Когда речь заходит о пенсионерах, то обсуждается обычно размер пенсии, сложности с трудоустройством, наконец, медицина. Как будто все, в чем нуждается пожилой человек, это деньги, работа и таблетки. Но ведь когда человек социально активен, ему психологически комфортно, он занят делом, которое ему нравится, мы не обращаем внимания на его возраст. Так кого и почему мы записываем в старики?
Не так давно мы публиковали статью “А ну-ка дедушки” о намерениях властей развивать в России активное долголетие и задействовать трудовой потенциал пенсионеров (“Солидарность” № 35, 2014). О нуждах и потребностях тех, кому за 50, высказались маститые чиновники. Они разобрали вопросы перспективной занятости и обучения, пообещали стратегию действий в интересах пожилых людей уже в 2015 году. Чего ждут чиновники, мы знаем. А что нужно самому пенсионеру? Поиски ответа привели нас на вторую ежегодную национальную конференцию “От стареющего общества - к обществу для всех возрастов” Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Участие в конференции приняли и правительственные чиновники, и работники профильных учреждений, и представители социальных организаций из других стран. К обсуждению также были приглашены заинтересованные специалисты всех направлений, из которых многие сами уже перешагнули демаркационно-возрастную линию.
Понятие преклонного возраста неумолимо меняется. Примеров тому не счесть - “бальзаковский” возраст женщин в годах, которым едва за тридцать, мать Татьяны Лариной, о которой Пушкин пишет “очень милая старушка...” и которой не более сорока лет, двадцатипятилетние “старородящие” в медучреждениях с советскими стандартами. Понятие преклонного возраста меняется, но отношение к “старикам” по-прежнему неумолимо жесткое. Те, кто переступают черту пенсионного возраста в 55 или 60 лет, быстро ощущают, что на них поставили крест и перестали считать полноценными членами общества.
- В моей пенсионной книжке черным по белому написано: назначена пенсия по старости. То есть государство выдало мне официальный документ о том, что я старая, - возмущается кто-то в зале на первой же сессии.
- Мы предлагаем начать с переосмысления этой темы, с избавления от негативных стереотипов, связанных с пожилыми людьми... Для этого необходимо строить общество, в котором можно активно жить и достойно стареть, смотреть в будущее без страха, имея возможность в любом возрасте осуществлять свои планы и надежды, - говорит учредитель фонда Елена Тимченко.
Между собой работники российских и зарубежных социальных организаций признают, что благотворительность для пенсионеров не пользуется популярностью. Банки и фонды предпочитают жертвовать в пользу детей, морских котиков и даже корабельных сосен. Такова политика. Пожилых выбраковывают из иллюстраций и статей, оставляя им фоновые роли “без слов”.
Проблемы: признание, достойная роль в обществе, социализация, чувство собственной значимости, одиночество.
- Не надо нас жалеть! - именно с таким требованием обратилась к окружающим одна из участниц конференции. - Мы не больны, не инвалиды, не при смерти, - особенно подчеркнула она. - Мы не хотим, что бы нас выделяли в какую-то “отдельную” группу.
Пенсионеров искусственно загоняют в социальные резервации, отправляя их отдыхать от забот, работ и тягот жизни в коллективе. При этом многие не чувствуют себя ни старыми, ни немощными. А досуг, предлагаемый ветеранскими и прочими организациями, - зачастую лишь песни под баян и чаи с вареньем по праздникам.
Решение: развитие досуга, культуры, спорта и туризма, ориентированных на людей пожилого возраста.
- В нашем обществе государством культивируется уважение к пожилым людям. Молодежь учат ценить и уважать их опыт. Для этого существуют специальные программы, разрабатываемые как волонтерскими организациями, так и правительством. Функционируют кружки, группы по интересам, проводятся фестивали активного старения, - рассказывает об опыте своей страны Викки Тан, исполнительный директор международной организации Connexions International из Сингапура.
В Киргизии не потребовалось ни воли чиновников, ни благотворительной тяги. Как рассказала президент Общественного объединения “Ресурсный центр пожилых” Светлана Баштовенко, местные пенсионеры создали группы самопомощи, объединяющие пенсионеров-медиков, бизнесменов, юристов. Они избирают внутренние советы всех уровней, распределяют бюджет, выпускают разнообразную продукцию, проводят ярмарки, у них есть свои контролирующие органы для домов престарелых, свои группы дневного пребывания.
В Башкортостане при поддержке правительства развита система социального туризма по региону, по России и даже за границу. В зависимости от размера пенсии пожилые люди получают сертификаты: 8 - 12 тыс. рублей на желаемое путешествие.
Даже в Москве, где невозможно получить что-то без денег, в нескольких парках столицы проводят бесплатные занятия для старшего поколения по гимнастике ци-гун.
Все участники конференции отмечали, как важен уровень развития социальных служб, доступность и полнота информации о том, где и какие услуги можно получить. Достойных начинаний у многих организаций хватает и сейчас, но о них немногие знают.
Проблема: немногочисленность услуг для пенсионеров, отсутствие информации об уже имеющихся.
