Центральная профсоюзная газета16+
Бежать впереди робовоза

РЖД обещают смягчить последствия модернизации для работников

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей провел 10 октября пленум. Участники обсудили выполнение договоров разных уровней с работодателями, а также грядущие вскоре проблемы для работников отрасли. Выяснилось, что зарплаты у основного работодателя - ОАО “РЖД” - выше на четверть, чем в среднем по стране, но из-за неизбежной роботизации процессов на железной дороге многие рискуют потерять свое место. Как этого не допустить, профсоюз и работодатель обсуждали на пленуме вместе.

СОГЛАСНО ДОГОВОРАМ

У конференц-зала “Москва” гостиничного комплекса “Измайлово” 10 октября было, мягко говоря, оживленно. Корреспонденты “Солидарности” шли на VIII Пленум ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжела), а попали будто бы на молодежный фестиваль. В фойе и в зале было буквально не протолкнуться среди юношей и девушек. На некоторых были толстовки с надписью “Забайкальская железная дорога” на спине. И почти у всех поголовно - фотоаппарат или смартфон, приготовленный для селфи. Уже на самом заседании эти люди составили примерно две трети аудитории (а участников пленума - 31 человек).

Оказалось, что 6 - 11 октября Роспрофжел проводил тут же, в “Измайлово”, Школу молодого профсоюзного лидера. Так что серьезное (к тому же отчетное) мероприятие проходило, можно сказать, в его рамках. И если концепция была именно такова, это могло бы отлично проиллюстрировать отношение руководства профсоюза к младшим коллегам. (И, кстати, да - таки проиллюстрировало, потому что с трибуны пленума выступали и они, молодые.)

Но вернемся к главному. Основной темой пленума было обсуждение реализации решений XXXII съезда Роспрофжела, который прошел в марте 2016 года. Там были приняты резолюции о достойной зарплате, молодежной работе, охране труда - в общем, набор, знакомый каждому профсоюзному активисту. Так что перейдем к обсуждению.

- Центральный комитет, профсоюзные организации всех уровней постоянно работают над реализацией основных направлений деятельности Роспрофжела на 2016 - 2020 годы и решений ХХХII съезда. За этот период подготовлено и принято пять отраслевых соглашений и больше 700 коллективных договоров, в которых сохранены или улучшены социальные гарантии работникам, - отчитывался председатель профсоюза Николай Никифоров (на фото).

Последнее отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, на 2020 - 2022 годы, было подписано недавно, в августе. По словам Никифорова, в соглашении “сохранены все ранее действующие льготы и гарантии, внесено семь новых и 20 уточняющих поправок”. А прямо сейчас готовится новый колдоговор ОАО “РЖД” на те же 2020 - 2022 годы. Его подписание должно состояться до 30 ноября этого года. Учитывая, что к проекту документа поступило больше 250 предложений и поправок, его обсуждение двумя сторонами обещает быть весьма интенсивным. Нынешний год в плане колдоговорных кампаний вообще очень насыщен. Достаточно сказать, что в 2019-м истекает срок действия колдоговоров больше чем в 350 организациях. (А с января по октябрь уже заключено 40 колдоговоров.)

- Заработная плата практически во всех организациях выплачивалась своевременно и в полном объеме. В начале 2019 года были задержки выплаты в организациях петербургского “Метростроя”, но благодаря активным действиям профсоюзной организации “Метростроя” и Дорпрофжела на Октябрьской железной дороге долги по заработной плате работникам были погашены, задержек больше нет, - говорит Николай Никифоров.

Немного цифр. За период с 2017 года по август 2019-го при инфляции 8,2% зарплата в ОАО “РЖД” увеличилась на 15,6% (с 50 400 до 58 248 руб.). Однако в некоторых организациях, к РЖД не относящихся, наблюдался и спад. Например, в “ЛокоТех-Сервис” - на 7%, в “Желдорреммаше” - на 3%.

РОБОВОЗЫ ПРИНИМАЮТ СМЕНУ

Повышение зарплат, как известно профсоюзной аудитории, работодатели почти всегда увязывают с повышением производительности труда. Можно даже сказать, что эта самая производительность стала для них чем-то вроде фетиша. Или, что более реалистично, предлогом не повышать зарплаты: “плохо работаете, товарищи”. Напомним, кстати, что по указам президента от 2018 года предусмотрен рост производительности труда не ниже 5% ежегодно. И, например, РЖД, по словам главы компании Олега Белозерова, в нынешнем году до этого показателя пока не дотягивает (хотя за предыдущие два года производительность труда там выросла больше чем на 9%).

