Группа депутатов Госдумы из разных фракций еще в июне прошлого года внесла законопроект, который предполагает искоренение практики вручения “липовых” дипломов об образовании и повышении квалификации медицинским работникам. Больше чем полгода спустя его, наконец, рассмотрели в первом чтении. Обсуждение показало, что сомнительные документы выдавали (и продолжают выдавать) организации с официальной государственной лицензией, а о наказаниях за выявленные факты несоответствия диплома знаниям не было сказано ни слова. Как, впрочем, и о количестве самих таких фактов.
Госдума 21 января приняла в первом чтении межфракционный законопроект, меняющий правила организации обучения медиков. Поправки предлагается внести в закон “Об образовании”. В случае их принятия “разработкой и утверждением типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования будет заниматься исключительно министерство здравоохранения”. Кроме того, ужесточаются правила лицензирования учебных организаций в медицинской сфере.
Но самым обсуждаемым новшеством стал запрет на “применение исключительно электронного и дистанционного обучения при реализации основных программ среднего медицинского и фармацевтического образования”. Предполагается, что некоторых (или даже многих, иначе зачем принимать целый закон) врачей и фармацевтов сейчас учат дистанционно. И к качеству их подготовки действительно возникают вопросы. Самый очевидный - насчет практических и лабораторных работ: например, вскрыть препарат (то есть, простите, тот же труп) в домашних условиях, сидя перед компьютером, вряд ли возможно. Если только вы сами не представляете интереса для других внутренних органов…
Впрочем, конкретных цифр, сколько и за какое время в России было выпущено “исключительно дистанционных” медиков, авторы законопроекта не приводят. Больше того, исходя из документа, дистанционное образование в медицинской сфере все-таки будет допускаться, но только вместе с классическим, очным. Это, правда, не мешает депутатам заявлять о падении качества медицинского образования. А нам не мешает им верить: сказывается собственный опыт общения в больничных очередях. Конечно, наговаривать на врачей нехорошо, но бывает всякое:
- Ошибки, просчеты в оказании медицинской помощи, допускаемые из-за некомпетентности, вызванной пороками системы подготовки кадров, подтачивают доверие к государству, - уверен представлявший законопроект Сергей Кабышев (СРЗП), глава думского комитета по науке и высшему образованию.
Как уточнил депутат, сейчас подготовка медицинских кадров по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры идет в 127 вузах, из которых 49 подведомственны Минздраву, 56 - Минобрнауки, и еще 14 - частные образовательные организации. А дополнительные программы образования в сфере медицины доступны “более чем в шести тысячах организаций”. И здесь разбивки на частный и государственный сектор не приводилось.
- На практике зачастую складывается ситуация, когда образовательную деятельность осуществляет организация, не имеющая необходимой инфраструктуры, клинической базы и квалифицированного кадрового состава. Более того, имеются случаи, когда в погоне за прибылью организации подменяют реальное обучение формальными процедурами, а порой и просто предоставлением подтверждающего документа без проведения обучения, - высказал Сергей Кабышев основной посыл авторов.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин (ЕР) тоже подготовился к заседанию и принес с собой некую цветную листовку. Да не просто показал, а зачитал:
- Вот смотрите, весь интернет пестрит: “Обучаем врачей и средний медицинский персонал дистанционно по России”, а дальше - “Акушерство и гинекология от 4 тысяч до 14 900”. Пожалуйста, домой принесут свидетельство. Какой итог будет от этого дистанционного обучения в коммерческих структурах? - возмутился спикер. - У нас каждый день по таким справкам врачи повышали квалификацию, получали специализацию!
Тему продолжил первый зампред комитета Госдумы по труду Николай Коломейцев (КПРФ). Который ожидаемо - в силу своей партийной принадлежности - поинтересовался, не стоит ли вовсе “уйти от платного образования и повысить ответственность государства за кадры”? Сергей Кабышев согласился: “Нужно возвращаться ко всему хорошему”. Интересно, что вообще-то государство через выдачу частным организациям лицензий и аккредитаций как раз и брало на себя ответственность. А теперь выходит, на самом деле оно брало что-то другое? Вот в итоге Володин и говорит: “Ну а как [система допобразования] “не разрушена”, если это отдано на откуп коммерческим структурам? Разрушена - ну называйте эти вещи своими именами!”
