В СМИ много писали о разрушениях, причиненных упавшим метеоритом на Урале. Во многих домах, школах, детских садах, больницах вылетели стекла. Разрушения коснулись и заводов, однако обсуждают в основном лишь цинковый и лакокрасочный, хотя пострадавших предприятий намного больше. Ситуация осложнялась тем, что за выбитыми окнами трещали 20-градусные морозы. Не принять срочных мер - значило выморозить цеха, остановив производство как минимум до весны. Мы связались с радиозаводом ОАО “ЧРЗ “Полет”, чтобы узнать, какая у них обстановка.
Падение метеорита 15 февраля затронуло жителей Челябинской, Тюменской, Курганской и Свердловской областей, а также северные территории Казахстана. Падение огненного шара с дымным хвостом завершилось яркой вспышкой и мощным взрывом. Специалисты НАСА пришли к выводу, что мощность взрыва составила 500 килотонн, что в 30 раз больше мощности ядерной бомбы, взорванной в Хиросиме. Впрочем, российские эксперты дают более скромные оценки: 100 - 200 килотонн.
Особенно досталось Челябинску, наиболее близкому к эпицентру. Ударной волной в городе были повреждены здания, выбито почти 190 тысяч квадратных метров стекол, около 1,2 тысяч человек обратились за медицинской помощью, в том числе 299 детей. Погибших, к счастью, нет.
- Пострадали детские сады, школы, вузы, лечебные и спортивные учреждения, объекты социальной защиты. Есть разрушения и на производственных объектах города. Больше всего травм люди получили от осколков оконных стекол, выбитых ударной волной, - рассказывает председатель Федерации профсоюзов Челябинской области Николай Буяков. - Сегодня на работах по восстановлению занято более 24 тысяч человек и свыше 4,3 тысяч единиц техники. В основном это работы по застеклению.
К 18 февраля большинство общественных учреждений уже отремонтировано, как минимум окна в них забиты фанерой. Как утверждают челябинские власти, восстановление ведется за счет бюджета области. А вот заводы остались с бедой один на один.
Заместитель генерального директора радиозавода ОАО “ЧРЗ “Полет” Леонид Орлов рассказал “Солидарности” о положении на заводе, уточнив, что по его сведениям то же происходит на всех пострадавших промышленных предприятиях:
- Хочу сказать, что завод выходил из этой ситуации самостоятельно, ни одного представителя местной или федеральной власти у нас не было. Приходили на один цинковый завод. В основном ходили по школам, больницам. Может быть, это и правильно, город действительно сильно пострадал. Но, тем не менее, никто не знает о том, что у нас происходит.
Вот далеко не полный список пострадавших предприятий: ОАО “Челябинский металлургический комбинат”, ОАО “Челябинский трубопрокатный завод”, ОАО “Челябинский цинковый завод”, ООО “ЧТЗ-Уралтрак”, ОАО ЧРЗ “Полет”... Ударная волна выбила окна в ЮУрГУ, в Челябинской государственной медицинской академии и в Уральском социально-экономическом институте (филиал АТиСО).
Как сообщает пресс-служба челябинского губернатора, Южноуральское правительство просит федеральные власти о помощи в 500 миллионов рублей на финансирование ремонтных работ. Реальный ущерб города при этом оценен более чем в миллиард рублей.
Ущерб промышленных предприятий пока неизвестен. Заводы лишь начинают подсчитывать, во сколько обойдется ремонт.
- Ущерб у нас очень большой, потому что придется менять все окна, - сокрушается Леонид Орлов. - Завод старый, ему недавно исполнилось 60 лет. Рамы и окна, которые вылетели, были сделаны еще в 60-х, 70-х годах, а это толстые стекла, металлические конструкции... они не восстанавливаются, придется делать все заново. Это дорого. По моим подсчетам, одна замена окон обойдется в 12 - 13 млн рублей. Но если ставить новые, то надо менять и уцелевшие, потому что нельзя где-то оставить старые, а где-то поставить новые. А это уже под 20 млн рублей. Кроме того, повреждено технологическое оборудование, вентиляция, надо восстанавливать цеха, это еще 30 млн рублей.
