Центральная профсоюзная газета16+
Художник по стеклу

О красоте, второй жизни бутылки и плагиате

Талант и современные технологии поднимают изделия декоративно-прикладного искусства на уровень истинного мастерства. Не исключение и работы из стекла - даже старая бутылка может получить новую и яркую жизнь. О своем ремесле, его приемах и опасностях рассказывает художница по стеклу Татьяна Мороз.

КРЕДО ПРОФЕССИОНАЛА

Татьяне Мороз 35 лет, она художник по стеклу, и ее работы путешествуют по всему земному шару.

- Я делаю вещи маленького размера, скорее ювелирные, - рассказывает мастерица. - Это украшения для человека и небольшие украшения для дома.

На разноцветных кулонах изгибаются змеи и ящерицы; бросают блики снежинки из стекла; тонко позванивают разных форм и разных размеров мерцающие подвески на окно; притягивают внимание объемные подсвечники и плоские как монета бусинки… Перечислять работы можно бесконечно, как и рассматривать их.

- Мне ближе Север, скажем, Исландия, но не Африка, - поясняет тематику своих работ Татьяна Мороз. - Узоры и орнаменты - как торжество математического сознания. Растения, пресмыкающиеся и насекомые мне ближе, чем что-то теплокровное. И неодушевленные части природы - луна, солнце, звезды, снежинки.

ИСТОРИЯ МАСТЕРИЦЫ

Художница занимается рукоделием с детства, в шесть лет она стала плести браслеты из бисера, а с 13 лет уже начала принимать заказы на изготовление бисерных украшений. В физико-математическом классе она получила навыки точных расчетов, которые потом позволили создавать сложные в построении орнаменты. После школы Татьяна поступила в МГХПУ имени С.Г. Строганова, где получила специальность “Художественная обработка стекла. Художник декоративно-прикладного искусства”. На втором курсе, когда студенты стали проходить спекание стекла - фьюзинг, Татьяна поняла, что “нашла себя”.

Первые стеклянные вещи на продажу она начала делать еще во время учебы. С 2007 года у Татьяны появилась собственная печь для фьюзинга, и с тех пор работа по стеклу стала делом ее жизни.

“А”-СПРАВКА

Фьюзинг (от английского fuse - спекание, плавка) появился как ответвление технологии витража в 70 - 80-е годы XX века: нарезанное и склеенное стекло помещают в печь, клей сгорает, стеклянные детали превращаются в единое целое.

СЫРЬЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

Русские мастера фьюзинга традиционно используют стекло Брянского стекольного завода светофильтров (“Брянск”). Оно хоть и не предназначено для художественных работ, но очень качественное. Популярно сейчас и специальное американское стекло для этой технологии Spectrum 96 (“американка”).

Особая тема - произведения из бутылочного стекла. И, по словам мастерицы, дело не только в том, что оно подходит для работы:

- Хочется позаботиться о природе. Превратить грязную бутылку в вещь, которая еще будет жить и радовать других, - в этом есть особое удовольствие.

Перечень инструментов для ремесла художника по стеклу обширен. У Татьяны Мороз есть небольшая, сделанная на заказ печь для фьюзинга. Она годится для безопасной работы в городской квартире и адаптирована под обычное напряжение в 220 вольт. Также в арсенале мастерицы много конфигураций стеклорезов и кусачек - они словно кисти для живописца. Еще есть ступка для измельчения крошки, шлифовальная и гравировальная машины, сверлильный станок. И масса материалов, которые можно поместить между слоями стекла, чтобы получить интересный эффект: металл, пудры, краски по стеклу, термобумага, медная фольга, борный порошок (он дает пузырьки в стекле) и т.п.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ

Все начинается с эскиза работы. Затем приходит время холодной обработки - на листовом стекле сложные детали обводятся по шаблонам, а простые можно выстроить прямо на стекле от руки. После резки стекло промывается, чтобы удалить следы маркера, и сортируется.

Сборку Татьяна называет самым интересным и творческим моментом. Стеклянные детали она склеивает клеем ПВА, суперклеем или медицинским БФ-6. Склеенную вещь можно посыпать цветной полимерной пудрой, которая дает переливающийся серебристый или золотистый цвет.

Работа с печью - самый ответственный процесс. Стекло спекается при температуре около 800°C. Заготовку можно спечь гладко, а можно более рельефно, чтобы были видны детали. Построение температурных графиков работы со стеклом - само по себе искусство. При неправильной обработке стекло может кристаллизоваться и потерять красоту, стать матовым и хрупким.

ТРАТЫ И ЗАРАБОТКИ

Сырье художники по стеклу закупают в специализированных магазинах. Погонный метр “Брянска” стоит 1500 рублей, “американки” - от 7000 до 25 000 рублей.

Опыт художницы показал, что наценки при сдаче работ в магазины и частные художественные галереи бывают слишком высоки, из-за чего работы не продаются. Зато Facebook и Instagram исправно приводят новых покупателей. Татьяна организовывала, кроме того, домашние ярмарки - и сама, и с коллегами. Сейчас художница оформляет документы на самозанятость.

За последний год работы Татьяны Мороз стоили от 1000 до 15 тыс. рублей. В среднем она ежемесячно зарабатывает около 60 тыс. рублей. Под Новый год выходит порядка 100 - 150 тыс. рублей, а в феврале-марте число заказов проседает.

МЕСТО И ВРЕМЯ РАБОТЫ

Работа в доме создает ряд неудобств (нужна отдельная комната для печи, место для хранения сырья, тщательная уборка), зато, когда приходит вдохновение, ехать в мастерскую не приходится - все рядом. Получить мастерскую можно через Союз художников, но даже членство в нем связано со множеством бюрократических процедур, которые Татьяна Мороз не терпит.

В будни рабочий день художницы начинается в 9 или 10 часов утра, в 10 часов она делает обязательные посты в Instagram и Facebook. Работа продолжается до 19 часов, и до 22 часов она отвечает на почту. В выходные Татьяна старается отдыхать.

СЛОЖНОСТИ ПРОФЕССИИ

Среди профессиональных заболеваний художников по стеклу наберется весь букет болезней опорно-двигательного аппарата. От искривления позвоночника и болей в суставах до тоннельного синдрома. Резать стекло - физически тяжелая работа, поэтому Татьяна регулярно посещает спортзал. Страдает и зрение, так что упражнения для глаз обязательны.

От выгорающих в печи ядовитых клея и пудры спасают вентиляция и респиратор. А перчатки, очки, фартук и косынка защищают художника от мелкой пыли.

Другая проблема - плагиат. Среди мастеров рукоделия это частое явление. Когда три года назад художница зарегистрировалась в Instagram, только беглый поиск выявил 17 человек, которые копировали ее работы. По словам Татьяны, только сейчас единичные юристы начали заниматься авторским правом, и все равно факт плагиата труднодоказуем.

- Надо помнить, что конкурент - не враг, а коллега, и с ним надо просто поговорить. Иногда я пишу ему или ей: “Вижу, что вы вдохновились, просто укажите источник”. И постепенно подражатели стали ссылаться на меня: “Взяла идею, но не продаю, идите к автору, там оригинал”.

Конечно, художник должен непрестанно самосовершенствоваться, чтобы подражатели не могли за ним угнаться.

- Мои стеклышки - по всему миру, - рассказывает Татьяна Мороз. - Когда из Новой Зеландии или Бразилии мне пишут: “У нас на окне ваш кулончик висит” - это для меня невероятно, и это очень поддерживает стремление развиваться.

Автор материала:
Вадим Попов
E-mail: popov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности