В Португалии локауты запрещены Конституцией. В Испании их запретил еще фашистский режим, но они все равно бывают. В Дании локауты устраивает само правительство. А в США уже правительство 18 раз приостанавливало свою работу. “Солидарность” разбиралась с тем, как в развитых странах работодатели применяют контрмеры против забастовок.
На фото: активисты заводского профсоюза котельщиков талькового завода Imeres в американском штате Монтана на пикете протеста против локаута. “Нам объявили локаут из-за корпоративной жадности, ни больше ни меньше”, - говорил Рэнди Точчи, глава профорганизации
Несколько дней назад случилась беспрецедентная вещь - Александр Лукашенко пригрозил Белоруссии локаутом: “Если предприятие не работает - с понедельника замок на ворота, остановим. Люди остынут - разберемся, кого потом пригласить на это предприятие”. Это первая попытка объявить локаут на всем постсоветском пространстве. Последний раз такое происходило еще в царской России, и явление настолько забылось, что, например, в нашей стране уже и само понятие “локаут” трактуется иначе - как увольнение бастующих работников. Статья 415 ТК РФ гласит: “В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке”.
Между тем, в развитых странах локаутом называется остановка работы предприятия или значительной его части с целью оказать давление на работников. Сам термин переводится дословно как “закрытые двери”, он появился во времена Великой депрессии. “Солидарность” попыталась разобраться, кто, как и с каким успехом применяет локауты.
Законодательство разных стран придерживается разных точек зрения на локауты. Где-то считается, что работники неравноправны с работодателем, у последнего больше рычагов влияния, поэтому работникам дается право на забастовку, а работодателям на локаут - нет. Так происходит в странах Южной Европы - Италии, Португалии, Греции. В Португалии локауты запрещены Конституцией, в Греции - законодательно. В других странах (Германия, Скандинавские страны, США, Канада) работодателям дается право на локаут - считается, что стороны равноправны и работодатель вправе пойти на ответные действия.
Но вот нюанс. В странах, где локауты признаются законными, нет и существенных ограничений на забастовки. А там, где локауты запрещены, встает вопрос законности/незаконности забастовки, и ее проведение могут запретить. В Аргентине в таком случае суд оценивает степень разумной необходимости забастовки, ее значимости. В Италии оценивается баланс между потерями работников и ущербом, наносимым работодателю и обществу. Примерно так же оценивают акции и во Франции, Бельгии, Португалии, Испании.
В некоторых странах (Германия, Дания, Норвегия, Израиль и Новая Зеландия) законность забастовки определяет специализированный суд. Трудовой суд Дании может налагать штрафы в случае нарушений. В других странах работодатель обращается в обычные суды, и в случае применения мер наказания используются штрафы, судебные запреты, решения о компенсации убытков. В Канаде и Италии возможно даже уголовное преследование работников (например, если пострадала сфера жизнеобеспечения или безопасности), но это б ывает крайне редко.
Раньше суды могли вынести решения, которые заставляли бастующих вернуться на рабочие места под угрозой штрафа или увольнения. Сейчас такие решения не выносятся, поскольку они противоречат запрету принудительного труда.
Часто для того, чтобы забастовка считалась незаконной, достаточно, чтобы она была организована не профсоюзом. Такие акции считаются незаконными в США, ФРГ, Канаде, Греции, Швеции, Японии. А в Великобритании, Италии, Швейцарии их признают законными.
В ряде стран возможно обращение в суд и со стороны лиц, не участвующих в трудовом конфликте. К примеру, в Великобритании с 1993 года в суд может обратиться любой гражданин и требовать запрета незаконной забастовки. А в Израиле общественность может требовать от бастующих работников возмещения ущерба. Экспертная комиссия МОТ заявляла, что такая практика препятствует реализации права на забастовку и подвергает профсоюзы давлению со стороны неограниченного круга лиц.
В некоторых странах кроме локаута признается и другое средство борьбы работодателя с работниками - лишение зарплаты за период забастовки. А в Бельгии и Швейцарии в каких-то случаях разрешается даже увольнение бастующих.
Привлечение штрейкбрехеров не практиковалось в большинстве развитых стран уже много десятилетий. Во Франции закон запрещает работодателю привлекать дополнительной оплатой работников, не участвующих в забастовке. В Испании, Португалии, Греции, Франции и в некоторых районах Канады право замещать бастующих работников ограничено законом.