Неудивительно, что Федот Тумусов (СРЗП) назвал беспределом ситуацию, когда “лицензированное образовательное учреждение само утверждает программу обучения, само придумывает квалификацию, которой нигде нет, и выдает диплом”.
- Например, так появилась новая “профессия” - нутрициолог. Есть “профессия” эзотерик, парапсихолог. Но эти профессии ни в одном общероссийском классификаторе занятий, видов экономической деятельности не присутствуют. То есть это фальшивки! - возмутился Тумусов, и Сергей Кабышев обещал ко второму чтению обсудить вопрос с Минздравом.
К слову, в ведомстве проблему “липовых” дипломов о допобразовании тоже официально признают:
- Действующим законодательством предусмотрено повышение квалификации всех врачей и медицинских работников раз в пять лет. Однако некоторые специалисты ищут более легкие пути, не хотят повышать квалификацию очно в наших вузах и ищут посредников, которые формально предоставляют лишь документ об образовании, - подтвердила замминистра здравоохранения Татьяна Семенова.
Коммунист Алексей Куринный (сам, кстати, хирург) считает, что “наши все надзорные органы и заинтересованные лица сквозь пальцы смотрят на проблему”, имя которой - кадровый дефицит. (Хотя почему сквозь пальцы смотрят “заинтересованные лица” - целиком зависит от того, в чем именно они заинтересованы.) А приводит к дефициту, по его словам, “низкий уровень оплаты труда в государственной сфере, неконкурентной сегодня работе врача в государственных клиниках”. И этот тезис очень тревожно смотрится рядом с предложениями сделать медицинское образование исключительно государственным. Ведь следующий логичный шаг - запретить саму частную медицину. И вот тогда сфера здравоохранения, безусловно, станет куда более “конкурентной”, особенно в сфере зарплат.
Анатолий Домников, председатель профсоюза работников здравоохранения РФ:
- Качество подготовки кадров в медицинских университетах, которые находятся в подчинении Минздрава, было и остается довольно высоким. Но сейчас существует не только образование, подведомственное Министерству здравоохранения, но и медицинское образование, подведомственное Минобру, причем тоже государственное. То есть в многопрофильных университетах появились медицинские факультеты. И их значительно больше, нежели чем [в специализированных медицинских образовательных учреждениях].
Представьте, качество образования обеспечивалось вузами Минздрава, и вдруг появилось вузов в четыре раза больше. Вопрос: откуда взялись профессора, доценты и ассистенты, которые преподают там? Их не хватало всегда. Я думаю, многих берут из нашей системы, трудоустраивают по временной или еще какой-то схеме. Иначе они [новые медфакультеты] ни лицензию не получат, если не будут иметь соответствующее количество “остепененных” людей, ни открыться не смогут. Значит, откуда-то людей набрали. А на какой основе эти люди там работают? Качество образования, скорее всего, пострадало именно здесь. А если ты лицензировался, например, за счет того, что привлек профессорско-преподавательский состав из другого региона, как он к тебе сможет приезжать? И возник запрос на дистанционное обучение. Потому что в здравоохранении вообще никогда раньше не стоял об этом вопрос, как и о заочном обучении. А очная форма обучения в клинической дисциплине - это только у постели больного. Как это можно дистанционно преподавать? Да никак.
Что же касается предложения запретить частное образование в медицинской сфере, думаю, этого не требуется. Мы не должны ничего запрещать, но должны подойти к тому, чтобы качество там было соответствующее. Частные медицинские организации же существуют, народ в них обращается, качество услуг там очень даже приличное - и зачем их запрещать? Так же и с обучением. Надо только заставить людей выполнять все требования, которые к стандартам обучения предъявляет государство.