Центральная профсоюзная газета16+
На 50% беднее

В Госдуме обсудили проблемы тружеников села

Война санкций позволит возродить отечественное сельское хозяйство, уверяют нас с телеэкранов политики и представители крупного агробизнеса. Однако рядовые селяне изменений к лучшему пока не ощутили. По задержкам зарплат отрасль остается лидером, по их размерам - аутсайдером. Вопросы социально-экономической и правовой защищенности работников АПК были рассмотрены на круглом столе, состоявшемся в Госдуме 10 ноября.

РОСТА ЗАРПЛАТ ДАЖЕ НЕ ОБЕЩАЮТ

В настоящее время агропромышленный комплекс занимает предпоследнее место среди отраслей по уровню зарплаты.

- По разным данным, средний уровень зарплат у работников нашей отрасли составляет 16 или даже 14 тысяч рублей, то есть примерно 50% от средней зарплаты по экономике. Это по-прежнему одно из предпоследних мест, - отметила зампред комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Надежда Школкина.

Судя по принятым правительством РФ документам, рассчитывать на серьезные перемены в этой сфере в ближайшие годы не стоит. Государственная программа развития сельского хозяйства предусматривает увеличение этого показателя к 2020 году лишь до 55%, что вызывает тревогу в профсоюзе работников АПК РФ.

- Этот показатель консервирует доходы от сельскохозяйственного труда на низком уровне и оставляет отрасль в аутсайдерах, - заявила председатель профсоюза работников АПК Наталья Агапова. - Наш профсоюз настаивает на внесении изменений в государственную программу и доведении средней зарплаты в сельском хозяйстве до 80% от средней по экономике России.

Некоторые чиновники считают позицию профсоюза нереалистичной.

- Возможен ли более высокий показатель по зарплате? - задается вопросом заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков. - Исходя из социально-экономического прогноза, записан минимальный показатель - 55%. Давайте запишем 80, давайте запишем 100. А кто его выполнит? Где конкретные механизмы? Мы не видим конкретных предложений.

Впрочем, у профсоюза вполне конкретные предложения нашлись. Об одном из таких механизмов, которые не видит замминистра, рассказал председатель Курской областной организации профсоюза Иван Кушнерев:

- Мы заключили соглашение с администрацией области, согласно которому администрация доводит до сельхозпредприятий целевой показатель по зарплате. На этот год он составил 19,3 тысячи рублей, а среднюю зарплату по отрасли мы имеем 19,5 тысячи. У профорганизаций возникают споры с работодателями по разным вопросам, но целевой показатель выполняется. В итоге средняя зарплата работников сельского хозяйства составляет 87% от средней по региону.

В сравнении с такими субъектами, как Ингушетия или Северная Осетия, где труженики села получают в среднем около 5000 рублей в месяц, Курская область, где зарплаты в АПК вышли на показатель 60% от среднего по стране, выглядит оптимистично. Но далеко не все сельхозпредприятия в состоянии не то чтобы повышать зарплаты, а хотя бы своевременно их выплачивать.

- На 1 октября 2014 года задолженность по зарплате в отрасли составила более 250 млн рублей, - сообщила Наталья Агапова. - Максимальная цифра была 1 июня - более 305 млн, минимальная - в сентябре, 238 млн рублей. Сейчас задолженность снова растет. Доля задолженности перед работниками сельского хозяйства в общей задолженности по стране - 10%, притом что фонд заработной платы в АПК составляет лишь 2% от фонда оплаты труда по стране. Среди работников, перед которыми имеются долги по зарплате, каждый шестой занят в сельском хозяйстве.

Причины неплатежей бывают разные, и установить их порой непросто:

- По тем материалам, которые мы получаем, причина всегда одна - “нехватка собственных средств”, - комментирует Агапова. - Но в жизни бывает по-разному. Бывает, что собственник предприятия покупает себе джип, а на долги по зарплате, извините за непарламентское выражение, ему пофигу.

ИЗБЕГАЯ СОЦПАРТНЕРСТВА

О случае, когда необоснованность задержки зарплат вскрылась прямо на заседании Российской трехсторонней комиссии, рассказал заместитель председателя Общероссийского агропромышленного объединения работодателей Александр Бабурин:

- На заседании РТК под председательством Ольги Голодец рассматривается вопрос о задолженности по зарплате одного хлебокомбината своему коллективу. Директор рассказывает, какое сложное предприятие ему досталось, и обещает погасить задолженность в течение восьми месяцев. После настойчивого вопроса Ольги Юрьевны соглашается погасить за шесть, а потом уже и за два месяца. С одной стороны - шикарный пример, как надо решать такие вопросы, с другой - странно, что рассматривать их приходится в РТК, а не на региональном уровне.

Однако на уровне субъектов Федерации нередко даже нет площадок для рассмотрения подобных вопросов.

- В большей части регионов сторона работодателей, подписывающих отраслевые соглашения с профсоюзом, нелегитимна. Соглашения приходится подписывать с теми организациями, которые не имеют соответствующих полномочий, - говорит Агапова.

С нею согласен и Бабурин, по словам которого “различные региональные гильдии, ассоциации приписывают себе в уставных документах право регулировать трудовые споры и заключать трехсторонние соглашения”, но на деле не имеют возможности влиять на исполнение этих соглашений.

Уклоняются от участия в объединениях работодателей на региональном уровне чаще всего крупные, финансово устойчивые компании, которые просто не хотят идти на равно-правный диалог с профсоюзами. Примеры привел председатель Белгородской областной организации профсоюза Николай Чуприна:

- Эти собственники считают для себя унизительным вести переговоры об условиях труда, о зарплате, исходят из принципа “Как я сказал, так и будет!”. Поэтому они любыми способами стремятся уничтожить профорганизации. В компании “Мираторг” братьев Линников за два дня 500 человек под давлением написали заявления о выходе из профсоюза. Продолжается нарушение прав трудящихся на предприятиях “Русагро”, которыми владеет член Совета Федерации Вадим Мошкович. Появился “желтый” профсоюз в компании “ЭФКО”, которую возглавляет Валерий Кустов. Такие процессы идут по всей стране.

Представители крупного агробизнеса все чаще уклоняются от участия в трехстороннем регулировании, причем делают это, по мнению Натальи Агаповой, вполне осознанно:

- Чем лучше становится наше ОТС на федеральном уровне - тем больше собственников отказываются к нему присоединиться. Если к прошлому соглашению, которое работало до 2011 года, у нас отказалось присоединиться 9 предприятий, теперь таких уже 56. И у нас нет законных способов привлечь их к ответственности.

ПЕНСИИ - КАК У БЕЗРАБОТНЫХ

Низкий уровень зарплат в отрасли влечет за собой и низкий уровень пенсионного обеспечения. Значительная часть работников АПК при нынешней системе могут рассчитывать только на базовую социальную пенсию - точно такую же, какую получат и люди, никогда нигде не работавшие. Указом президента для селян предусмотрена надбавка к пенсии в размере 25%, но даже с надбавкой их пенсии лишь ненамного превысят официальный прожиточный минимум. В профсоюзе предлагают решить проблему путем предоставления селянам особых гарантий, таких же, какими обладают госслужащие. Специалисты из правительственных учреждений рекомендуют не торопиться с выдвижением подобных требований.

- В рамках страховой пенсионной системы эта проблема касается не только сельского хозяйства. Она касается всех низкооплачиваемых категорий граждан, - считает директор департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ Игнат Игнатьев. - Те граждане, за которых страховые взносы не оплачены в должной мере, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Но и с пенсионным обеспечением госслужащих все не так радужно: у нас примерно 60% госслужащих не имеют права на повышенную пенсию по той причине, что бюджет не справляется.

- Моя московская пенсия, как госслужащего с 33-летним стажем, составляет 12 тысяч рублей, поскольку рассчитывается она на основании оклада, - делится опытом начальник управления статистики труда, науки, образования и культуры Федеральной службы государственной статистики Зифа Зайнуллина. - Поэтому, прежде чем вносить такое предложение, стоит тщательно подумать, как бы труженикам села не стало еще хуже.

Усугубляет ситуацию с пенсионным обеспечением селян и их стремление минимизировать расходы, уходя от налогов.

- Многие фермерские хозяйства закрываются и преобразуются в личные подсобные хозяйства, - рассказывает председатель Саратовской областной организации профсоюза Александр Качанов. - Работники личных подсобных хозяйств никак не участвуют в обеспечении своего будущего и обречены получать в старости нищенскую социальную пенсию. Чтобы этого избежать, они должны все-таки вносить посильные платежи в бюджет региона, но для этого им нужно придать законодательный статус, определить, что такое личное подсобное хозяйство.

ОТРАСЛЬ ВЫСОКОГО ТРАВМАТИЗМА

По официальной статистике, количество несчастных случаев на производстве в сфере АПК год за годом снижается, но это отнюдь не результат мероприятий по охране труда.

- Это лукавая статистика, ведь и количество рабочих мест тоже уменьшается, - считает Наталья Агапова. - По данным Росстата, в сельском хозяйстве и на предприятиях по производству пищевых продуктов уровень травматизма в полтора, а то и в два раза выше аналогичных показателей по стране. Здесь комплекс проблем: и недостатки в обучении, и нарушение трудовой дисциплины, и неудовлетворительная организация производства. Аттестация рабочих мест проведена менее чем на 40% сельхозпредприятий, и с учетом финансового положения, в котором многие из них находятся, следует оставить в некоторых министерствах средства на ее оплату.

Но в Минсельхозе не считают финансирование мероприятий по спецоценке условий труда относящимся к его полномочиям и рекомендуют обращаться за этим в Минтруд.

Профсоюз также призывает к скорейшей ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 184 “О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве”.

- Повышения безопасности труда можно достичь стимулированием производителей к покупке новой техники. На эти программы возможно дополнительное финансирование, - сказал замминистра сельского хозяйства Александр Петриков. И выразил опасение, что, ратифицировав конвенцию, Россия не сможет ее выполнять и неизбежно столкнется с очередными санкциями.

К осторожности призвал и председатель Саратовской областной организации профсоюза Александр Качанов. По его мнению, с прекращением финансирования Фондом социального страхования мероприятий по спецоценке условий труда предприятия не найдут на это средств, а потому рискуют уже с 1 января получить многомиллионные штрафы, способные подорвать и без того проблемный бизнес.

Тем не менее предложения финансировать спецоценку условий труда и ратифицировать конвенцию МОТ нашли отражение в итоговом тексте рекомендаций круглого стола.

Автор материала:
Сергей Козловский
E-mail: sergey@pronm.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности