Центральная профсоюзная газета16+
“Дорогая Елена Сергеевна”…

Как защититься учителям, ставшим жертвами травли

Фильм 1988 года “Дорогая Елена Сергеевна” первым показал уже возможную в “перестроечном” времени и немыслимую ранее ситуацию жестокого буллинга (преследования, травли) учителя. На протяжении всей кинокартины группа старшеклассников оскорбляет преподавателя, пытаясь получить у него ключ от сейфа с контрольными. Соцсети сделали частную жизнь учителя еще более прозрачной, а его самого - еще более уязвимым. “Солидарность” хочет разобраться, как могут защитить себя люди этой профессии, столь важной для общества. Тем более что набор необходимых для этого средств есть.

Мы попросили поделиться своим видением ситуации Михаила Авдеенко, заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования, и Григория Назарова, учителя истории школы № 9 г. Химки Московской области.

Итак, что произошло? Как уважаемая профессия учителя смогла так растерять свой авторитет?

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УСЛУГА ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО?

Михаил Авдеенко: В 1990-е годы профессия учителя стала не только малооплачиваемой - ее статус в обществе стал стремительно обнуляться. Потом проблемы с зарплатами были решены, и мы уже забыли время, когда учителям по полгода не платили. А вот другое следствие 1990-х -
отношение к труду учителя как к услуге - было живо все 30 лет. Родители, а затем и дети стали воспринимать педагога как обслуживающий персонал: “Я плачу, и вы мне должны”. Хотя непонятно, как именно они “платят”: школа - не частное заведение, и мы все платим налоги в бюджет. Тем не менее печальная метаморфоза произошла, появились случаи буллинга педагогов со стороны родителей и даже со стороны учеников. Встал вопрос, как защищать учителей.

Общероссийский профсоюз образования уже 15 лет назад провел первую международную конференцию по буллингу и насилию в образовательной среде. Затем привлекал к решению проблемы институт уполномоченного по правам ребенка, соцпартнеров (тогда - Минобрнауки). Мы подготовили ряд законопроектов, ужесточающих наказание за оскорбление учителей, повышающих штрафы за ненадлежащие воспитание детей, ужесточающих дисциплинарные меры, чтобы дать педагогам больше возможностей. И если дети нарушают общепринятые нормы и устав школы - чтобы было проще отчислить из образовательной организации. Но тогда мы не были услышаны ни обществом, ни властью. Потом ситуация стала меняться, и при министре Ольге Васильевой закон “Об образовании” изменили, в том числе было объяснено, что учеба - не “услуга образования”, а общественное благо.

Григорий Назаров: До 2022 года - давайте будем честны - образование оставалось услугой. А в услуге качество товара определяется запросом клиента. Потом государство задумалось: если и дальше принижать профессию учителя и сравнивать ее со сферой торговли, это приведет к большим личностным потерям. Поменялось и информационное поле. Из развлекательных телепередач ушли грязные сплетни про учителей, и это значимо. Государство, похоже, движется к здравому пониманию, что такое образование и какова в нем роль личности учителя.

ШТРАФ ЗА “НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ”

М.А.: Госдума приняла поправки к КоАП и повысила с 500 до 2500 рублей штраф для родителей за ненадлежащее воспитание ребенка. Профсоюз предлагал эту меру шесть лет назад, указывая на смехотворность штрафов за то, что родитель не занимается своим ребенком. Эти поправки - хороший шаг вперед в отношении дополнительных гарантий и повышения статуса и роли педагога в глазах общества. Надеемся, что и дальше защита будет расти, чтобы никто не смог оскорблять педагогов в их профессиональной деятельности.

При принятии нового закона “Об образовании” для повышения статуса педагогов были сделаны и другие шаги. Введен новый институт - комиссии по рассмотрению споров между участниками образовательных отношений. То есть в каждой образовательной организации создается комиссия, где должны рассматриваться все жалобы, в том числе от педагогов. К сожалению, в полную силу этот институт еще не заработал, в том числе и из-за нежелания руководителей образовательных организаций выносить сор из избы. И все-таки в законе он остался.

