт громкой общественной кампании. За ней последовали акции солидарности в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске. Многие членские профсоюзные организации отправили российскому руководству компании Unilever письма с требованиями начать реальные переговоры.

Очередная ежемесячная встреча сторон должна была состояться 29 августа, однако этого не произошло. Как считают представители руководства - по вине профсоюза. На самом деле, получив письмо с повесткой встречи, профсоюз в ответ направил заявление о том, что встреча состоится, если в повестку дня будут внесены пункты об индексации. Ответа на заявление не последовало, и представители профсоюза, как обещали, на встречу не явились. Теперь работодатель обвиняет их, ни много ни мало, в срыве переговоров.

Более того, в ответном письме профсоюзам, подписанном директором по персоналу ООО “Юнилевер Русь” Т.В. Сорокиной, говорится, что компания “по-прежнему рассчитывает на возобновление работы над проектом регламента и в целом конструктивное обсуждение планируемого взаимодействия в процессе пересмотра заработной платы на 2015 год с хорошо аргументированными и взвешенными позициями”. А так же, что “вне зависимости от решения ППО ООО “Юнилевер Русь” оставляет за собой право и будет осуществлять ежегодный пересмотр заработных плат сотрудников...” Эти громкие заявления особенно хорошо звучат на фоне того, что протоколы последних встреч менеджмент так и не подписал.

- Мы хорошо знакомы с борьбой этой первички, так как участвовали вместе в ряде профсоюзных семинаров и конференций, - говорит заместитель председателя профсоюза работников АПК Галина Юрова. - Пару лет назад работницы этого предприятия добились от “Юнилевер” заключения прямых трудовых договоров с компанией (до этого они работали через заемное агентство). Их борьба пересекается с той работой, которую проводят наши членские организации, в частности профком кондитерской фабрики “Нестле” в Перми. То, что сегодня происходит во взаимоотношениях между профорганизацией в Омске и работодателем, опять же, очень похоже на ситуацию 2008 года, когда наша первичка в Перми в течение шести месяцев вела кампанию за повышение заработной платы, а по сути - за право профсоюзов на переговоры по заработной плате. Я читаю текст ответа, который мы получили от госпожи Т.В. Сорокиной - директора по персоналу ООО “Юнилевер Русь” в ответ на наше письмо солидарности, и у меня возникает эффект “дежавю”. Прошло шесть лет, но в позиции этих компаний, а мы уверены, что они между собой тесно общаются и обсуждают то, что мы бы назвали “наихудшие трудовые практики”, ничего не поменялось. По-прежнему транснациональные компании, за редким исключением, предпочитают отказывать профсоюзам в праве на ведение переговоров. У себя, на Западе, они считают это само собой разумеющимся, и попробовали бы они такой ответ отправить своим профсоюзникам. Они бы побоялись, так как там другие подходы и история взаимоотношений, а также другая процедура организации забастовки, если конфликт не может быть урегулирован в переговорном процессе. Получается, что у нас статья 134 ТК РФ “Обеспечение повышения реального уровня заработной платы” не работает, хотя она носит императивный характер и требует от работодателя заключения соглашения с представительным органом работников по этому вопросу. Работодатели под любыми предлогами отказываются обсуждать с профсоюзами механизм повышения заработной платы. Транснациональные компании и здесь являются “законодателями мод”, а на них оглядываются и российские работодатели. Для нас важно, чтобы эти негативные практики не только не распространялись, но и встречали достойное сопротивление. Так что мы считаем, сегодня профсоюзное сообщество должно объединиться, проявить рабочую солидарность, чтобы помочь этой небольшой первичке “Юнилевер” в Омске добиться от работодателя ведения честных, добросовестных переговоров по заработной плате, потому что переговоры по зарплате - это основа профсоюзной работы, это базовое право профсоюзов, гарантированное основополагающими конвенциями Международной организации труда.

Теперь, когда терпение у людей закончилось и в мирное решение проблем уже никто не верит, настало время вынести эти бюрократические игры из-под ковра переговорной комнаты. В конце первой декады сентября работники планируют устроить еще одну, теперь уже большую акцию протеста. Предыдущую, июльскую акцию руководству удалось “подкосить”, срочно вызвав людей на работу в санитарный день. Тогда из двухсот участников до протестных действий на Театральной площади дошли не многим более четырех десятков. В этот раз акцию планируют провести в выходной день, чтобы избежать повторного инцидента.

Пока что речь о забастовке не идет, но люди готовы и к такому развитию событий.

Автор материала:
Елена Беллис
E-mail: bellis@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности