Одна из самых крупных экономических зон Азии строится в неочевидном месте - небогатой Бангладеш. Страна хочет при помощи этого проекта решить сразу несколько проблем: удвоить экспорт, трудоустроить полтора миллиона человек, электрифицировать и газифицировать всю местность вокруг, начать переход от дешевого труда на швейных фабриках к более качественным рабочим местам. А все активы устроителей - гектары болот и миллионы безработных.
Бангабандху Шейх Муджибур Рахман (BSMSN, Мирсарайская экономическая зона) - крупнейший строящийся промышленный и деловой город в Бангладеш. Его называют “умным городом”, но по сути он далек от традиционных модных проектов, обещающих высокий уровень комфорта и развлечений для состоятельных горожан. Речь идет о старой доброй индустриализации под управлением государства, при которой пытаются одновременно создать новые рабочие места и обеспечить комфортное проживание работников. А самая главная цель тут - вырвать население страны из бедности.
Как заявляют власти, в Мирсарайской экономической зоне будет освоено 30 тысяч акров территории. 6 тысяч акров уже выделены инвесторам. По словам организаторов, на строительстве занято несколько тысяч работников. Одобренных инвестиций привлечено примерно на 20 млрд долларов - они должны создать от 150 тыс. до 700 тыс. рабочих мест. Прогнозов об итоговом уровне занятости, который может обеспечить проект, много. Самый позитивный - 1,5 млн человек в течение 15 лет.
Заявив, что в 2041 году Бангладеш должна стать развитой страной, власти проявили себя очень амбициозно. Надо учесть, что у Бангладеш, в принципе, нет значимых природных ресурсов, которые они могли бы продавать. Только дешевая рабочая сила - 170 млн человек на территории меньше Белоруссии. Основным двигателем прогресса была швейная промышленность, где люди трудились зачастую в опасных для здоровья условиях. К примеру, в 2013 году плохо построенное здание швейной фабрики в Дакке, столице, просто обвалилось - погибло больше тысячи человек. После проверок было закрыто еще 18 аварийных фабрик.
Однако результаты усилий правительства очевидны уже сейчас - бедность сократилась с 44,2% в 1991 году до 14,8% в 2017 году, ВВП на душу населения за последние 15 лет увеличился вдвое - с 2018 до 6380 долларов в год. В разы упала младенческая и материнская смертность, выросла продолжительность жизни. Основной вклад внесла текстильная промышленность на экспорт, развитие сельского хозяйства и мигранты, присылающие семьям деньги.
Бангладеш была исключена из списка наименее развитых стран ООН и попала в пятерку самых быстрорастущих экономик мира - теперь они “с доходом ниже среднего”. В ближайшее время страна рассчитывает попасть в категорию государств с доходами выше среднего.
Для достижения этой цели было создано Управление экономических зон Бангладеш (BEZA), завязанное на канцелярию премьер-министра. Управление должно реализовать по всей стране сеть из 100 экономических зон (EZS). Пока открыта одна - Мегна. Мирсарайская экономическая зона обещает стать вторым законченным проектом и крупнейшим в Азии, где объем экспорта может достигнуть 40 млрд долларов в год - то есть имеющийся экспорт вырастет почти вдвое. BSMSN не стесняются называть “проектом мечты”, в отношении которого объявлен режим полного благоприятствования со стороны всех служб государства.
О пользе инициативы для страны рассказывает Фазле Хасан Абед, бангладешский социальный работник, основатель и председатель международной некоммерческой общественной организации BRAC:
“Рост производства здесь имел хорошие последствия. В прошлом, например, видение будущего новорожденной дочери в бедной семье часто заключалось в том, чтобы выдать ее замуж как можно раньше, поскольку приданое, выплачиваемое семье мужа, растет по мере взросления дочери. Даже после того, как приданое было объявлено вне закона в 1980 году, эта практика продолжалась. Девушку часто выдавали замуж в 13 лет, и она никогда не покидала свою деревню, никогда не знала более светлого будущего для себя или своих детей. Отчасти из-за того, что многие женщины и их дочери теперь устраиваются на работу в швейной промышленности - даже на фабриках, где права рабочих практически отсутствуют, - семьи, живущие в бедности, изменили свое видение будущего”.
Сейчас BSMSN является крупнейшей экономической зоной в Южной Азии, которая развивается на 30 тысячах акров земли. Но начиналось все гораздо скромнее. В 2015 году под проект было выделено 550 акров в Мирсарае, рядом с крупнейшим портовым городом Чаттограм. Но все земли вокруг были частными, и стоимость их выкупа оказалась очень высокой.
Разработчики проекта не хотели размениваться на небольшие проекты, они хотели “огромного скачка”. И нашли полосу бесплодной болотистой местности в стратегическом месте промышленного коридора Дакка - Чаттограм. Это откровенно плохие земли - береговая линия затапливается приливной морской водой и остается под водой несколько месяцев в сезон дождей. Местные жители выпасали здесь буйволов.
Земля, безусловно, оказалась дешевой, но развернуть такую масштабную инфраструктуру здесь было проблематично. Начать пришлось с сооружения “супердамбы”, которая предотвратила наводнения и отвоевала у моря 16 тысяч акров земли. В итоге территория объединила сразу три запланированные экономические зоны: Мирсарай, Фени и Ситакунду. Решено было создать здесь промышленный город и назвать его “в честь нашего достопочтенного отца-основателя Бангабандху Шейха Муджибура Рахмана”.
Часть местных жителей пришлось переселять. Но организаторы уверяют, что этим людям оказывают всяческую поддержку - от компенсаций до обучения с целью будущего трудоустройства в строящемся городе.
Промышленность в Мирсарайской экономической зоне сразу хотят сделать диверсифицированной. Планируется постепенно уходить от дешевого труда на швейных фабриках и создавать более качественные рабочие места, требующие развития человеческого капитала. В числе заявленных направлений:
- текстильная и швейная промышленность;
- сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции;
- судостроение;
- пищевая промышленность;
- химическая промышленность;
- производство технического оборудования и автозапчастей;
- фармацевтика;
- экологические технологии: солнечные батареи и парки.
Согласно планам, город займет 136,86 кв. км, включая 25 км береговой линии вдоль канала Шондип в Бенгальском заливе. Весь город проектируется заранее: землепользование, транспортные сети, зонирование, решение экологических проблем - все это учтено (в разработке генерального плана участвовал Всемирный банк). Например, будет установлена общая система очистки сточных вод (CETP) для обработки твердых и жидких отходов, чтобы предотвратить загрязнение в промышленном городе.
Решена и проблема с газификацией. Инженер А.Н.М. Салех рассказал, что его организация Karnaphuli Gas Distribution Company Ltd начала строить газопровод в Мирсарайскую зону в 2017 год за свой счет. Это было сложно из-за сильных дождей и приливов, зато администрация BEZA помогала решать административные и земельные вопросы. В августе 2019 года уже началось распределение газа. При текущей мощности установка может поставлять 200 млн стандартных кубических футов газа в сутки. Чем больше будет инвестиций в BSMSN, тем быстрее окупится проект. Плюс теперь можно газифицировать окружающие районы, чему рады местные жители.
В черте города запланированы озера и открытые поля для отдыха - зеленые зоны должны занимать половину территории. Заложены административные и деловые здания. Строится проспект протяженностью больше 100 км, названный “в честь нашего достопочтенного премьер-министра Шейха Хасины”. Предполагается, что BSMSN будет разделен на участки, которые будут застраиваться, продаваться или сдаваться в аренду. На одном из них планируют создать парк производства текстиля на экспорт - площадью 500 акров.
Бывший гендиректор Совета по электрификации сельских районов Шах Зульфикар Хайдер рассказывал, что именно его ведомству поручили предоставлять все энергетические услуги для BSMSN. На данный момент основные работы уже выполнены, построены электрические подстанции, способные выдерживать местную погоду и превратности прибрежного расположения. Кроме того, провели обучение местного населения: за 2018 - 2019 годы выпустили 168 электриков (базовый курс электромонтажа в доме) и 11 операторов ЭВМ.
В новый проект вложилось множество инвесторов: Walton Hi-tech Industries (электрические приборы и автомобили), Abdul Monem Economic Zone (завод по производству материалов и инструментов для строительства), индийская компания RHPL Health (выпуск моющих средств и предметов личной гигиены). Намерены инвестировать Kiam Metal Industries, Healthcare Pharmaceuticals, Fakir Knitwears, Israq Spinning Mills.
Какие преференции обещают инвесторам? Беспошлинный импорт сырья и капитального оборудования, снижение налогов на прирост капитала, упрощенное ведение бизнеса, поддержка властей. Но некоторые инвесторы ориентируются в первую очередь на дешевую рабочую силу.
Например, Ян Ван, председатель Zhuzhou Jinyuan Chemical Industry Co, Ltd (фирмы, поставляющей оксид свинца, нитрат свинца, сульфат меди и огнезащитный флюс), открывает в зоне производственную линию, где будет занято 50 - 60 работников. В планах еще три линии, где будет занято до 200 работников.
По его словам, он посетил много стран, прежде чем остановился на открытии бизнеса в Бангладеш. Одна из причин - небольшая удаленность от Китая, всего четыре часа полета. Это снижает стоимость транспортировки некоторых видов сырья. Вторая - льготы экономической зоны, снижающие затраты. Немаловажна и политическая стабильность:
“В отличие от других стран, в Бангладеш стабильное правительство, которое заботится о создании безопасной деловой среды. Правила экспорта и импорта также справедливы и прозрачны. Также я должен упомянуть, что местные жители очень дружелюбны и услужливы по отношению к нам. На мой взгляд, Бангладеш обладает тремя ключевыми сравнительными преимуществами, с помощью которых страна может привлечь больше иностранных инвестиций.
