Центральная профсоюзная газета16+
«Героем себя не чувствую»

Работа спасателя и опасна, и трудна – но это призвание

В каких случаях люди вызывают службу спасения? Что должен знать и уметь спасатель, как справиться с психологической нагрузкой после ликвидации серьезной аварии? Об этом, а еще о музыке, о пользе квадрокоптера и потерявшихся грибниках говорим со спасателем Можайского территориального управления ГКУ МО «Мособлпожспас» Михаилом Дыкманом.

ПРИШЕЛ ДОБРОВОЛЬЦЕМ

- Михаил, расскажите, почему и как вы стали спасателем?

- Почему… Тут просто – я хотел быть нужным, помогать людям. А как - мама много лет работала на скорой помощи и брала меня на реконструкцию Бородинской битвы, где наши врачи всегда дежурят. Там я увидел машину ГАЗ-66, белую с оранжево-синими полосками МЧС, и человека, который рядом с ней стоял. Я знал, что это был руководитель отряда. Набрался смелости, подошел к нему, начал расспрашивать. Он меня пригласил к ним зайти. Я пришел в здание пожарной части, где базировался отряд. Это было в 1998 году. И остался!

Тогда эта организация называлась НБАОСОС (Некоммерческая благотворительная автономная организация «Служба организации спасения»). И вот еще школьником я ездил с ребятами на вызовы, помогал оборудовать автомобиль, дневал и ночевал в отряде. Сразу после школы вернулся в отряд добровольцем. Выбрал смену и ходил, набирался опыта. Спустя полгода меня взяли в штат. Дальше учился, получил официально профессию спасателя, затем еще и пожарного.

К тому времени уже прошла реорганизация, было создано Управление МЧС, в том числе по Московской области. Кстати, наш Можайский отряд был самым первым.

Сейчас все изменилось. Выросли оклады, намного выше стал престиж профессии. Оборудование появилось современное: по сравнению с тем, что было, – небо и земля! Конечно, хочется еще лучше. Допустим, очень полезен бы был квадрокоптер. Профессиональный – с возможностью навески оборудования. Очень бы помог при поиске людей или чтоб пал травы мониторить.

- Вы сами дополнительно учились или это организуют централизованно?

- Конечно, централизованно! Организацией подготовки постоянно занимается руководство. Набирается группа - и на обучение. Так, три месяца мы обучались на пожарных. У нас все взаимосвязано с пожарной службой, хотя у спасателей своя специфика.

МЫ ВЕЗДЕ, ГДЕ НУЖНО ПОМОГАТЬ

- В чем специфика работы спасателя?

- Основные задачи – предупреждение, спасение и помощь. Мы действуем не только на пожарах. ДТП, вскрытие дверей, поиск людей в лесу, разливы рек – нас задействуют везде, где нужно помогать людям.

Ну и предотвращение, я говорил. Мы работаем со школами, дошкольными учреждениями. Рассказываем детям о мерах безопасности, о поведении на льду, при пожаре, в лесу. Учим, что делать, если стал очевидцем несчастного случая, как оказать первую помощь пострадавшему.

В части у нас, когда мы на смене, все идет по распорядку дня. Есть учебные часы. Повышаем квалификацию, готовим конспекты по разным спецпредметам.

- Что это за дисциплины? Что должен сегодня знать и уметь спасатель?

- Немало! Физподготовка. Работа с пожарно-техническим вооружением. Радиационно-химическая безопасность и защита. Не дай бог, чтобы это когда-нибудь потребовалось, но мы должны знать, что делать. Работа в дыхательных аппаратах - мы аттестованы на газодымозащитную службу, имеем право работать на пожаре, в условиях задымленности.

- В каких случаях вас вызывают? С чем приходится сталкиваться чаще всего?

- Самые ответственные и тяжелые случаи – это дорожно-транспортные происшествия. Они случаются круглогодично. О них еще расскажу. Есть сезонные, мы уже их ждем. Например, с середины лета до глубокого октября – поиск в лесу грибников, заблудившихся туристов, которые сотнями идут и идут. И молодые, и пожилые!

Пал травы – это серьезная, но уже рутинная работа, это каждую весну. Поджигают шутки ради, а трава-то горит-горит – и к деревням подходит.

Великая Отечественная так и не отпускает – все время люди у нас в окрестностях Можайска находят снаряды. Звонят. Мы выезжаем для осмотра, ограждения места. Если действительно снаряд, вызываем полицию.

И, как уже говорил, ДТП – тут может быть действительно страшно. Особенно если серьезная авария с пострадавшими. Помню, один раз нам пришлось больше четырех часов вырезать дальнобойщика из смятой кабины. Здоровый мужик под 150 кило кричит от боли, ноги раздавлены. А нам надо его вытащить так, чтобы он дожил до больницы. Справились. Загрузили в «скорую», а потом легли на обочину Минского шоссе и лежали.

