В прошлой части статьи мы говорили о проблемах отраслевого профсоюза уровня первичка-обком. Это совершенно не означает, что проблемы нет и наверху. Просто проблемы там и такие же, и совершенно другие.
В прошлой части статьи мы говорили о проблемах отраслевого профсоюза уровня первичка-обком. Это совершенно не означает, что проблемы нет и наверху. Просто проблемы там и такие же, и совершенно другие.
Начнем с того, что мы живем в большой стране. То есть очень большой. Такой большой, что полноценное управление любой общероссийской системой крайне затратно. В денежном смысле разница между управлением (или координацией) в рамках любого регионального профобъединения (обкомы) и управлением в рамках отраслевого профсоюза - очень значительна. Скажем даже так: “входной билет” для полноценного управления профсоюзом можно оценить не менее чем в 70 - 100 тысяч членов профсоюза при консолидации их взносов. Профсоюзам численностью в полмиллиона и больше можно попытаться “прожить” и без полноценной консолидации взносов. Но для небольших структур - это буквально вопрос жизни и смерти. Или “жизни после смерти” - в смысле объединения с другим профсоюзом. Отсутствие денег профактив, конечно, может компенсировать суперусилием, предельным напряжением, но... Реальность следующая: небольших профсоюзов много, все они испытывают крайний недостаток ресурсов, но при этом никаких серьезных усилий к объединению, в общем-то, не прикладывают. Почему?
Профсоюзный феодализм не обязательно распространяется только вниз по профсоюзной иерархии, до первички. Наверх он распространяется точно так же. И применительно к отраслевому профсоюзу этот термин означает руководителя, сидящего в своем отраслевом замке на горе, эпизодически собирающего вассалов и небольшую дань, но не пытающегося серьезно ни помочь этим вассалам, ни даже повлиять на них. Ибо если он попытается это сделать - возможно, к воротам замка сбежится толпа, и его сожгут на ближайшем пленуме. В таких профсоюзах старый принцип “мы делаем вид, что работаем, а вы - что нам платите” реализован полностью.
На эту ситуацию почти не в состоянии повлиять высшие коллегиальные органы ФНПР. Поскольку каждый из профсоюзов - отдельное юридическое лицо, живет по своему уникальному уставу. А на предложения объединиться данные профсоюзы отвечают... как говорится, коротко, но емко. (Это, кстати, характерно не только для отраслевых профсоюзов. Года три назад я лично с интересом наблюдал, как по предложению из зала делегаты конференции Краснодарского совпрофа проголосовали против фразы в уставе “руководствуется решениями коллегиальных органов ФНПР”.)
И вот еще важный нюанс. Огромная часть проблем отраслевого профсоюза связана с тем, что его руководство, по сути дела, само формулирует себе задачи на предстоящий период. Формально, конечно же, все программы утверждает съезд или пленум. Но - кто предлагает пункты этой программы? В небольшом числе профсоюзов действительно работают комиссии, состоящие из выборных руководителей, которые разрабатывают план развития. Но для этого у этих самых руководителей должна быть возможность либо собраться очно, либо использовать удаленные формы доступа (электронная почта, скайп, веб-конференции). Что возможно, если есть на то средства. А в большинстве небольших профсоюзов, как мы уже выяснили, таких ресурсов нет физически. На нет и суда нет.
И последнее. Скажем прямо: внутри существенной части профсоюзов форма контроля “снизу вверх” практически отсутствует. По тем же причинам: наверху, вполне естественно, в контроле не очень заинтересованы, а снизу - за свой счет не наездишься. Да, конечно, есть контрольно-ревизионные комиссии. Но почти нигде они не используются как органы, контролирующие нефинансовые решения. В большинстве своем это чисто бухгалтерский контроль. Возможно, выходом было бы создание некоего комитета профсоюзного контроля, состоящего из избранных тайным голосованием активистов, с утвержденным на съезде бюджетом, независимым от того руководства, чьи решения (выполнение или невыполнение общих решений) этот комитет должен контролировать.
После первых публикаций на эти темы мне много писали представители первичек - о том, что изменить структуру взносов можно только через представление отдельных проектов, на которые эти деньги будут расходоваться. А иначе “никакого доверия нет”. Идея правильная, могу при желании найти свои аналогичные мысли трех-четырехлетней давности. И нет никакой иллюзии насчет того, что банальный пересчет взносов улучшит профсоюзную работу. Только комплекс одновременных решений сможет достичь цели - и по линии территориальных профобъединений, и по линии отраслевых профсоюзов.