Решение: увеличение и повышение качества услуг, создание службы “одного окна” для сбора и распространения информации.
Основой может стать федеральный закон об основах соцобслуживания населения, который вступит в силу с 1 января 2015 года. В нем сформулирован новый базовый принцип - ориентация на индивидуальную нуждаемость клиента, совершенствование механизма предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, привлечение некоммерческого сектора, индивидуальных предпринимателей. Опыт создания успешных стратегий по старению в других странах показывает, что нужно избавиться от межведомственных барьеров для совместного эффективного решения задач. Следует подключать волонтерские и благотворительные организации. Фонд Тимченко предлагает ввести в рамках правительственной стратегии должность уполномоченного по правам пожилых людей.
Есть в РФ и успешный проект, подобный единой информслужбе, - система “Забота” от группы компаний “Леге”. Ее абонентам отвечают операторы-врачи, которые не только принимают и передают вызов в скорую помощь, но и дают профессиональный совет, помогают подобрать любую услугу: от поиска профильной клиники до подбора курсов иностранного языка. Зачастую они и просто готовы выслушать человека. Их абонентами по России являются около 15 тыс. человек. Проблема “Заботы” и подобных ей коммерческих структур - недоверие потребителя. Таких предприятий в сфере социальных услуг катастрофически мало. А госструктуры не спешат пускать на это поле коммерсантов и подогревают к ним подозрительность.
Пустить “частников” на рынок должен все тот же закон об основах социального обслуживания, который должен уравнять их в правах с государственными предприятиями, а также учитывать право потребителя на выбор поставщика услуг. Оплачиваться они в любом случае будут из бюджетных средств.
Не существует технологий омоложения, говорят медики. Старость неизбежна, но уровень современной медицины дает шанс дожить до преклонных лет даже серьезно больным. Число пожилых людей растет, и пора всерьез задуматься о качестве и количестве медицинских услуг, которые однажды могут потребоваться.
Лечение взрослых, младенцев и людей пожилого возраста - суть три разных науки, и универсальный специалист - такая же редкость, как переводчик с арабского, китайского и эсперанто. При этом в России сегодня осталось лишь около 145 гериатров и не больше - геронтологов. И если в городе еще есть шанс записаться на прием, то в сельской местности сложно даже добраться до медицинского учреждения. Тем временем, по мнению специалистов, первичные консультации можно провести удаленно, оценив симптомы и получив снимки участков тела.
Проблема: увеличение объема подготовки на бюджетной основе социальных работников и медицинского персонала, специализирующегося на работе с возрастными пациентами. Поиск и развитие IT- технологий для организации дистанционных медицинских консультаций в отдаленных регионах.
Решение: выполнение указа президента о росте к 2018 году заработной платы социальных и медицинских работников, создание профильного направления в медицине, поиск и внедрение необходимых технологий.
Отчасти решение заложено в правительственной стратегии. Уже сейчас Министерство здравоохранения РФ озабочено созданием геронтологической службы и вхождении ее в стандарты ОМС. Задачей Минздрава, а также Минтруда является сохранение и развитие отделений дневного пребывания для пенсионеров. Планируется развитие дублирующих коммерческих структур.
Из опыта в сфере медицины других стран интересны, прежде всего, достижения государства Израиль, известного успехами в этой области. Здесь залогом качества здравоохранения является многоуровневая профилактика - здоровый образ жизни, снижение давления, своевременный прием лекарств, раннее выявление симптомов болезней, реабилитация пожилых людей.
- Это не лекарство от старости -, говорит замруководителя Министерства здравоохранения Южного округа государства Израиль Микаэл Ляндерс, - но возможность сделать ее более комфортной.
Следует учесть и опыт Великобритании, где основам первой помощи возрастным пациентам обучают волонтеров, работающих в сельской местности. Это позволяет пожилым дождаться приезда врачей. Завкафедрой геронтологии и гериатрии Московской медицинской академии им. Сеченова Павел Воробьев предложил ввести должность парамедика (медработника без медицинского образования, закончившего курсы оказания доврачебной помощи и транспортировки больных или травмированных людей в медицинское учреждение). Кроме того, он заявил об испытаниях дистанционных технологий, которые пройдут в Ивановской области. Результаты исследования появятся в следующем году, и тогда можно будет предметно говорить о реальности их внедрения.
К слову, о волонтерах. Все привыкли, что на конференциях организационными вопросами занимаются только практиканты и студенты. Но на конференции фонда Тимченко гостей встречали дамы из санкт-петербургской организации “Серебряные волонтеры” в том самом “элегантном” возрасте. Если честно, они во многом дали фору своим молодым коллегам. И это, бесспорно, лучшая иллюстрация тому, о чем говорилось на конференции.
- Сегодня в мире около 700 млн людей старше 60 лет. По оценкам ВОЗ, к 2025 году их число достигнет 1,1 миллиарда.
- В России около 4 млн людей старше 80 лет.
- Каждый четвертый человек в России старше официально трудоспособного возраста. Минтруд прогнозирует, что к 2016 году численность населения старше трудоспособного возраста составит более 35 млн человек.