ДУМАЮТ, ЧТО МЫ ЧЕРСТВЕЕМ…

- Когда приходится работать со сложным случаем, какие мысли, какие чувства испытываете?

- Понимаете, может, обыватели думают, что мы черствеем с годами. Но это не черствость на самом деле. Нам работу надо выполнить. Случалось, в ДТП и сердечно-легочную реанимацию проводили, и кровь останавливали. Всякое было - и на руках умирали. Приходится отстраняться и работать. Действительно страшно, когда с детской смертью сталкиваешься. Но все равно работаешь, думаешь о живых.

Героем себя не чувствую. Но, конечно, в душе приятно, что человек благодаря нам, слава богу, выжил и будет дальше жить.

- Как выстраиваете отношения в коллективе, справляетесь с конфликтами?

- Они как-то сами сходят на нет. Потому что знаем: нам дальше жить вместе. И я же всех сотрудников знаю кого по десять, кого по двадцать лет! Ну что мне с ними делить? Почти половину жизни я с ними прожил, мы как большая семья.

Чем дольше работаешь с человеком, тем точнее знаешь, на кого в чем можешь положиться, кто прикроет и вытащит. Это очень важно. В работе же всякое случается. Бывало, что и топоры мимо головы летали, и пострадавшие в ДТП или родственники в состоянии аффекта бросались. Очень важно знать, кто рядом с тобой.

- Какие в работе спасателя основные риски?

- Психологические. Мы за день можем всякого насмотреться. И у человека внутри может это все сидеть – а потом вылиться. Но я сужу по своим коллегам: они нормальные люди. Всякое же случается…

Пришлось выезжать на ДТП, в котором погиб мой лучший друг Паша. Я понял, кто это, только когда его жена меня узнала и окликнула. Сначала всю работу закончил, ее и выжившего ребенка в «скорую» помог загрузить. Только потом… Тяжело было.

Руководителю позвонил – он не поверил. Потом помогал и мне в себя приходить, и семье погибшего. Он понимает все, сам очень опытный спасатель, у него стажа больше 25 лет, и отношения уважительные и дружеские.

- Как вы справляетесь с психологической нагрузкой?

- Состояние наше контролируют, сдаем психологические тесты, да и руководство рядом: каждого хорошо знает, если что не то – заметно.

А сами - переключаемся. Я музыкой увлекаюсь. Играю на гитаре, на пианино – самоучка. Обожаю грибы собирать. Каждый раз готовлюсь всерьез: навигатор, компас беру. Не дай бог заблужусь – это ж какой позор будет!

Да мне особо скучать и некогда, у меня двое детей. А у кого не выходит – начинает пить или срываться. Такой просто не задерживается на нашей службе, уходит. Обязательно.

ПРОФСОЮЗ ЗДОРОВО ПОДДЕРЖИВАЕТ

- Ответственность и нагрузка огромные. Соответствуют ли им соцгарантии, зарплата?

- Как любому человеку, хотелось бы зарплату побольше. Но не жалуемся. Оклад спасателя около 40 тысяч, но есть доплаты за выслугу, за дежурство в ночные часы, праздничные дни. Я старший смены – за это тоже идет доплата.

Все наши соцгарантии указаны и в коллективном договоре. Там есть и порядок отпусков, и дополнительные отпуска, которые положены в разных случаях.

- Учитывается ли как-то сложность случаев, с которыми работаете, при премировании?

- Напрямую – нет. Это же все наша работа. Учитывается добросовестное выполнение обязанностей. Конечно, бывают особые случаи, когда наши действия поощряют дополнительно.

- Профсоюз помогает в работе?

- Да, конечно. Я вот сам член профсоюза с момента его образования у нас. И профсоюз здорово поддерживает. Материальной помощью – это важно. На лекарства, на лечение детей-инвалидов очень помогали как раз. Знаю, что есть система реабилитации, у нас ребята пользовались. Я сам, правда, нет – слава богу, не понадобилось.

Ну и подарки детям на Новый год – обязательно. Опять же, с детским оздоровительным отдыхом помогают, деньгами тоже. Хочется, чтобы эта работа продолжалась.

Знаю, что профсоюз помогает при решении трудовых споров, у нас же почти все и в комиссии, и в руководстве – члены профсоюза, так что решение принимают взвешенно. Сам, правда, к счастью, не сталкивался.

- В заключение - что посоветуете обычным людям как спасатель-профессионал?

- Берегите своих пожилых родственников. Я почему столько раз про заблудившихся вспоминал… У нас очень часто старики одни. Вывезли их на дачу и оставили. А человек решил, как в молодости, по лесу прогуляться… Бывает, люди умирают в лесу. В целом – очень хочется, чтобы люди были живы-здоровы, ездили аккуратней, если в лес идут – голову включали.

Автор материала:
Макаренков Максим
E-mail: makarenkov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности