В начале июля президент США Дональд Трамп разослал лидерам 25 стран уведомления о введении 20 - 50%-ных тарифов на импорт в США. В частности, с 1 августа будут введены: 30%-ная тарифная ставка на импорт всех товаров из стран Европейского союза, 30%-ная - на импорт из Мексики и ЮАР, 50%-ная - на импортную медь из Канады. За 90 дней, отведенных на прямые переговоры, США заключили соглашения только с Британией, Китаем и Вьетнамом. “Солидарность” продолжает наблюдать за ходом мировых торговых войн - и уже последовавшей реакцией на них некоторых национальных профсоюзов.
Письмо Трампа стало неожиданностью для функционеров ЕС. Объявленная 30%-ная пошлина на импорт из ЕС значительно выше, чем 20%-ная ставка, которой президент США угрожал Европейскому союзу в начале апреля, когда провозгласил изменение своего курса на реиндустриализацию Америки. Упомянутые тарифы добавятся к уже существующим отраслевым тарифам, например, на сталь. В ответ ЕС созвал кризисное заседание стран-членов.
Совсем недавно переговорщики ЕС были настроены оптимистично - президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен провела по телефону переговоры с Трампом. Это обмануло наблюдателей, заставив их поверить, что сделка будет заключена путем переговоров. ЕС надеялся отделаться 10%-ным тарифом, поэтому заявление Трампа стало для них шоком.
Указ вступит в силу 1 августа, то есть Трамп дает ЕС три недели на переговоры. Однако в одном пункте Трамп уже может похвастаться успехом: ЕС исключил из нового бюджета запланированный налог на цифровые технологии для американских корпораций - требование Трампа в преддверии переговоров и чувствительная неудача для всех местных цифровых компаний в ЕС. При этом фон дер Ляйен заявила, что в случае отсутствия готовности к переговорам со стороны США ЕС примет контрмеры, введя специальные тарифы на импорт товаров из США. Однако Трамп уже предупредил: “Если ЕС решит повысить свои тарифы, сумма повышения будет добавлена к заявленным 30%”.
Эксперты считают, что 30%-ные тарифы станут катастрофой для экономик Европы. Например, в Германии особенно пострадает автомобильная и фармацевтическая промышленность, притом что и без пошлин Трампа там большие проблемы. По данным Eurofound, только в 2024 году автомобильная отрасль Европы потеряла около 90 тыс. рабочих мест. Угроза введения пошлин может породить конфликт интересов уже внутри самого ЕС, так как у разных стран разные цели. Например, Франция хочет ввести встречные тарифы, что нанесет больший ущерб Германии и укрепит позиции Парижа.
В ответ на последнее заявление Трампа о тарифах президент Мексики Клаудия Шейнбаум заявила о готовности к торговым переговорам, но также не исключает возможности принятия контрмер. Мексиканские лидеры встретились с администрацией Трампа, чтобы обсудить “вопросы безопасности, миграции, охраны границ и управления водными ресурсами”.
- На встрече мы упомянули, что это несправедливая сделка и что мы с ней не согласны, - отметила президент Мексики.
При этом Мексика, которая является главным торговым партнером США, с начала этого года уже столкнулась с 25%-ными пошлинами, хотя позже из списка были исключены товары, подпадающие под действие торгового соглашения 2020 года между США, Мексикой и Канадой. В своем заявлении лидер Мексики заявила, что торговые переговоры направлены на “защиту компаний и рабочих мест по обе стороны границы”. В свою очередь, Трамп заметил, что Мексика помогает ему “обеспечивать безопасность на границе”, но этого “недостаточно”.
Первой страной, с которой Трамп заключил торговое соглашение после введения 2 апреля налогов на импорт, стала Великобритания. Что оказалось туда включено - и не включено?
