В Госдуме обсуждают следующий этап внедрения цифровых технологий в трудовые отношения: правительство предлагает работодателям провести добровольный эксперимент по переходу исключительно на электронный документооборот. Причем эксперимент предлагается провести с апреля до конца этого года, а его результаты Российская трехсторонняя комиссия должна оценить уже до 1 сентября... Об этом и других законопроектах - в новом обзоре “Солидарности”.
На фото: Госдуме и новому правительству предстоит “подвести провода” еще ко многим сферам жизни россиян
Комитет Госдумы по труду одобрил правительственный законопроект “О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками”. Документ представляет собой логическое продолжение уже действующих норм, введенных в соответствии с нацпрограммой “Цифровая экономика”. Можно вспомнить, например, законодательное регулирование удаленной работы или внедрение электронных трудовых книжек с 1 января этого года. Теперь, как видно из названия нового законопроекта, цифровизация коснется и других документов, регулирующих отношения работников и работодателей.
Эксперимент по ведению электронных документов планируется провести с 1 апреля по 31 декабря 2020 года. При этом, что важно, “в рамках эксперимента, предусмотренного законопроектом, дублирование документов на бумажном носителе не предполагается”, - говорится в пояснительной записке. Напомним, в случае с теми же трудовыми книжками по желанию работника работодатель может сохранить бумажный вариант параллельно с электронным. Кроме того, четких правил эксперимент, судя по всему, содержать не будет, поскольку “работодатели участвуют в эксперименте по их добровольному согласию, самостоятельно определяют виды документов, касающиеся трудовых отношений с работниками, в отношении которых будет проводиться эксперимент, структурные подразделения организации, участвующие в эксперименте, принимают локальные нормативные акты, касающиеся проведения эксперимента”.
При внедрении новшества будут использоваться электронные подписи работников - простые и усиленные квалифицированные для разных случаев. Получение такой подписи - это платная услуга, но согласно законопроекту платить за нее будет работодатель.
Также утверждается, что “работник принимает участие в эксперименте добровольно и вправе отказаться”. Правда, представляется весьма вероятным, что на практике ему придется отказаться заодно и от самой работы.
Несмотря на поддержку законопроекта в целом, комитет Госдумы по труду высказал несколько замечаний. Так, предлагается дать работнику право выбора, то есть оставить в силе бумажные документы. Это, заметим, могло бы отвести от него и угрозу увольнения, о которой говорилось выше, за отказ от участия в эксперименте. Кроме того, комитет рекомендует внести в документ несколько технических правок и пояснений (например, четко указать, что такое “основы проведения эксперимента”, о которых говорится в законопроекте). Депутаты также полагают, что девяти месяцев - с апреля до конца года - для получения осязаемого результата не хватит. Тем более что представить свои предложения “по итогам” эксперимента сторонам Российской трехсторонней комиссии предлагается уже в сентябре.
Группа депутатов от ЛДПР во главе с председателем думского комитета по труду Ярославом Ниловым предлагает подкорректировать закон “О ветеранах”. В предложении речь идет о людях, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”. Точнее, о тех из них, кто не является инвалидом (учитывая возраст блокадников, их наличие можно признать почти что чудом). Или, как говорят депутаты в пояснительной записке, о тех, кто инвалидом “не признан”. А сама инициатива приурочена, что естественно, к грядущему 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Суть же ее в следующем. Граждане, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, имеют право на некоторые льготы. Это относится и к инвалидам, и к “здоровым”, но льготы они могут иметь разные. Например, блокадники, имеющие инвалидность, могут получать две пенсии сразу и имеют право на бесплатные протезы. Парламентарии же обратили внимание еще на одну льготу: блокадники с инвалидностью, включая членов их семей, могут получать компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.
“Жители блокадного Ленинграда, не признанные инвалидами, таких дополнительных мер социальной поддержки не имеют, что вызывает среди них серьезную социальную напряженность”, - утверждают жириновцы. И отмечают, что жители блокадного Ленинграда, не признанные инвалидами, составляют всего около 14% общего количества блокадников (на октябрь 2019 года - 12 665 человек из 92 615).
“Все жители блокадного Ленинграда, учитывая их преклонный возраст и перенесенные в период блокады Ленинграда в несовершеннолетнем возрасте стресс и голод, имеют очень серьезные проблемы со своим здоровьем”, - пишут депутаты. И предлагают в этой связи с 1 января 2021 года обеспечить “предоставление жителям блокадного Ленинграда мер социальной поддержки вне зависимости от наличия инвалидности”. То есть тут, по всей видимости, речь идет уже не только о льготах на оплату ЖКУ.
Принятие такого закона, безусловно, потребует дополнительных расходов, признает Нилов с коллегами. Они рассчитали, что “с учетом численности жителей блокадного Ленинграда, не признанных инвалидами, средней стоимости, согласно данным Росстата, оплаты жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц 1800 рублей, дополнительные расходы федерального бюджета в год составят 205 173 000 рублей”.
И из этого расчета ясно, что говорится здесь снова только об оплате коммуналки. Безусловно, ветераны войны и жители блокадного Ленинграда - это святое даже для правительства. Но законы о них, наверное, можно было бы формулировать и почетче, чтобы не давать финансистам повода проявлять неуместную “жадность”.
Зампред Госдумы Ирина Яровая (“ЕР”) озаботилась правами молодых мам, находящихся в декретном отпуске. Они, считает депутат, должны иметь возможность пройти “профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям независимо от места их регистрации”. Надо сказать, что трудно припомнить законопроект Яровой, который не стал бы законом. Депутат явно знает, на что жать: данный законопроект “создает дополнительные условия для реализации федерального проекта “Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет” национального проекта “Демография”.
Согласно нацпроекту, в 2020 - 2024 годах программы повышения квалификации и переобучения пройдут 230 тысяч женщин, находящихся в декрете. Аналогичная задача закреплена и в плане основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. “Таким образом, декретный отпуск не должен стать помехой для прохождения дополнительного профессионального обучения, несмотря на перерыв в профессиональной деятельности, и даст возможность мамам при желании получить новые профессиональные навыки”, - заключает Яровая в пояснительной записке.
Суть же предложения вот в чем. По действующему сейчас законодательству, обращение гражданина в центр занятости по вопросу прохождения профессионального обучения возможно только по месту жительства. А законопроектом предлагается предоставить право “декретницам” обращаться туда также по месту их пребывания. Мелочь, а приятно.
В 2018 году за предоставлением госуслуги по профобучению и дополнительному профобразованию в органы службы занятости обратилось 17,4 тыс. женщин, находящихся в декретном отпуске (в 2017 году - 17,8 тыс. женщин).
Охвачены в 2018 году профобразованием и получением дополнительного профобразования 18,4 тыс. женщин. Из числа завершивших профобразование, получивших дополнительное профобразование - 66,2% женщин прошли профессиональную подготовку и переподготовку, 33,8% повысили квалификацию.
В целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профобучения женщинам, находящимся в декретном отпуске, центры занятости оказали 17,5 тыс. услуг по профессиональной ориентации.