- Профсоюз - за рост производительности, эффективность и качество труда, но делать это надо за счет внедрения новой техники, изменения технологий, а не за счет сокращения численности персонала. Любые сокращения должны быть обоснованы! - говорил с трибуны Николай Никифоров под аплодисменты зала. - Не менее спорным способом достижения роста производительности труда является аутсорсинг. Мы видим, что во многих аутсорсинговых компаниях представители администрации нарушают законодательство: не оформляют трудовые отношения с работниками, снижают и задерживают выплату заработной платы, не соблюдают требования охраны труда и прочее. Какая же это эффективность?

Гендиректор ОАО “РЖД” Олег Белозеров, надо сказать, тоже считает, что повышение производительности труда должно быть сопряжено с внедрением в производство новых технологий:

- Я полностью поддерживаю позицию, что изменения штатной численности можно принимать только при изменении технологии. Нам же важна не производительность [труда] ради производительности, а ради того, чтобы люди, работающие у нас, понимали, что чем лучше работаешь - тем лучше условия труда, заработная плата.

Глава РЖД также высказался о необходимости переобучения работников, сокращение которых объективно неизбежно при внедрении новых технологий. В пример он привел появление беспилотных электропоездов, на одном из которых не так давно прокатился сам.

- Состав набирает скорость до 90 км/ч, потом сам останавливается. Причем я понимаю, что он это делает лучше, чем человек, поскольку программа у него заложена лучше. Соответственно, изменение технологий приведет к изменению функционала [сотрудников]. Мы должны быть к этому готовы, воспринимать изменения и трансформироваться. Мы как компания обеспечим все условия для того, чтобы все люди, кто себя внутренне считает железнодорожником, могли работать именно внутри железнодорожной системы, - пообещал Белозеров.

Действительно, прогресс не может не радовать железнодорожников - как людей, любящих технику и все ее новинки, однако не может и не тревожить - как обладателей рабочих мест. И речь не только в появлении поездов-“беспилотников”.

- Роботы-осмотрщики - это уже реальность завтрашнего дня. Дистанционный мониторинг состояния пути и сооружений. Приобретение билетов через интернет высвобождает сотни железнодорожных билетных кассиров, - перечислял Николай Никифоров. - Пассажирские вагоны-сцепки позволяют выполнить работу одному проводнику на два вагона. Диагностические вагоны с современным оборудованием - замена пяти [старых] вагонов. Высокопроизводительная путейская техника заменит труд сотен монтеров пути.

Так что здесь работодатель и профсоюз сходятся во мнениях: нужно прогнозировать завтрашние изменения и переобучать людей уже сегодня. И в этом смысле намерение РЖД оставить высвобожденных работников в железнодорожной системе очень позитивно для Роспрофжела: членов профсоюза терять нельзя ни в коем случае. А почему, среди прочих причин, работникам хотелось бы остаться в РЖД, рассказывал глава компании:

- Как вы, наверное, слышали, по данным ВЦИОМа, в 2019 году ОАО “РЖД” вошло в тройку самых желанных для россиян мест трудоустройства. Это наглядный результат нашей совместной [с профсоюзом] работы. Мы будем последовательно принимать необходимые меры, чтобы укреплять наши позиции. Заработная плата в компании остается весьма конкурентоспособной, будучи на четверть выше средней по стране, - перечислял Белозеров.

Все это, безусловно, должно позитивно отражаться и на конкурентоспособности Роспрофжела - если не по сравнению с “желтыми” профсоюзами (о которых в данной отрасли мы, кажется, даже и не слышали), то по сравнению с числом работников, пока что не вступивших в профсоюз. Сейчас по всем организациям, охваченным Роспрофжелом, уровень профсоюзного членства составляет 93,5% (в ОАО “РЖД” это около 97%). Но, если перефразировать Олега Белозерова на профсоюзный манер, “нам не нужно профчленство ради профчленства”. А что нужно - нашим читателям вряд ли надо объяснять.

Автор материала:
Павел Осипов
E-mail: p-osipov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности