Работники и профсоюзы США поддерживают Демпартию и движение “Демократические социалисты Америки”. Сейчас политику во многом определяет Демократическая партия, а ее властный ресурс превосходит возможности профсоюзов. Демсоциалисты - движение немолодое, но только обретает вес на политической арене и проигрывает профсоюзам по наличию властного ресурса, определяющего отношения в этом треугольнике. “Солидарность” разбиралась, как те и другие демократы привлекают работников и профсоюзы для укрепления своих позиций и что выигрывают трудящиеся.
Общественно-политическая организация “Демократические социалисты Америки” (DSA) - левая, как и всякое движение с “демократией” и “социализмом” в названии. В ее рядах почти 95 тыс. человек (239 местных отделений), что делает движение крупнейшей в США организацией социалистов со Второй мировой войны. Штаб-квартира в Нью-Йорке, печатный орган - газета “Democratic Left” (“Демократические левые”), а цвет организации - как ни странно, потому что ассоциируется с республиканцами, - красный. Студенческое крыло - “Молодые демократические социалисты Америки”.
Организация основана в 1982 году, после 10 лет предыстории. Демсоциалисты ведут происхождение от Социалистической партии Америки, прекратившей существование в 1972 году. При реорганизации партия разделилась на Социалистов-демократов США и Оргкомитет демократических социалистов. Последние, эти “остатки из остатков”, как их описал бывший лидер Соцпартии и на тот момент лидер Оргкомитета Майкл Харрингтон, стали со временем крупнейшим объединением социалистов-демократов в стране. В 1982 году Оргкомитет (6000 членов) слился с движением New American (около 1000 человек) в организацию “Демократические социалисты Америки”.
Второе десятилетие XXI века принесло мощное обновление. Медианный возраст членов DSA еще в 2013 году был 68 лет - в основном это были те, кто в молодости поймал волну идейного брожения США 1960 - 1970-х и остался верен своим идеям или вновь их обрел позже. К 2021 году в DSA пришло много молодежи, что вдохнуло новую жизнь: медианный возраст снизился лет до 30. Первый скачок роста членства отмечен в президентскую кампанию Берни Сандерса (2016). Победил Трамп, и начался второй всплеск популярности и омоложения демсоциалистов. Свою роль сыграли кризис 2014 года и постпандемийный коронакризис. Сам Сандерс не состоит ни в DSA, ни в Демпартии. Хотя его позиция и контакты с партией порой создают иллюзию, что он - один из центральных персонажей “синих”. Будучи самым живучим в политическом смысле независимым политиком (в Конгрессе с 1991 года: сначала в Палате представителей, а с 2007 года - сенатор от штата Вермонт), Сандерс умудряется и поднимать свой рейтинг, и помогать демократам и социалистам.
Поскольку DSA не партия, то член организации может состоять в Демпартии или быть независимым кандидатом на выборах. Омоложение и политическая гибкость в последние годы обеспечили DSA небывалый политический успех - количество действующих на всех уровнях власти демсоциалистов может поспорить с числом избранных за всю ее прежнюю историю.
Несмотря на возросшую популярность DSA и вообще идей социализма, угрожающих американскому образу жизни, возрождение маккартизма и охоты на ведьм как противодействие можно представить только в случае, если Трамп оседлает крайне правую волну настроений и вернет себе президентский пост.
Актуальные цели DSA (достижения их пока не видно) не так пугающи, как “красная угроза”, поскольку лежат в рамках капитализма. Демсоциалисты, конечно, планируют выйти за эти рамки - но когда это еще будет! Приоритет отдан реформам: постепенно уменьшать власть корпораций и усиливать позиции трудящихся, предоставляя им больше возможностей.
Если для Демпартии профсоюзы - один из каналов работы с аудиторией, выразители определенной части общественного мнения, то для DSA - это краеугольный камень реализации стратегии. “В конце концов, что такое наш труд? Это наша переговорная сила”, - написала национальный директор DSA Мария Сварт в программной статье ко Дню труда в США (в 2022-м - 5 сентября). Именно профсоюзы противопоставляются частному капиталу и финансовым элитам, которые боролись и продолжают бороться с организациями работников для укрепления власти корпораций. Какие бы метаморфозы социализм ни претерпел за XX век после теоретического и практического осмысления, его ядро все то же: производство должно находиться под контролем тех, кто его осуществляет. По мнению DSA, контроль должен быть демократическим. Но он должен быть - только так возможно построить справедливую и устойчивую экономическую систему.
Социализм по DSA сильно отличается от советского: он основан на максимальной децентрализации, что отрицает планирование, и предполагает не национализацию, а обобществление части собственности (прежде всего производственных предприятий) по разным моделям, в частности - создание госпредприятий и рабочих кооперативов. Поскольку переход от капитализма к социализму дело долгое, в переходный период нужна система госрегулирования и контроля со стороны профсоюзов, чтобы увеличить социальную ответственность бизнеса, направить его на удовлетворение общественных интересов, а не частных. Собственно, это и определяет стратегию DSA уже сейчас.
Удачных примеров построения демократического социализма на планете нет, но для реализации долгосрочной стратегии DSA взяли на вооружение успешные начинания. В список попала даже кампания по ликвидации неграмотности в Никарагуа, хотя режим Даниэля Ортеги - недемократический (впрочем, это говорит о прагматической трезвости DSA). Среди прочих указана скандинавская модель государства всеобщего благосостояния (система пенсионных выплат, бесплатное образование и всеобщее здравоохранение, низкий уровень коррупции и регулирования товарного рынка), национальная система здравоохранения Канады, финансируемая государством, и общенациональная система ухода за детьми во Франции (ясли и начальная школа с высокими требованиями к поставщикам услуг).
