Уже порядком всем надоевшая пандемия продолжает пагубно влиять на экономику. И даже более-менее бодрые прогнозы Минэкономразвития о том, что к концу следующего года рынок труда вернется к параметрам 2019-го, а реальные зарплаты россиян вырастут, оптимизма не внушают. На этом фоне заседание Российской трехсторонней комиссии 15 сентября оказалось по сути довольно напряженным, хотя и прошло в благожелательной атмосфере.
На фото - участники профсоюзной стороны заседания РТК
Редкое заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений начинается с шутки. Но эксперты, видимо, так устали от пандемии и дистанционного формата работы, что решили разнообразить серьезное мероприятие. Юмор, впрочем, оказался с душком коронавируса.
- Андрей Степанович, у вас такой летний образ - наверное, на бабье лето надеетесь, раз такой светлый пиджак одели, - обратился глава РСПП Александр Шохин к председателю Фонда социального страхования Андрею Кигиму.
- Это я в надежде на смягчение ковидной ситуации! На цвет чтобы он шел, на цвет! А потом пиджак выкину - и ковид вместе с ним, - сымпровизировал Кигим.
Шутки шутками, но и темы заседания оставляли послевкусие COVID-19. В основном на совещании РТК 15 сентября обсуждалась экономика этого и грядущего года, на которую пандемия оказала самое существенное влияние.
Так, представляя первый вопрос повестки дня, директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития России Екатерина Власова рассказала, что во II квартале 2020 года ВВП страны снизился на 8%. С ее слов, это лучше, чем ожидали эксперты, и “меньше, чем по другим крупнейшим экономикам, где были введены жесткие ограничительные меры”.
- Кризис не приобрел системного характера, - оптимистично отметила Власова. - Он локализован в секторе МСП и отдельных отраслях. Мы видим, что кризис не распространился на банковский сектор, системообразующие отрасли. На потребительском рынке наблюдается достаточно активное восстановление.
По прогнозу ведомства, экономика России достигнет докризисного уровня к III кварталу 2021 года. Вместе с тем должна улучшиться и ситуация на рынке труда. К концу следующего года численность занятых (по методологии Международной организации труда) достигнет уровня 2019 года (в среднем за год - 71,7 млн человек по сравнению с 71,9 млн человек в 2019-м). В Минэкономразвития рассчитывают, что среднегодовой показатель безработицы составит 5,2%. К концу года он должен опуститься ниже 5%. А в 2022 - 2023 годах данный показатель прогнозируют на уровне 4,7% и 4,6% соответственно.
По расчетам министерства, в 2021 году ожидается и рост реальных зарплат - на 2,2%. Такой же показатель - на 2022 год, а в 2023-м - 2,5%. Реальные располагаемые доходы, как ожидается, повысятся на 3% - за счет восстановления доходов от собственности и предпринимательской деятельности после резкого спада в текущем году. В следующие два года реально располагаемые доходы должны вырасти на 2,4% и 2,5%.
Как подчеркнул председатель ФНПР Михаил Шмаков, прогноз Минэкономразвития разрабатывался в условиях большой неопределенности. В документе нет информации по динамике и индексации зарплат бюджетников, нет данных об изменениях госпрограмм и национальных проектов, а также о мероприятиях по восстановлению занятости и доходов населения, разрабатываемых в рамках общенационального плана действий. Наконец, в прогнозе отсутствует оценка возможности продления ряда действующих антикризисных мер. В частности, повышенного пособия по безработице.
- Мы считаем, что нужно продлевать на следующий год тот уровень пособия по безработице, который был установлен в качестве антикризисной меры, - пояснил Михаил Шмаков.
Между тем Александр Шохин предположил, что прогноз Минэкономразвития еще будет корректироваться - исходя из потребностей национального плана действий.
- Внутри правительства сейчас действительно дорабатывается национальный план, исходя из тех уточнений и прогнозов социально-экономического развития, которые были представлены. Позже национальный план будет оформлен поручением, чтобы его исполняли все ведомства, - подтвердила куратор РТК вице-премьер Татьяна Голикова.
