Подделки занимают почти четверть отечественного рынка и вредят не только экономике страны, но, бывает, и здоровью покупателей. Как бороться с теневыми производителями? Как отличить оригинальный продукт? Наконец, к покупке каких именно товаров стоит отнестись с особой осторожностью? Все эти вопросы рассматривали эксперты в рамках прошедшего недавно круглого стола по поводу засилья на российском рынке контрафактной и нелегальной продукции.
То, что на российских прилавках уже давно расположились товары загадочных марок, подобных “Абибас”, ни для кого не секрет. Прекрасно осознавая, что эта продукция пошита не в Милане и наверняка полиняет после первой же стирки, люди все равно продолжают буквально сметать контрафакт с полок в магазинах и на рынках. В погоне за дешевизной горе-потребителя не останавливают даже печальные случаи, когда некачественные товары вредят здоровью. Это всерьез озаботило общественность, и 20 октября в редакции газеты “Комсомольская правда” состоялся круглый стол на тему “Контрафакт наступает: как защитить россиян от поддельных одежды, обуви и других товаров легкой промышленности?”. Там представители различных государственных ведомств, в том числе силовых структур, привели неприглядную статистику относительно товаров легкой промышленности.
Оказывается, что общая доля контрафакта на рынках и базарах нашей страны - 35%, и никто не исключает, что эта цифра может быть намного больше. Теневые производители в основном подделывают продукцию легкой промышленности - то, что можно быстренько состряпать в подпольных цехах. Но если партией платьев “от Армани” по тысяче рублей за штуку и с кривой строчкой экспертов не удивишь, то в последнее время замечена тенденция к подделке отечественных брендов. Как отметил в своем выступлении член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, это говорит о том, что российская продукция становится конкурентоспособной, но данное обстоятельство не избавляет рынок от негативных факторов. Ежегодный ущерб, наносимый экономике страны теневыми производителями, составляет, по предварительным оценкам, около 910 млрд рублей.
Один из наиболее популярных лейблов - оренбургский пуховый платок. Небезызвестная песня вкупе с уникальными технологиями производства в свое время сделали этот товар одним из самых узнаваемых не только в России, но и за рубежом, так что подделка знаменитого бренда стала частью программы-минимум для теневых производителей. Хуже всего то, что под видом оригинального изделия продают синтетический ширпотреб. К счастью, отличить его от качественного товара довольно легко. В рамках круглого стола, где присутствовал председатель совета директоров Фабрики оренбургских пуховых платков Олег Гремпель, провели наглядный эксперимент. Потенциальные покупатели должны были выбрать среди нескольких изделий те, которые, на их взгляд, являются настоящими. Девушки-добровольцы долго изучали образцы платков разных расцветок, вязки, сравнивали тактильные ощущения и наконец вынесли вердикт:
- Оренбургский платок привычнее видеть все же в белом цвете, и на ощупь этот вариант более мягкий и приятный. Видимо, он и является настоящим, - предположила одна из них.
Выбор был сделан верный, значит, покупателя производители контрафакта не проведут. Вот только они ловки на выдумки и обман.
- Классический цвет оренбургского пухового платка, действительно, белый, а также все натуральные оттенки: серый и коричневый, - сообщил Олег Гремпель. - То, что представлено в желтом, зеленом, красном или других цветах, это, безусловно, контрафакт. Но дело даже не в цвете, а в качестве нити и сложности рисунка. Основные производители подделок - из Средней Азии. Вяжутся такие платки на простейших бытовых машинках, поэтому узор их стандартный, нить, разумеется, тоже не пуховая - это синтетика. При продаже покупателя могут ввести в заблуждение формулировкой, приближенной к оригинальному названию, например “Пуховые платки из Оренбурга” и тому подобное. На упаковке даже пишут, что это, мол, ручная работа.
Производители платочных подделок не гнушаются нарушать закон и могут указать, что в составе их разноцветных “оренбургских” платков содержится чистая шерсть. Самое интересное, что цены на такие товары отнюдь не маленькие. Теневые производители ловко подстраиваются под ценовую политику оригинальной фабрики и буквально стригут деньги с покупателей, предлагая подделку под видом уникального товара. Всего, по оценкам экспертов, доля контрафакта на рынке только в сегменте оренбургских пуховых платков практически равна 25 - 30%. У оригинального производителя уже есть готовый план действий: предлагается установить контроль за каждым изделием, вплоть до введения индивидуальной маркировки.
Судя по исследованию рынка, одним из наиболее популярных сегментов легпрома у теневых производителей являются детские товары, в частности обувь. Доля некачественных подделок здесь равна 65%, то есть более половины всего того, что предлагается на прилавках российских детских магазинов, произведено из заменителей и кустарным способом. Теневые производители штампуют в подпольных цехах целые партии туфелек и ботиночек для самых маленьких потребителей, не задумываясь о том, какой непоправимый вред детскому здоровью они могут причинить.
- Согласно ГОСТУ нельзя допускать долгого соприкосновения ненатуральных и некачественных материалов с кожей ребенка до трех лет, - пояснила генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков Александра Андрунакиевич. - Иными словами, если мы говорим о детской обуви, то это должна быть только натуральная кожа. К сожалению, в последние три года у нас на рынке с этим настоящая беда, особенно среди ортопедической продукции. Приставку “орто-” производители зачастую используют совершенно незаконно, желая лишь набить цену товару.
Участники круглого стола вновь обратились к помощи зала, чтобы продемонстрировать, как работает мышление среднестатистического потребителя. Одну из женщин попросили выбрать из двух детских ботиночков тот, который на ее взгляд является контрафактным. На этот раз “покупательница” допустила промах, указав на более привлекательный по цвету и дизайну.
- Вот с такими ошибками мы сталкиваемся ежедневно, - рассказала Александра Андрунакиевич. - Оба ботиночка выполнены из натуральных материалов, но один сделан в соответствии с медицинскими требованиями, а другой только выдается за таковой. Дело в том, что ортопедическая обувь приравнена законом к медицинскому изделию, что означает: она должна покупаться по специальному назначению врача и соответствовать ряду обязательных требований. На деле производители обуви просто чуть изменяют форму ботиночка, приподнимая подошву якобы для предупреждения плоскостопия и фиксируя пяточку. Самое обидное, что обувь, продающаяся с приставкой “орто-”, хотя таковой не является, стоит намного дороже.
Ко всему прочему отечественных производителей явно вытесняют с рынка зарубежные марки, причем компании-производители используют порой не совсем законные ходы для продвижения своей продукции. По статистике, производство детской обуви в нашей стране за последний год снизилось на 15%, хотя потребление растет неуклонно.
- Легальным производителям, которые платят своим работникам зарплаты, платят налоги, социальные, страховые и пенсионные взносы, сложно конкурировать с теневыми поставками из-за рубежа, которые приходят к нам в страну без уплаты не только пошлин, но и налогов, - сообщил член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. - Сейчас мы говорим о новых рабочих местах, об импортозамещении, о том, что нашей легкой промышленности нужно дать шанс реализовать себя, поэтому необходимо расчистить рынок от контрафакта и контрабанды, “серого” импорта.
За последнее полугодие было возбуждено 49 уголовных дел за подделку товаров легкой промышленности. Львиную долю контрафакта составляет детская одежда и обувь. Нередко такая продукция напрямую вредит детскому здоровью: до сих пор на слуху история с маленькой девочкой, у которой начались страшные мигрени из-за купленной накануне розовой шапки - как выяснилось, контрафактного производства. Большое количество контрафакта в последнее время не ввозится, а изготавливается уже в России теневыми цеховиками.
Бороться с производителями контрафактной продукции предлагают методом маркировки. Предполагается, что на каждое изделие будет нанесено что-то вроде штрих-кода или иной уникальный символ. При помощи него можно будет, во-первых, опознать оригинальный продукт, а во-вторых, получить всю необходимую информацию о составе и производителе, вплоть до истории движения вещи от фабрики до прилавка.
Эксперименты с новаторским типом защиты от контрафакта решили начать с меховых изделий. Поскольку до 80% рынка шуб и дубленок - подделка, и к тому же это дорогостоящая продукция, то оригинальные производители всерьез заинтересованы в том, чтобы покупатель не ушел от них к “серым” продавцам.
Тем временем производители товаров средней и малой ценовой категории, наоборот, обеспокоены, что необходимость маркировки повлечет дополнительные расходы. На это разработчики экспериментального проекта заверяют, что стоимость “знака качества” будет рассчитываться исходя из оценки самого товара, а выбор, каким именно знаком помечать свою продукцию и помечать ли вообще, оставят за производителем. На первых порах внимание при разработке проекта будет уделено маркировке тех товаров, риск подделки которых наиболее велик, то есть меховых изделий и детских товаров.
Как отличить натуральные материалы от искусственных?
Шерсть: должна быть натуральных оттенков, мягкая и приятная на ощупь. При сжигании имеет характерный органический запах.
Мех: выдерните несколько ворсинок из образца и подожгите; если при этом появляется характерный запах паленой шерсти, значит, мех натуральный. К тому же шуба из натурального меха должна быть легкой.
Кожа: эластична и однородна, быстро нагревается в руке и сохраняет тепло, не должна иметь резкого химического запаха.
Хлопок: натуральная ткань не имеет блеска, она легкая и мягкая. При горении хлопковая нить рассыпается пеплом, а синтетика плавится и образует комочки.