В США привлекать штрейкбрехеров разрешено официально. Верховный суд ранее постановил, что работодатель вправе заменить бастующих временными или постоянными работниками. Это вызывало критику со стороны МОТ, но бизнес не отказался от такой практики. И лишь в 1995 году президент Клинтон издал указ, который дает министру труда право “воздерживаться” от подписания контрактов между федеральным правительством и теми предприятиями, подразделения которых привлекают штрейкбрехеров.
В Японии у работодателя тоже есть право нанять персонал вместо бастующего или привлечь к работе тех, кто не состоит в профсоюзе.
В целом же привлекать штрейкбрехеров стали редко, а работодателей, привлекающих их, не поддерживает государство. Иногда профсоюзы и работодатели подписывают “соглашения о запрете штрейкбрехерства”. А во многих странах закон прямо запрещает государственным службам занятости и частным агентствам занятости отправлять работников на вакансии бастующих.
Локаут остается самым мощным орудием работодателя в борьбе с работниками (при этом трудовые договоры с ними остаются в силе). Локауты бывают наступательными и оборонительными. Оборонительный - это ответ работодателя на забастовку, и такой локаут признается законным во многих странах. А наступательный локаут работодатель, как правило, использует для того, чтобы навязать изменения условий труда. Такие локауты редко признаются законными.
Законными локауты признаны в Мексике и Швеции, причем в Швеции возможны и наступательные локауты. В Германии, Скандинавских странах, США, Канаде, Израиле и Новой Зеландии локауты также разрешены. Но в Германии, Канаде, Японии и Израиле локаут разрешен только оборонительный и только для уравновешивания баланса сил в конфликте.
В некоторых странах, где локауты незаконны, они все равно практикуются. Так, в Италии Хартией труда, принятой еще в 1927 году фашистским режимом, было провозглашено сотрудничество работодателей и работников в процессе труда. Труд расценивался как социальный долг, и локауты были незаконны. Но это законодательство применяется лишь относительно наступательных локаутов. А оборонительные локауты признаются законными, но на основании прецедентов.
Во Франции ситуация похожая - в принципе, локауты незаконны, но если они оборонительные или от них зависит обеспечение безопасности, их признают законными. В Испании признают законными оборонительные локауты в исключительных обстоятельствах - например, при возникновении угрозы насилия в отношении персонала.
В Великобритании, Ирландии, Бельгии локауты теоретически законны, но не применяются. А в некоторых странах (Нидерланды, Люксембург) нет ни локаутов, ни их упоминания в законодательстве.
Локаут практически не упоминается и в международном законодательстве. Например, в Международном соглашении по экономическим, социальным и культурным правам эту тему обошли стороной. Упоминание локаута есть в Европейской социальной хартии Совета Европы (ст. 6.4): стороны признают “право работников и работодателей на коллективные действия в случаях коллизии интересов, включая право на забастовку, при условии соблюдения обязательств, которые могут вытекать из заключенных ранее коллективных договоров”. А также - в рекомендации МОТ “О добровольном примирении” (№ 92, 1951): “Если по соглашению между всеми заинтересованными сторонами конфликт передан на окончательное разрешение арбитражного органа, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать арбитражное решение”. Впрочем, понятие “локаут” там никак не расшифровывается, и сама суть рекомендации в том, что ни одно из ее положений “не может истолковываться как ограничение права на забастовку”.
На практике все чаще обязательства сторон не устраивать забастовки или локауты прописываются в коллективном договоре на весь срок его действия.
На основе обзора трудового права, опубликованного на сайте Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.
Наиболее часто в последние годы локауты применяются в Финляндии.
2005. Финские лесопромышленники объявляли длительный локаут. Профсоюз требовал повышения зарплат и дополнительных выходных дней в религиозные праздники. Трехдневная забастовка привела к локауту, который длился с середины мая по июль, и к потере до 1,5 млрд евро прибыли. Причем пострадало и много российских предприятий, обеспечивавших эти финские предприятия лесом, - ущерб составил порядка 140 млн евро. Кроме того, локаут привел к повышению цен на бумагу, мебель и древесные материалы для ремонта. Он завершился подписанием соглашения между профсоюзом и лесопромышленниками, но условия соглашения не разглашаются.
2010. Локаут устраивала пищевая промышленность Финляндии. Работники считали, что новое коллективное соглашение ухудшает условия труда, и собирались бастовать. В ответ работодатель на один день устроил локаут 18 тысячам работников на 235 предприятиях.
2014. Руководство финской железнодорожной компании VR-Track после серии забастовок работников объявило трехнедельный локаут.
2018. Ассоциация строительной промышленности Финляндии грозила остановить строительные работы. Это было реакцией на требование финского профсоюза строителей повысить зарплаты. О готовности остановить работу заявили семь компаний по производству бетона.
2019. Ассоциация лесопромышленников объявила шестидневный локаут на 32 фанерных и лесопильных заводах. Локаут объявлялся без выплаты зарплаты, чтобы оказать давление на работников в трудовом споре: работники не были согласны с ухудшением условий труда.
2020. Работники финской бумажной промышленности объявили трехнедельную забастовку из-за того, что им добавили дополнительные неоплачиваемые 24 часа работы в год. Работодатели заявили, что в таком случае устроят трехдневный локаут на 12 целлюлозно-бумажных предприятиях.
Чаще всего локауты в США происходят в спорте - в хоккейной и баскетбольной лигах их было несколько. Однако США больше известны приостановками работы правительства.
С 1979 по 1996 год было 17 правительственных локаутов. Самый длительный произошел в 1996 году - суммарно 28 дней.
Последний раз это случилось в 2013 году - правительство объявляло локаут, отправив в отпуска 800 тысяч федеральных служащих. Закрылись музеи, национальные парки и многочисленные федеральные учреждения. Причина - Конгресс не согласился выделить деньги, и правительство осталось без средств. Федеральным судам оставалось денег на 10 дней работы. Военным за рубежом гарантировали зарплату специальным декретом. Приостановка работы длилась 16 дней.
В 2018 году - руководство талькового завода Imeres в городе Три-Форкс (штат Монтана) объявило локаут 35 членам первичной организации профсоюза котельщиков. Так компания пыталась сократить льготы работникам, заморозить установленный размер пенсионных выплат, отменить пособия на медобслуживание для будущих пенсионеров и ослабить систему социальной защиты, зависящую от стажа работы.
В этой стране система законов о забастовках - одна из тщательно разработанных, причем она немилосердна к работникам: локаут разрешен и прекращает действие трудового договора с работником (прекратить действие договора можно и в ответ на забастовку). Тем не менее забастовки случаются часто, а локаут, бывает, объявляет даже правительство.
2013. 70 тысяч учителей были на месяц отправлены в локаут. Они не соглашались на реформирование системы образования, увеличение часов преподавания и урезание часов на подготовку к занятиям, считая, что так ухудшится качество образования. Лишь через четыре недели локаута удалось договориться. В итоге нагрузка на учителей была увеличена, но выросли и их зарплаты.
2018. Дания угрожала локаутом 400 тысячам госслужащих. “Это показывает также фундаментальное пренебрежение властей к датской социальной модели, когда делается ставка только на локаут”, - высказалась руководитель переговоров относительно всех региональных сотрудников Грета Кристенсен.
Один из самых длительных в истории локаутов был в Австралии. В 2017 году компания Glencore остановила работу шахты Oaky North в Квинсленде - в ответ на протесты работников против найма временных сотрудников. Локаут продлился больше 200 дней. Работники получали зарплату из забастовочного фонда профсоюза и из пожертвований других профсоюзов. А администрация, чтобы поддержать функционирование шахты, привлекла подрядчиков.
2005. Компания Stora Enso объявила локаут на бумажной фабрике Port Hawkesbury, после того как большинство работников отклонило ее вариант коллективного соглашения.
2011. Почта Канады уменьшила рабочую неделю разносчиков писем до трех дней в неделю. Канадский Союз работников почты (CUPW) провел демонстрацию, в результате было оккупировано одно из почтовых отделений. Тем же вечером Canada Post Corporation объявила локаут для членов CUPW. Работники заблокировали выход менеджерам, к разрешению ситуации привлекли уже полицию.
2018. Локаут на сталелитейном заводе в городе Беканкур, провинция Квебек. Работники не согласились с предложенным вариантом коллективного договора, работодатель прекратил переговоры. И сразу же по окончании действия старого договора в 3 часа ночи объявил локаут тысяче работников. Локаут завершился лишь через 18 месяцев, и в итоге работникам было увеличено пенсионное обеспечение, а вернувшимся на свои рабочие места обещаны преференции и денежные компенсации. Работников в процессе локаута поддерживало больше 500 профсоюзных организаций Квебека.