Центральная профсоюзная газета16+
Свердловский почин

Как в регионах планируют бороться за повышение зарплат

Недавний съезд ФНПР принял резолюцию, согласно которой профсоюзы будут бороться за повышение зарплат работников. Как мы уже писали, в Свердловской области решили начать с борьбы за повышение зарплаты в промышленности. “Солидарность” спросила профлидеров, какие меры будут приняты в их регионах.

Продолжение темы. Начало в “Солидарности” №, 27, 28, 2019

Виктор Захарчиц, председатель Калининградского областного объединения организаций профсоюзов:

- У нас минимальный размер заработной платы поэтапно повышается. В прошлом году, в декабре, приняли очередное соглашение о повышении в три этапа: с 1 января 2019 года “минималка” повысилась до 12 тысяч рублей, с 1 июля - до 12,5 тысячи и с 1 января 2020 года - до 13 тысяч. Мы стараемся, чтобы региональный МРОТ не был ниже уровня прожиточного минимума в регионе.

Такое соглашение подписывается уже несколько лет. Создается рабочая группа, по два человека от каждой стороны социального партнерства. Обсуждают прожиточный уровень и на сколько он может подняться при текущей инфляции. И с учетом этих цифр определяется МРОТ, чтобы он был выше ПМ. Соглашение распространяется на все организации независимо от форм собственности. Организации могут в течение месяца письменно отказаться от присоединения к соглашению, но им придется указывать причины такого решения, указать время, когда они смогут присоединиться и выполнять соглашение. Таких организаций у нас, можно сказать, и не бывает.

А в целом… По бюджетным сферам индексация проходит, рассматриваются острые вопросы. По коммерческим организациям уже сложнее сказать. В больших структурах - типа РЖД или, скажем, “Лукойла”  - индексация проводится регулярно.

По сути, где есть первичная профсоюзная организация - там и индексация проводится, и коллективный договор есть, и наболевшие вопросы рассматриваются. А где нет профсоюзной организации - там проблематично даже выяснить ситуацию, потому что коммерсанты скрывают информацию, и доходы и зарплаты.

Сергей Шерстобит, председатель Федерации профсоюзов Удмуртской Республики:

- С инициативой повышения зарплат во внебюджетном секторе экономики у свердловчан мы знакомы, и я поддерживаю ее. Хорошее предложение.

У нас в республике по инициативе федерации, которую я представляю, республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в декабре прошлого года подписала обращение к руководителям организаций, действующих в республике. Обращение о повышении уровня реального содержания заработной платы путем ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Тогда мы не знали еще реального уровня инфляции, потом, когда показатель стал известен, мы его прописали: 4,3%.

Недавно мы выясняли, какой эффект дало это обращение. Взяли данные за пять первых месяцев этого и прошлого года. Выяснилось, что на 7 из 13 крупных промышленных предприятий рост заработной платы - от 5 до 20%. Поэтому мы считаем, что результат обращения хороший. Если брать показатель 3,5 - 4%, то добавится еще несколько предприятий. Причем год еще не закончился, на многих предприятиях, где сейчас зарплаты выросли на 1, 2, 3, 4%, показатели к концу года еще вырастут: там сдадут объекты, сдадут товарную продукцию, вырастет зарплата.

Следующий важный момент. Мы смогли договориться с социальными партнерами - нашим правительством и работодателями - о том, что они будут принимать меры по доведению месячной тарифной ставки рабочих 1-го разряда или минимального должностного оклада не ниже минимального размера оплаты труда.

Кроме того, 25 января этого года подписано региональное соглашение о минимальной заработной плате в республике. В нем мы установили, что с 1 января 2019 года минимальная месячная зарплата работника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета), должна быть не ниже 12 972 рублей. То есть на 15% выше, чем МРОТ по стране. При этом МРОТ у нас одинаков для всех организаций, не делаем разницу между бюджетными и внебюджетными.

А если мы сможем воплотить в жизнь инициативу ФНПР по установлению МРОТ на уровне минимального потребительского бюджета, а это примерно 25 - 27 тысяч рублей, то рост зарплаты у работников будет намного выше, чем сегодня. Это, конечно, будет большое достижение, и мы готовы за это бороться. И на всех наших мероприятиях мы сейчас инициируем разговоры про минимальный потребительский бюджет, ведем разъяснительную работу. Ну и, кроме всего прочего, участвуем в принятии нормативно-правовых актов правительства, согласовываем их. И если с чем-то не согласны, сразу даем свои предложения. К примеру, сейчас вот согласовываем положения об оплате труда работников бюджетных казенных учреждений здравоохранения. Вносим предложения.

Марат Хусаинов, председатель Федерации профсоюзов Республики Башкортостан:

- Во-первых, работаем над заключением нового республиканского соглашения на 2020 - 2022 годы. И в его рамках планируем прописать и индексацию, и рост заработной платы. Во-вторых, на основании нашего республиканского соглашения мы настраиваем наши первичные профорганизации, чтобы в единую переговорную кампанию, которая начнется уже осенью, они тоже поднимали эти вопросы через колдоговоры.

Самая большая, острая проблема, которую, я думаю, необходимо кардинально решить по всей России, - это задолженность по заработной плате. Она существует во многих регионах, в том числе в нашем. У нас официальная задолженность по зарплате вроде бы невысокая - 43 млн рублей. Но дело в том, что в эту статистику попадают в основном те предприятия, которые подают информацию. К сожалению, те предприятия, которые проходят процедуру банкротства, освобождены от этой обязанности, так что задолженность выявляется не всегда своевременно. Кроме того, если на этих предприятиях нет профорганизаций, то мы не можем знать о возможном наличии задолженности по заработной плате.

Это очень важная тема - вообще закрыть задолженности по заработной плате. Вопрос очень серьезный, и Шмаков, когда выступал перед Путиным, тоже отдельно этот вопрос обговаривал. В первую очередь необходима ратификация Конвенции МОТ № 173 в полном объеме, в том числе с теми рекомендациями, которые изложены. А как только ликвидируем задолженность - заниматься ростом зарплат. Хотя и сейчас этим вопросом занимаемся, добиваемся роста через республиканские отраслевые соглашения.

Александр Шеметов, заместитель председателя Федерации профсоюзов Калмыкии:

- У нас вопрос о повышении зарплат наиболее остро стоит у работников бюджетной сферы. Промышленности как таковой в регионе нет, так что акцент делается на бюджетников. Поэтому, если у нас и обсуждается повышение - на уровне правительства, на уровне трехсторонней комиссии, речь идет только о бюджетниках.

Сейчас у нас во главе республики - исполняющий обязанности. “Озвучивает” свои предвыборные обещания: инвестиции, развитие промышленности, сельского хозяйства… Обещаний в сфере заработной платы пока не давал, я таких не слышал.

Автор материала:
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности