В любые серьезные системы, особенно в такие, от которых зависит жизнь, здоровье или безопасность людей, встраивают “защиту от дурака” или, к примеру, от “двойного ключа”.
В любые серьезные системы, особенно в такие, от которых зависит жизнь, здоровье или безопасность людей, встраивают “защиту от дурака” или, к примеру, от “двойного ключа”. Это предполагает, что случайно, или по глупости, или по злому умыслу, нажав кнопку, один человек может поставить под удар не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей. Или жизнь организации. Или даже страны. Собственно, ряд реформ окончились либо неудачей, либо полным крахом именно из-за пренебрежения охранными системами. (Это я еще не упоминаю ситуацию “злой умысел”, когда все усилия общественных реформаторов используются противниками для разрушения структуры.)
Поскольку дискуссия о возможных реформах в профсоюзах идет достаточно активно, имеет смысл поговорить об ограничителях. Имеются в виду ограничители двух типов. Во-первых, те, которые можно встроить в любую возможную реформу, для того чтобы она не окончилась крахом. Во-вторых, внешние ограничители. Те, которые, по определению, ограничивают проведение любой реформы в профсоюзах. И которые нужно учитывать при ее проведении.
Казалось бы, встроенные ограничители в профсоюзах налицо. Имеется в виду, что любые изменения структуры, документов, кадрового состава проводятся в результате голосования коллегиальных органов. То есть встроенный ограничитель - это “коллективный разум”. Формально - все правильно. Фактически... Можно привести множество примеров, когда коллективный разум, извините, отключался. Буквально на прошлой неделе в Волгограде, на региональном профсоюзном информационном форуме, на заседании секции вспоминали далекие 80-е - когда на пленуме ВЦСПС по инициативе партийного руководства и в рамках общей демократизации весь руководящий профсоюзный коллективный разум общим решением отключил собственный финансовый механизм, перевернув пирамиду распределения членских взносов. Теперь-то все умны задним умом. Ну а на тот момент?
Можно перечислять много аналогичных “перспективных” решений периода перестройки, которые принял тогдашний коллегиальный разум, хотя это относится не только к периоду перестройки. А сколько мог бы еще принять! Например, сегодня в целой группе территориальных профобъединений немалое число обкомов профсоюзов идеалом хозяйственных отношений считают модель “имущество продать, деньги поделить между обкомами”. Как в одной из устных версий морского закона - “труп за борт, а вещи поделить”. Было бы смешно, если бы не было грустно...
Другое дело, что если не все, то большинство таких решений принималось в момент, когда с помощью демагогии этот самый коллективный разум целенаправленно вводили в ступор. Раз “демократия” - значит нужно “демократизироваться” во что бы то ни стало. Чего бы ни стоило. Так сказать, “никого не щадит Черный Абдулла - ни своих, ни чужих”. Кстати, очень часто тот же принцип “намеренно отключить мозги” относится и к той демагогии, которая призвана НЕ ДАТЬ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ. Ситуация: система дошла до критической точки, нужны серьезные реформы, которые затрагивают многие интересы. Поэтому нужно сильно “затуманить сознание рабочего класса” ссылками на необходимость стабильности, важность традиций и т.д. Проблема для принимающего решение - отличить демагогию от интересов организации. Понять, грубо говоря, действительно ли “край подошел” или это пустая угроза?
Вторая часть ограничителей - внешние. Ссылки на фразу “...быть свободным от общества нельзя” вполне закономерны. Проблема в том, что плохо или хорошо, но в России (и не только в России) нельзя быть абсолютно свободным ни от властных органов, ни от бюрократии, ни от силовиков... Список можно продолжить. Стараться сохранить независимость - правильная мысль. А вот степень “освобождения”... может варьироваться. Проводя уже использованную аналогию с перестройкой, сошлюсь на то, что принятые в СССР решения в отношении реформ исходили из превратного впечатления о “внешнеполитических ограничителях” перестройки. Из того, что развитие демократии автоматически превращает страну в друга и союзника всего “демократического сообщества”. Что весь мир - полон друзей. Увы...
У профсоюзов много противников - как внутри, так и снаружи. Противники внутри - желают, чтобы все оставалось примерно так же. В стиле “на наш век хватит”. Противники снаружи - банально стремятся нас добить. Пройти по тонкой грани очень сложно. Будем надеяться, что возможно.