22 апреля в стране пройдет всенародное голосование по поправкам в Конституцию. Эти поправки 11 марта прошли третье чтение в Госдуме и тут же, молниеносно, были одобрены Советом Федерации. «Солидарность» изучила поправки и объясняет, за что, собственно, нам предлагается голосовать.
Госдума 11 марта приняла в третьем, окончательном чтении закон, вносящий поправки в Конституцию России. Инициатором изменений выступил президент Владимир Путин, когда 15 января оглашал ежегодное послание к Федеральному собранию. В первой редакции законопроекта содержалось всего 22 поправки, но ко второму чтению их набралось уже без малого 400 (конкретные предложения исходили уже не только от президента, но от депутатов и думских фракций, а также общественных организаций, включая профсоюзы). Из них 206 были рекомендованы к принятию комитетом Госдумы по законодательству.
Глава 3 – «Федеративное устройство» – 51 поправка, глава 4 – «Президент» – 19 поправок, глава 5 – «Федеральное Собрание» – 33 поправки, «Правительство» – 26 поправок, «Судебная власть и прокуратура» – 23 поправки, «Муниципальное самоуправление» – 12 поправок, предложения в преамбулу – 9, процедура общероссийского голосования и порядок вступления в силу – 33.
Из того, что наверняка заинтересует профсоюзную аудиторию, самой заметной является, пожалуй, поправка о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Эта норма уже есть в Трудовом кодексе, однако считается, что в статусе конституционной она будет иметь больше веса и станет для работодателей как бы «более обязательной». Кроме того, закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат – не реже одного раза в год. Также закрепляется положение о том, что «система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений».
Отдельно стоит обратить внимание на то, что по новому основному закону в России не будут исполняться «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции». В принципе, по факту, и сейчас некоторые решения, скажем, международных судов нашей страной не сильно-то и исполняются, но теперь это может стать конституционной нормой. Сторонники этой поправки откровенно ликуют в стиле «так ему, этому ЕСПЧ!» (Европейский суд по правам человека). Но следовало бы задуматься, например, о дальнейшем будущем конвенций Международной организации труда...
Профсоюзное предложение об обязательной индексации зарплат по Конституции в окончательный вариант поправок не вошло, хотя президент с такой идеей вроде бы соглашался. «Справедливо, я согласен», - ответил Владимир Путин на соответствующее предложение председателя ФНПР Михаила Шмакова 13 февраля. Но, видимо, в думском комитете по законодательству кто-то не согласен с президентом. (Хотя представить себе такое очень сложно и даже немного страшно.) Кстати, другая профсоюзная идея – дать профсоюзам право законодательной инициативы – тоже, увы, не прошла.
О других инициативах членских организаций ФНПР, которые не попали в законопроект, подготовленный ко второму чтению, можно прочитать здесь. Однако стоит помнить о том, что профсоюзные идеи могут в будущем обрести вид федеральных законов, если хорошенько поработать с Думой и правительством.
Собственно, по большому счету, на этом и заканчивается список поправок, которые могли бы заинтересовать профсоюзного активиста. На остальные предлагается посмотреть глазами «обычных» граждан.
Прежде всего, в глаза бросается обилие декларативных поправок «патриотического» типа. Например, теперь (оказывается, только теперь) «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». При этом «умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается». И встает, например вопрос: не умаляет ли восхищение взявшим Казань Иваном Грозным подвиг защищавших свое (а впоследствии – наше общее) Отечество татар?
Скользкий национальный вопрос встает и благодаря формулировке о том, что русский язык – это язык «государствообразующего народа». Если и в самом деле под «государствообразующим» скрывают русский народ, это тоже повод обидеться для остальных. (Что, в общем-то, уже было продемонстрировано.) С другой стороны, не слишком довольны и некоторые «русские националисты».
Зато куда более понятной представляется норма о том, что Россия объявляется правопреемницей Советского Союза. Особенно на фоне «регуляторной гильотины», которая прямо сейчас избавляет нас от тысяч советских подзаконных актов...
Еще одна «скрепная» поправка говорит о том, что брак – это союз мужчины и женщины. Хотя однополые браки у нас и так запрещены. Еще о семье: дети объявляются «важнейшим приоритетом государственной политики России». В силу чего «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Причем в первой редакции дети объявлялись и вовсе «достоянием», как нефть или газ.
Пожалуй, самый большой блок поправок касается работы государственных органов – от муниципалитетов до президента. От кандидата в последние, например, будет требоваться постоянное проживание на территории России в течение не менее 25 лет и отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство в течение всей жизни (до выборов). Федеральным чиновникам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство и вид на жительство будет запрещено, пока они занимают свои должности.
Кроме того, бывшим президентам гарантируется неприкосновенность от уголовного преследования. А еще при желании экс-президент сможет стать пожизненным членом Совета Федерации.
Действующий же президент сможет, например, предлагать сенаторам отрешать от должности судей Конституционного суда. (Здесь надо иметь в виду, что в силу специфики устройства системы власти в России большинство членов Совета Федерации так или иначе могут зависеть от самого президента.) Самих судей Конституционного суда, кстати, станет 11 вместо нынешних 19.
Самое если не важное, то точно громкое про президента: в случае принятия поправок в Конституцию сроки Владимира Путина и Дмитрия Медведева обнулятся, и в 2024 году оба снова смогут баллотироваться на высший пост. Несмотря даже на то, что согласно новой редакции ни один человек не сможет занимать его больше двух сроков в принципе, а не «подряд», как сейчас.
Наконец, «местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов госвласти может быть не только Москва, но и другой город, определенный федеральным конституционным законом». Жителям Шиеса не расслабляться!
Напоминаем, что Генсовет ФНПР призвал всех членов профсоюзов прийти на участки и выразить свое волеизъявление.