По его словам, здание получило удар, как при четырехбалльном землетрясении, и, поскольку оно старое, то необходима инспекция. Экспертиза обойдется “Полету” в 2 млн рублей. Это потери, которые неизбежно придется финансировать. Ну и плюс (точнее, минус) 6,5 млн рублей недополученной прибыли за один день простоя. Ведь в пятницу дневная норма продукции не была выпущена, так как метеорит прилетел с утра.
По словам председателя профкома ОАО “ЧРЗ “Полет” Светланы Ситченковой, сейчас на заводе работает комиссия - выясняет, какое имущество повреждено. Внешне это в первую очередь окна, фрамуги, а также потолки.
- Вид был как после бомбежки, - вспоминает она.
Подобными расчетами занимаются все пострадавшие предприятия. Подсчитали потери и в Федерации профсоюзов области: ущерб на ее объектах составил около 2 млн рублей.
- У нас сейчас холодная зима, ниже 20 градусов мороза, а от удара было разворочено 60% стекол. Если не успеть принять срочные меры, то можно заморозить завод и больше его до весны не запустить, - объясняет Леонид Орлов. - Поэтому после первых минут шока, а это было действительно очень страшно, мы организовали в цехах бригады, которые начали закрывать окна подручными средствами, плюс мы закупили полиэтилен, фанеру, картон. За два с половиной дня мы спасли завод. Сейчас он уже работает. Хочется отметить, что никого не надо было принуждать. Люди осознанно подходили к этой работе.
Его дополняет предпрофкома Светлана Ситченкова:
- Конечно, народ сначала разбежался по домам, узнать, как там ситуация, потому что картина на заводе была ужасающая. А потом все вернулись и начали всё разгребать...
Об организации работ на “Полете” рассказал заместитель генерального директора по персоналу Сергей Долбнев. Так, в пятницу на ликвидации последствий были задействованы практически все 1950 человек, находившиеся на работе. Конечно, за исключением пострадавших, каких набралось около ста. Всем травмированным тут же была оказана первая помощь в заводском медпункте. Кому надо было зашивать порезы - тем выделили транспорт, отправили в городскую больницу.
Основной вал работы пришелся на субботу. Были сформированы бригады, примерно 600 человек, которые работали с 8 утра до 9 вечера. Людей кормили бесплатно, хотя комбинат питания тоже сильно пострадал:
- В пятницу из-за взрывной волны вся пища в столовой была завалена грязью, там было много разрушений, выбитые стекла, порушенные потолки, но они все убрали и уже вечером смогли приготовить еду - а в выходные кормили людей! - с гордостью рассказывает Долбнев.
К воскресенью объем работ в целом уменьшился, и нужда в таком количестве людей отпала. Восстанавливали отдельные объекты; всего в этих работах было задействовано около 250 человек. В основном занимались потолками: помещения высокие, 10 - 15 метров, так называемые “фонари” - стеклянные окна в потолках для освещения - обрушились. Для их восстановления требовалось не так много людей, но нужны были вышки и краны.
Что касается компенсаций работникам завода, то Леонид Орлов не смог ответить, будет ли она. Этот вопрос пока обсуждается. Но тем, кто участвовал в ликвидации последствий на “Полете”, однозначно выделят материальное поощрение:
- Естественно, их работа будет оплачена в соответствии с Трудовым кодексом, за субботу и воскресенье - в двойном размере, и мы решим, как еще поощрить людей. Думаю, поощрим всех, так как убирать последствия помогали все, - уверил он.
С 18 февраля завод начал работать в полном объеме, хотя ему еще предстоит большой ремонт: повреждена оргтехника и технологическое оборудование, находившееся рядом с окнами.
Что до компенсаций обычным жителям, то их получат те, кто вставлял стекла самостоятельно. До 10 тыс. рублей на одного члена семьи, но не более 50 тыс. рублей на всю семью. Работники муниципальных бюджетных учреждений образования и здравоохранения, а также школьники и дошкольники Челябинска, пострадавшие из-за падения метеорита, получат страховые компенсации. Взрослым предусмотрены компенсации до 100 тысяч рублей, детям - до 20 тысяч рублей. Для этого им необходимо обращаться в страховую компанию “Дельта”, где городскими властями застрахованы все бюджетники.