По ее словам, не все пункты плана войдут в нацпроекты. Отвечая же на профсоюзное предложение продлить антикризисные меры, вице-премьер отметила, что часть их уже включена в проект бюджета правительства на следующий год. Решения о других мерах будут доработаны и внедрены исходя из анализа их эффективности.
Второй вопрос повестки дня - “О проекте федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов” - членам РТК представил заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев. Он сообщил, что глобальная пандемия внесла значительные коррективы в реализацию бюджетной политики в этом году - расходы резко выросли. На ближайшие годы тоже предусмотрены большие расходы федерального бюджета, чем было заложено до пандемии (см. таблицу).
2021 год | 2022 год | 2023 год | |
Доходы федерального бюджета РФ, трлн рублей |
18,8 | 20,6 | 22,3 |
Расходы федерального бюджета РФ, трлн рублей |
21,5 | 21,9 | 23,7 |
Дефицит федерального бюджета РФ, трлн рублей |
2,75 2,4% ВВП) |
1,25 (1% ВВП) |
1,25 (1% ВВП) |
В Минфине подчеркивают: экономическая политика (и бюджет как ее часть) ориентирована на содействие борьбе с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. Бороться же с дефицитом планируется государственными заимствованиями, увеличивая размер госдолга и черпая средства из Фонда национального благосостояния.
- Поддержка будет сфокусирована на интересах наиболее уязвимых отраслей экономики и категорий граждан, а также системы здравоохранения, - пообещал представитель Минфина. - Особый акцент в структуре приоритетных расходов сделан на меры по снижению бедности. В том числе предусмотрено практически двукратное увеличение финансирования пособия нуждающимся семьям. Рассчитываем, что это внесет значительный вклад в снижение уровня бедности.
Председатель ФНПР спросил, предусмотрены ли в бюджете средства на стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом. По словам Татьяны Голиковой, эти выплаты обеспечат за счет средств Резервного фонда правительства.
В рамках заседания РТК соцпартнеры успели рассмотреть и бюджеты соцфондов. Наиболее примечательное и обстоятельное обсуждение, как всегда, шло вокруг средств Пенсионного фонда РФ. О его основных параметрах рассказал председатель правления ПФР Максим Топилин. Доходы фонда от поступления страховых взносов составят в грядущем году 5,7 трлн рублей, кроме того на различные правительственные программы и покрытие государственных обязательств в ПФР из федерального бюджета поступит порядка 3,5 трлн рублей.
Топилин отметил, что в 2021 году страховая пенсия и фиксированная выплата к ней для неработающих пенсионеров будет проиндексирована на 6,3%, в 2022 году - на 5,9%, в 2023 году - на 5,6%. Председатель правления фонда уточнил, что это обеспечит прибавку в среднем на тысячу рублей в год. В 2021-м среднегодовая пенсия по старости неработающих пенсионеров составит 17,4 тыс. рублей, к 2023 году она вырастет до 19,3 тыс.
Михаил Шмаков обратил внимание на то, что в соответствии с проектом бюджета Пенсионного фонда сокращается коэффициент замещения утраченного заработка: в 2021 году - 32,6%, в 2022-м - 32,2%, в 2023-м - 31,6%. С профсоюзной точки зрения, в проекте есть и другой недостаток. В частности, отсутствует важный показатель - среднегодовая численность лиц, за которых уплачиваются страховые взносы.
На заседании был также поднят вопрос о дискриминации прав работающих пенсионеров. Им не индексируют пенсии и начисляют не больше трех баллов независимо от суммы уплаченных за них взносов. Эту проблему обозначили стороны и профсоюзов, и объединения работодателей.
Позже в комментариях для СМИ глава ФНПР еще раз выразил профсоюзную позицию на этот счет:
- Твердая позиция наша, профсоюзов, что не должно быть пенсионеров первого и второго сорта. Более того, работающие пенсионеры еще вносят значительный вклад, за них все равно платят в Пенсионный фонд, что увеличивает его доход, - подчеркнул Михаил Шмаков.