После консультации с депутатами Госдумы Минпросвещения совместно с нашим профсоюзом вышло с инициативой создать комиссии по защите прав педагогов. А всю систему защиты на федеральном уровне венчает Совет по правам педагогов, сопредседателями которого стали председатель нашего профсоюза Лариса Солодилова и замминистр просвещения РФ Ольга Колударова. Появился дополнительный механизм: педагог, если он подвергся буллингу, оскорблению или считает, что его права ущемлены, может обратиться в региональную или федеральную комиссию, хотя их решения рекомендательны.

Безусловно, учитель имеет все общегражданские права и возможности защищать себя. Это обращение в прокуратуру, в суд, в правоохранительные органы. Никто никогда у педагога не отбирал все эти механизмы для защиты чести и достоинства.

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Г.Н. Я подчеркну важность личности учителя и личности директора. Потому что недопустима ситуация, в которой ребенок позволяет себе травлю сначала соседа, потом учителя. Или когда родитель этого ребенка позволяет себе комментарии, недопустимые с точки зрения наших моральных представлений и ценностей. Когда такие ситуации возникают, мы смотрим, во-первых, на действия и реакцию учителя, а во-вторых, на действия и реакцию директора. Причем у директора, кроме конкретных реакций, еще есть инструменты, которые мы могли бы назвать правовым просвещением учителя.

Уже в десятке субъектов РФ местные отделения Общероссийского профсоюза образования разработали методички, в которых коротко, понятно и доступно объясняется, как учитель может защищать свои права с опорой на современное законодательство. И если директор системно занимается этим вопросом, он помогает учителям, которые сталкиваются с преследованием, издевательствами, недопустимыми комментариями. Директор не только встает на защиту, но еще и просвещает учителя с правовой точки зрения. Тогда случаи травли перестают возникать: скандалисты понимают, что здесь заниматься провокациями бесполезно, а нарушаешь правовые нормы - несешь ответственность. В тех школах, где уровень правовой грамотности низкий, а директор тревожится, чтобы не было лишних жалоб, конфликты между родителями, учителями и детьми могут выходить за рамки допустимого. К сожалению, мы такие примеры знаем.

Правовой статус учителя защищен федеральным законом № 273, там действительно все подробно прописано. Но когда этот закон принимался, о правах учителя было не принято говорить. И сейчас Минпросвещения вместе с Общероссийским профсоюзом образования системно вернулось к правовому просвещению учителей. С начала 2020-х годов тренинги проводятся и на уровне федерации, и на уровне региона, и на уровне муниципалитетов. И через профорганизации в школы присылают правовые памятки - учитель должен точно знать, какими правами он обладает, какими правами и обязанностями обладают родители и дети.

М.А.: Для педагога мы сделали специальный буклет “Защитить свои права в интернете”, его можно найти в нашем сайте. И там написано, как правильно действовать. Для начала - как родителям надо знать некоторые главы Семейного кодекса, так и педагогу хорошо было бы знать свой “родной” закон “Об образовании”, свои права и обязанности. Там написано, что, с одной стороны, педагог имеет право на гражданские свободы, на уважение чести и достоинства, с другой - у него есть обязанности придерживаться духовно-нравственных ценностей.

ЗАКОНЫ ЕСТЬ, НО КАК ИХ СОБЛЮДАЮТ?

Г.Н.: Закон “Об образовании” имеет юридическую силу прямого действия вне зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. То есть механизмы существуют - начиная с Конституции и заканчивая уставом конкретной школы. Ключевой вопрос - в реализации этих механизмов и норм. То, с чем мы сталкиваемся в соцсетях и в новостях, это следствие того, что произошло или не произошло в конкретной школе.

Не так давно в Нижегородской области произошло страшное: подростки избили пенсионерку. Это абсолютная педагогическая катастрофа, тут нечего комментировать. Но у меня сразу возник вопрос: а что в этой ситуации делала администрация школы? Есть же директор, зам по воспитательной работе, заместители по безопасности, в конце концов - охрана в школе. И получается, что все эти структуры бездействовали. Дети систематически нарушали школьный устав, и, видя это, школа должна была вместе с правоохранительными органами принимать меры.

Правовой инструмент для защиты чести и достоинства у учителей есть. Надо, чтобы учителя знали об этом, а директора школ имели волю их защищать. Самая большая беда - когда учитель чувствует себя изолированным, когда ему не к кому обратиться за помощью, за советом. Вот в такой школе дела будут плохи.

Автор материала:
Жирицкая Екатерина
E-mail: zhyritskaya@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности