“Оптимизация” здравоохранения в Москве, несмотря на разгоревшиеся вокруг нее дебаты и скандалы, продолжается, и теперь с призывом заморозить реформу выступают уже сенаторы. В свою очередь активисты протестной группы “рассерженных медиков” изучают реальный масштаб происходящего, который пока до конца неясен, и готовятся к новым акциям.
На фото - участница митинга “Остановить развал медицины Москвы!”. 2 ноября 2014 года
Реформа московского здравоохранения (сами авторы “оптимизации” в московской мэрии старательно избегают употреблять это громкое слово) продолжает “собирать” неодобрительные комментарии федеральной власти. Тренд этот отчетливо наметился после того, как в конце ноября Владимир Путин пожурил столичное руководство во время “Форума действий” ОНФ. Президент тогда заявил, что московские власти “не все продумали и не все доработали”.
- Нам непонятны шаги, которые предпринимают авторы московской реформы здравоохранения, - говорит сенатор от Орловской области Владимир Круглый. Он вместе с председателем комитета Совфеда по социальной политике Людмилой Козловой собрал 9 декабря в Москве посвященную реформе пресс-конференцию. - Какие-то они нелогичные. Почему начинают с закрытия больниц? Ведь сначала нужно подготовить амбулаторную сеть, интенсифицировать работу в хирургических стационарах, а потом уже закрывать больницы. Какая цель у реформаторов? Все выстраивается в логическую цепочку, только если допустить, что они хотят разрушить государственную систему здравоохранения, передав медицинские учреждения в концессию частным компаниям.
На пресс-конференции с вместе с сенаторами смогли выступить и специалисты.
- То, как и с какой скоростью все происходит, очень похоже на рейдерский захват земельных участков, - уверен Игорь Цыпурский, ортопед-травматолог, заведующий отделением травматологии ГКБ № 59. - С такой легкостью обещают деньги: 300 тысяч туда, 500 тысяч тому... Потому что если посмотреть на выручку, которую можно получить от продажи земельных участков, все это с лихвой покроется. Просто страшное дело, что сейчас делают с московскими больницами!
Напомним, на прошедшем 20 ноября специальном заседании Совета по правам человека при президенте РФ, посвященном оптимизации (см. “Солидарность № 44, 2014), Леонид Печатников, заммэра по вопросам социальной политики и “лицо” реформы, пообещал к концу декабря поделиться с журналистами “подробным планом разрушения столичного здравоохранения”.
Протестные активисты, объединенные в движение “Вместе - за достойную медицину”, предпочли не дожидаться этого срока и 10 декабря, на следующий день после конференции сенаторов, провели собственную пресс-конференцию, где представили журналистам общественный доклад “Здравоохранение Москвы - 2014”.
В докладе содержится список из примерно 130 медучреждений (включая филиалы), которых коснулись сокращения персонала. При этом перечень - это признают сами авторы доклада - вряд ли полон, а данные по сокращениям в основном носят неформальный характер: их собирали путем опроса пациентов, врачей и, частично, руководителей учреждений.
- Цифры (официальные. - Авт.) уже несколько лет не публикуются, и мы пошли другим путем - стали собирать информацию непосредственно с мест, - прокомментировал документ Павел Воробьев, член президиума Пироговского движения врачей. - В московских поликлиниках увольняют примерно по 200 - 250 человек. В больницах ситуация похожая - по 200 - 300 человек. То есть около 30% персонала будет выброшено на улицу. В медвузах и НИИ - аналогично.
Есть в докладе и свидетельства того, как проходит “оптимизация” на местах. В частности, в поликлинике № 11 на улице Кравченко, если верить собранным свидетельствам, “каждый день увольняют одного-двоих сотрудников за малейшее замечание. Вынуждают увольняться по собственному желанию. Многие увольняются сами из-за того, что стали получать голую ставку”. А в городской клинической больнице № 50, где, согласно данным доклада, коечный фонд сокращается в 4 раза, существует “общее указание хирургам: выписывать на пятый день при любой патологии. И по возможности уговаривать пациентов госпитализироваться через отдел платных услуг”.