На пути всех этих благих намерений стоит одно “но”, которое сближает DSA с профсоюзами, но не с их общими целями: у DSA нет никакой законодательной власти. Все, что они могут и чего добиваются, происходит либо путем акционизма и переговоров, включая поддержку профсоюзов (обоюдную), либо сращением с Демократической партией. Обо всем по порядку.
DSA давнишний союзник профсоюзов в ключевых вопросах - минимальная зарплата и “право на труд”. “Минималка” - это, простите за каламбур, минимум, с которого следует начать строительство справедливой и гуманной экономической системы. Все рабочие должны иметь право на минимальную зарплату, но само наличие такого права не гарантирует работы, не дает социальной защиты и льгот вроде адекватной и доступной системы здравоохранения и всеобщего образования или возможности откладывать деньги на обеспеченную старость.
Члены DSA участвовали в акциях движения Fight for 15 (FF15 - “Борись за 15 долларов в час”) и других общественных проектах и движениях, нацеленных на повышение минимальной зарплаты в каждом штате и на федеральном уровне. (В США система установления минимальной зарплаты зависит от штата, числа сотрудников и дохода компании, но есть федеральный минимум, а также отдельная статья для работающих студентов.)
Демсоциалисты выступают против законов о “праве на труд”. Но это законы, не гарантирующие в самом общем смысле право на труд, а позволяющие тем, кто не состоит в профсоюзе, не платить профвзносы и пользоваться плодами коллективных переговоров, юридическими услугами профсоюзов и т.д. По сути, эти законы лишают профчленство смысла, а профсоюзы - финансовых поступлений для поддержания деятельности. Неудивительно, что в штатах, где действуют законы о “праве на труд”, более слабые профсоюзы и ниже уровень профчленства.
Связи DSA с Демпартией через общих членов могли бы приносить плоды в виде новых законов. Но даже среди “синих” не все разделяют социалистические идеалы и готовы голосовать за те законопроекты демсоциалистов, которые являются не рабочей рутиной, а частью стратегии DSA.
Из наиболее важных биллей, представленных членами DSA, можно назвать Акт о создании общественных банков 2020 года. Он был внесен в Палату представителей Рашидой Тлайб от штата Мичиган. Еще девять членов Демпартии поддержали билль, но из них только Александрия Окасио-Кортес - член DSA. Остальные демсоциалисты в палате представителей (а их еще трое, включая одного бывшего члена организации) не поддержали проект. Текст до сих пор находится в профильных комитетах, куда был направлен на рассмотрение.
Если кратко, билль позволяет создавать общественные банки, которые при кредитовании не включали бы свои коммерческие интересы в процентную ставку и не служили бы средством обогащения для старшего менеджмента с его астрономическими зарплатами. Получать дешевые кредиты в общественных банках могли бы частные клиенты для создания и развития бизнеса и муниципалитеты для реализации общественно важных проектов. Аналогичный билль, направленный в Сенат штата Нью-Йорк (поддерживающий законопроект Джеймс Сандерс-младший, член Демпартии, не является членом DSA), тоже застрял в профильном комитете.
Не вдаваясь дальше в подробности, можно заключить, что подъем популярности демсоциализма еще недостаточен для проведения каких-то реформ на уровне государства или штата. Пассионарии, как Окасио-Кортес (с ее позицией поддержки профсоюзов, хорошо известной как минимум в Нью-Йорке, от которого она избрана в Конгресс), могут лишь вдохновлять и поддерживать акционизм.
Для Демпартии профсоюзы - скорее союзническая сила, чем становой хребет политической стратегии. Властные и сильные профсоюзы, какими их хотели бы видеть DSA, Демпартии не нужны - из союзников станут соперниками, а менять политическую систему и перераспределять власть - не в планах “синих”. Так что организациям трудящихся достается экономическая роль - радеть за благополучие рабочего класса, опоры демократов. Когда это радение требует правовых преобразований или вмешательства государства - на сцену должны выходить демократы.
Сцена, которую демократам предоставляют проблемы трудящихся, - это и есть работа с аудиторией. От признания заслуг - президент Байден оказал честь Кристоферу Смоллсу, лидеру созданного профсоюза работников Amazon, приняв его в Белом доме. До спасения экономики - недавно администрация президента вмешалась и предотвратила забастовку железнодорожников. Но какой властью обладают профсоюзы? Как правильно сказала Мария Сварт - переговорной, и не более того.
При президентах-демократах Клинтоне или Обаме партия не обращала должного внимания на профсоюзы как на ресурс власти. Почему команда Байдена за него ухватилась - вопрос уже исторический, просто примем этот факт. Свои плоды стратегия принесла, и, похоже, партия надеется на повторение успеха. Демократам нужны профсоюзы, но и профсоюзам нужны демократы: Закон о защите права на организацию (PRO Act, “Солидарность” не раз о нем писала) не может попасть на стол президенту из-за того, что у демократов нет большинства в Сенате, а найти с десяток республиканцев для поддержки - миссия невыполнима. Меж тем PRO Act очень важен для профсоюзов. Он и укрепляет позиции организаций рабочих, предоставляя больше прав и возможностей, и ослабляет упомянутые законы о “праве на труд”: принять PRO Act - это убить двух зайцев одним выстрелом.
Члены организации “Демократические социалисты Америки” в органах власти местного и федерального уровня
Федеральный уровень. В палате представителей насчитывалось 9 членов DSA, 4 из них сейчас занимают место и один - бывший член DSA.
Уровень штата. Всего в сенатах штатов заседали 9 членов DSA, из них 8 сейчас в должности. В палаты представителей избран 31 член DSA, еще 10 занимали должности в разное время с 1973 по 2022 год.
Местные чиновники. В городских советах и окружных комиссиях заседают 70 членов DSA, ранее в разное время заседали 15.