Во-первых, Трамп поддержал британскую автомобильную промышленность, снизив пошлины на автомобили и сталь - Великобритании разрешено экспортировать в США 100 тыс. автомобилей по 10%-ной тарифной ставке вместо 25%-ной, о которой было объявлено 26 марта. Соглашение также предусматривает создание нового “торгового союза” для производителей стальных и алюминиевых компонентов, которые также будут освобождены от тарифов.
В рамках сделки значительные преференции получил фармацевтический сектор. Налог на цифровые услуги, которым облагаются американские технологические гиганты, работающие в других странах, со стороны Британии остался неизменным. Также соглашение открыло британский рынок для американского этанола и говядины, произведенной в США без использования гормонов, но в то же время позволило Великобритании продавать часть говядины на американском рынке. Белый дом заявил, что благодаря этой сделке американские фермеры получат доступ к новым рынкам на сумму 5 млрд долларов, в том числе “700 млн долларов на экспорт этанола и 250 млн долларов на экспорт других сельскохозяйственных продуктов, таких как говядина”.
Национальный директор Канадского отделения профсоюза сталелитейщиков (крупнейший профсоюз частного сектора, насчитывает 850 тыс. членов в Канаде, США и странах Карибского бассейна) осуждает решение Трампа ввести 50%-ную пошлину на импорт меди. Канада является вторым по величине поставщиком меди в США, более половины канадского экспорта меди приходится на американский рынок.
Торговая войны Трампа ставит под угрозу рабочие места и целые отрасли страны, заявил Марти Уоррен, национальный директор USW. Пошлины приведут к росту цен, нарушат цепочки поставок и навредят работникам по обе стороны границы. За торговую войну расплачиваются канадские рабочие. Этот же политический сценарий Трамп использовал в отношении стали и алюминия.
Заявление было сделано всего за несколько дней до крайнего срока - 21 июля, когда Канада и США должны прийти к соглашению в ходе продолжающихся переговоров. Если компромисс не будет найден, компании будут вынуждены сокращать рабочие места.
Профсоюз сталелитейщиков призывает правительство Канады принять срочные меры: ввести субсидирование заработной платы с гарантиями занятости; усилить политику в сфере закупок и ввести налоговые льготы для местной промышленности.
Федерация профсоюзов ЮАР (SAFTU) также обеспокоена заявлением Трампа о 30%-ной пошлине на импорт в США.
Тарифы нанесут ущерб экспортным отраслям Южной Африки, многие из которых уже переживают внутренние кризисы, такие как отключения электросетей; неэффективность портов и железнодорожной логистики; проблемы с водоснабжением и канализацией в промышленных районах; валютная волатильность, инфляция и снижение потребительского спроса, говорится в заявлении федерации.
Наиболее уязвимыми профлидеры считают производство стали и алюминия как капиталоемкие отрасли, ориентированные на экспорт; сельское хозяйство и переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе цитрусовых, вина и орехов, как отрасли, поддерживающие экономику сельских районов; текстильную, швейную и обувную промышленность как отрасли с высокой конкуренцией и низкой рентабельностью; производство автомобилей и запчастей, которое в большой степени зависит от международных производственно-сбытовых цепочек и рынка США.
В свою очередь Китай предостерег администрацию Трампа от введения пошлин на китайские товары и пригрозил принять ответные меры в отношении стран, которые заключают соглашения с США, исключающие Китай из цепочек поставок. Китай, на который изначально были наложены пошлины в размере более 100%, должен до 12 августа достичь соглашения с Белым домом, иначе Трамп восстановит тарифы на импорт, введенные в апреле и мае. Сейчас средний тариф США на китайский экспорт составляет 51,1%, средний тариф Китая на американские товары - 32,6%.
При этом некоторые региональные экономики уже рассматривают возможность соглашений с США по снижению тарифов. Так, Вьетнам добился уступок по тарифам, сократив их с 46% до 20%, в рамках соглашения о “транзитной перевалке” товаров из Китая, которые облагаются налогом в 40%.
А 14 июля Трамп объявил о возможности ввести 100% пошлины для России и ее торговых партнеров, в первую очередь - Индии и Китая