Безусловно, вся эта информация требует серьезной проверки на достоверность, но как проверять в сложившейся ситуации, не очень понятно: источники данных в основном анонимные, а подтверждающие документы не всегда удается раздобыть.
- После того как в Интернет попал приказ № 3764 по “скорой помощи”, на планерках даются устные указания, - говорит Воробьев.
Речь о скандальном документе за подписью руководителя одной из станций столичной “скорой”. Приказ запрещал врачам госпитализировать в стационары больных с целым рядом диагнозов, в том числе острых. Позже скандальный документ был официально отменен.
А между тем “утечки” продолжаются: 9 декабря на сайте “Российский медицинский сервер” выложен в общий доступ “Адресный перечень” недвижимости медучреждений, подлежащей переводу в городскую казну, частично с указанием кадастровой стоимости.
- Территории будут продаваться гектарами, - делает выводы Воробьев. - Например, в моей Седьмой больнице будет продан яблоневый сад. Очевидно, для того, чтобы растить там яблоки...
Напомним, что когда власти все же начали комментировать свои действия, то сокращение коечного фонда и персонала они стали объяснять, во-первых, “избыточностью” стационарных коек в Москве, во-вторых, низким качеством специалистов, в-третьих, неизбежностью “переложения” нагрузки со стационаров на амбулатории в условиях страховой модели медицины и, в-четвертых, дефицитом отдельных категорий специалистов при “переизбытке” других.
В качестве способа “смягчить” вопрос с массовыми сокращениями врачей в столице было решено наладить программу по переквалификации медиков на востребованные специальности. Однако по поводу реализации этой программы у противников реформы есть вопросы:
- Переобучение происходит днем, с 10.00 до 17.00, - говорит Алла Фролова, координатор движения “Вместе - за достойную медицину” и один из основных организаторов врачебных протестов. - Но получается замкнутый круг: если ты не пойдешь переобучаться, тебе скажут, что ты не хочешь учиться, а если не будешь ходить на работу, тебя уволят за прогулы.
Павел Воробьев также полон опасений:
- Главное, что на это никто не выделял дополнительных денег. Сейчас говорится, что есть некоторый дополнительный заказ на 6 тысяч врачей общей практики. Но врач общей практики - это три года хорошего обучения, а не три лекции. Такого количества преподавателей у нас нет...
Помимо прочих аргументов заммэра Леонид Печатников упомянул: то, что делается столичными властями, - единственная альтернатива в условиях идущего в России внедрения страховой модели финансирования здравоохранения. Тем самым он фактически “перевел стрелки” на федеральный уровень.
То, как это новая модель здравоохранения работает, иллюстрирует сенатор Круглый:
- У меня есть обращение конкретного пациента, который болеет раком щитовидной железы. В очереди по системе ОМС ему предлагают пройти лечение через 11 месяцев после операции. А рекомендовано оно не позднее чем через 3 месяца. И тут же ему предлагают то же самое, но за деньги! Куда это годится? Вот к чему направлена реформа здравоохранения в Москве! - негодует сенатор. - Первое, что надо сделать, - это ввести мораторий на закрытие лечебных учреждений!
Пока главный “козырь” столичных властей в разговоре с оппонентами - недавно принятый закон о серьезных компенсациях сокращаемым медикам (именно о них говорил выше Игорь Цыпурский). Напомним, речь идет о сумме от 200 тысяч рублей для младшего медперсонала до 500 тысяч рублей, положенных врачам.
Противники реформы склонны относиться к перспективам реализации этого закона скептически. По мнению Аллы Фроловой, “дьявол” кроется в формулировках:
- В частности, там не прописано, как эти деньги выплачивать. А в документах для внутреннего пользования [относящихся к теме выплат] очень хитрые формулировки: “только на усмотрение главного врача”...
Если верить координатору, уже известно о случаях злоупотребления этими “неоднозначностями”:
- На собрании-совещании в родильном доме № 18 главврач заявил: выплат не будет вообще, он считает, что “никто не достоин”. Кроме того, из двух ЛПУ поступила информация о том, что главврачей предупредили: если они выплатят компенсации более чем двум сотрудникам, то будут уволены.
- Есть законодательство - ну увольняете, так делайте в соответствии с ним! Три зарплаты, и до свидания! С чего вдруг такие бешеные деньги? Откупиться? Заставить замолчать тех, кто возражает?! - возмущается Ольга Демичева, врач-эндокринолог и одна из активных противников реформы.
На пресс-конференции 9 декабря сенаторы и врачи согласились: после глубокого анализа произошедшего и всесторонних консультаций с врачебными, пациентскими и прочими общественными организациями можно будет вернуться к созданию новой “дорожной карты” и начать реформирование с того места, на котором остановились. Собственно, с самой по себе необходимостью что-то менять согласна и львиная доля противников действий московских властей.
Несмотря на то, что после ноября определенный “контакт” между представителями власти и противниками оптимизации появился (если сравнивать с ситуацией середины осени, когда чиновники попросту не шли ни на какое общение по этому поводу), качество этого контакта активистов не устраивает:
- Никаких обещанных официальных встреч не произошло, переговоры были, но, что называется [в формате] “андеграунда”, - говорит Воробьев.
Лидеры “уличного” протеста по-прежнему настаивают на двух основных требованиях: введении моратория на сокращение персонала и отставке ответственных за реформу столичных чиновников. И не исключают новых акций - они, по словам Аллы Фроловой, могут последовать уже после новогодних каникул.
Сергей Ремизов, и.о. председателя профсоюза работников здравоохранения г. Москвы:
- Во всех случаях, связанных со структурными изменениями в учреждениях здравоохранения, для нас главным остается судьба медицинских работников - членов нашего профсоюза. Хотелось бы еще раз разъяснить вопросы предоставления гарантий и компенсаций для подпавших под сокращение врачей и медиков. В первую очередь речь идет о переобучении. Здесь мы активно сотрудничаем со столичным Департаментом здравоохранения и недавно созданным Центром содействия трудоустройству высвобождающимся медицинским работникам. Понимая специфику переобучения сотрудников сферы здравоохранения, организуется целый ряд программ длительностью от 2 месяцев до 2 лет. Согласившимся пойти учиться специалистам будет выплачиваться стипендия в размере 30 тысяч рублей в месяц, так что совмещать учебный процесс с основной работой не придется. За последние несколько недель в Центр содействия обратились 402 человека - 221 врач, 140 медицинских сестер, 16 сотрудников младшего медперсонала и 25 работников других категорий.
Теперь по компенсационным выплатам. Добиваясь от правительства Москвы денежных компенсаций для сокращаемых, мы ни в коем случае не хотели обидеть врачей. И тем более не ставили перед собой задачу умилостивить тех, кто выходит на акции протеста. Дополнительные деньги помогут врачам и медикам, лишившимся рабочих мест, чувствовать себя несколько увереннее в этот нелегкий период, вот и все. И мы надеемся, что получившие эти деньги люди, найдя другую работу, вспомнят о профсоюзе и вновь вольются в наши ряды. Что же касается возможного нежелания отдельных главных врачей делать оговоренные выплаты - здесь нужно разбираться с каждым конкретным случаем. Мы не исключаем, что могут быть так называемые “перегибы на местах”. В то же время нужно понимать: никто не требует выделять эти деньги из бюджета медицинских учреждений. В задачу главных врачей входит лишь составление списков тех, кто потеряет работу. Выплатами займется Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Материал подготовлен в соавторстве с Александром Кляшториным