Преподавательницу, работающую в “местах не столь отдаленных”, по результатам СОУТ хотели лишить льготной пенсии, хотя профессия дает истице право раньше уйти на пенсию “в связи с особыми условиями труда”. Суд решил, что методика СОУТ не содержит критериев для должной оценки рабочего места, и вернул льготу, а работодателя обязал платить дополнительные взносы. Однако ПФР встал на сторону работодателя и пытается оспорить решение суда.
- К нам обратилась работница ФСИН, преподаватель в казенном профессиональном образовательном учреждении Федеральной службы наказаний, - рассказывает правовой инспектор Федерации профсоюзов Курганской области Оксана Бакай. - В учреждении, где она трудится, провели СОУТ и заключили, что условия труда преподавательницы нормальные, без вредных факторов. Значит, она лишается льготной пенсии.
Профсоюзы помогли составить исковое заявление. Через суд нужно было доказать, что работа преподавательницы ФСИН сопряжена с особыми условиями труда.
- Судья сказала: “Да, вы оценили рабочее место. Стол, стул, освещение. Поняли, что они не представляют опасности. А специфику работы не учли. Ей другого совсем надо опасаться на своем рабочем месте”, - поясняет Оксана Бакай.
В итоге суд сделал выводы о том, что методика проведения СОУТ не содержит критериев, по которым следует оценивать условия работы с осужденными. Но есть “список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда” от 1994 года. Согласно этому списку, льготами пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными. В том числе и преподаватели.
21 мая Курганский городской суд области встал на сторону работника. Он обязал работодателя предоставить в межрайонное управление ПФР в городе Кургане сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица, отражающие особые условия труда за периоды с октября 2016 по конец января 2019 года в соответствии со статьями 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996. Также суд обязал работодателя перечислять взносы по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в размере 6% за тот же период.
- Самое поразительное в этом деле то, что Пенсионный фонд встал на сторону работодателя, хотя должен быть - на стороне работника. Ведь относительно подобных случаев есть даже постановление пленума Верховного суда. Но для фонда это не аргумент, что поразило даже судью. Пенсионный фонд решил оспорить решение суда, и в начале августа апелляционная инстанция снова встала на сторону работника. Судебное решение вступило в силу, работница смогла отнести исполнительный лист к судебным приставам. Но нас предупреждали, что решение и дальше будут пытаться оспорить. Значит, впереди кассация.