Во-первых, большое население, которое является отличным источником дешевой рабочей силы. Кроме того, значительная часть этой рабочей силы может говорить и понимать по-английски. Наконец, до сих пор правительство Бангладеш вело политику, благоприятствующую инвестициям. Этот шаг может показать Бангладеш в поле зрения иностранных инвесторов.
Однако правила и процедуры получения лицензий непросты, и иногда мы, иностранцы, их не понимаем. Если правительство Бангладеш сможет упростить этот процесс, это сэкономит нам много времени и денег”.
Отечественные же инвесторы рассчитывают получать прибыль от расцвета экономики региона. М. Арифур Рахман, главный гидролог портовой администрации города Чаттограм, рассказывал, что сначала товары новой экономической зоны хотели перевозить через их порт. А потом решили, что для нового города можно построить и новый порт. Администрация старого порта подготовила технико-экономическое обоснование строительства терминала рядом с городом, поняла, что это выгодно, и начала выкупать земли. Строительство планируется закончить в 2023 году.
По словам Рахмана, помимо упрощающейся логистики грузов еще одна положительная сторона проекта в том, что для местного населения после завершения строительства откроются огромные возможности трудоустройства. Среди плюсов нового города - расположение, хорошие связи с Даккой и Чаттограмом.
Впрочем, как гидролог он видит и проблемы - нужно построить волнорезы для защиты от стихийных бедствий, а также установки для опреснения:
“Вода в верхнем слое почвы будет немного соленой, поскольку промышленный город расположен недалеко от моря. В этом случае установка для очистки воды или установка обратного осмоса могут быть вариантом решения любого водного кризиса”.
Но принесет ли этот проект пользу работникам? Ведь положение с правами трудящихся в Бангладеш далеко от идеального. В 2016 году, например, шесть работников одной из чайных компаний умерли от голода из-за четырехмесячной задержки зарплаты. Профсоюзы в стране есть, но работать им сложно. Как сообщала “Солидарность”, в конце 2016 года полиция Бангладеш арестовала несколько десятков профсоюзных активистов из Бангладешского совета IndustriALL и Национальной федерации рабочих-швейников, требовавших повышения минимальной зарплаты с 68 до 190 долларов в месяц. По итогам кампании солидарности, организованной глобальными союзами IndustriALL и UNI против репрессий, было достигнуто соглашение с правительством и работодателями - активистов выпустили на свободу, их дела были закрыты.
В целом новый проект у профсоюзов вызывает скорее оптимизм. Так, Абдул Моталеб, финансовый секретарь Международного совета по связям с профсоюзной сетью Бангладеш (UNI Global Union), сообщает:
“В ответ на вашу озабоченность хотим сообщить, что это один из приоритетных проектов правительства по индустриализации и созданию рабочих мест. На начальном этапе будет занято не меньше пяти тысяч человек. Ожидается, что в течение следующих пяти лет будут созданы возможности трудоустройства для 15 тысяч человек. Это откроет широкие возможности для появления сильных организаций работников, которые будут способствовать мощному профсоюзному движению в будущем.
Поскольку экономическая зона расположена в Читтагонге, втором по величине городе Бангладеш, это будет путь к распространению профсоюзного движения за пределами столицы, что может обеспечить права трудящихся и повысить их осведомленность о трудовых правах.
Поскольку наше трудовое законодательство разрешает работникам создавать организации в коллективных интересах для защиты своих прав, мы, профорганизации, очевидно, относимся к появлению зоны позитивно и с нетерпением ждем возможности поработать над этим. Это хорошая возможность для нас. Главная проблема, с которой нам придется столкнуться, - длительные процессы в суде по трудовым спорам, к ним придется прибегать, чтобы смягчить ситуацию, если будут споры между работниками и руководством или разногласия между конкурирующими профсоюзами. Но в остальном до настоящего времени мы положительно оцениваем общий проект”.
Организаторы проекта настроены оптимистично:
“Мы считаем, что BSMSN скоро превратится в индустриальную и гиперактивную городскую среду. Без сомнения, он станет хорошо управляемым городом, приспособленным для жизни, с адекватной инфраструктурой и высоким уровнем услуг”.
По планам, многие заводы должны быть запущены уже в этом году. Но сбудутся ли эти расчеты?
Прямо сейчас страна оказалась в энергетическом кризисе - Европа, Япония и Южная Корея стали выкупать те объемы сжиженного природного газа, который традиционно закупала Бангладеш. К тому же газ стал стоить гораздо дороже. Теперь его не хватает, и в Бангладеш ежедневно на несколько часов отключают электричество. При этом страну накрыла аномальная жара. Резко повысились цены на бензин и топливо. Все это вылилось в массовые протесты и столкновения с полицией. В следующем году должны были ввести в строй первый энергоблок АЭС “Руппур”, которую Бангладеш строит совместно с Россией, мощностью 1200 МВт. В 2024-м должен войти в строй второй энергоблок. Но непрекращающиеся многотысячные протесты могут привести страну к сценарию Шри-Ланки раньше, чем запустят АЭС или достроят город мечты.