По данным МВД, за 11 месяцев 2024 года россияне перевели через фейковые колл-центры 168 млрд рублей. Сбербанк предполагает, что по итогам 2024 года ущерб от телефонного мошенничества составит 250 млрд рублей, суммы переводов мошенникам в этом году доходили до 180 млн рублей. А как обстоят дела с этим явлением в мире?
Мошенники толкают людей на преступления и доводят до самоубийств, навешивают неподъемные кредиты и заставляют закладывать квартиры. Эксперты оценивают мировой доход от онлайн-мошенничества в 500 млрд долларов в год. Телефонные “разводки” по размаху сравнимы с торговлей наркотиками. Журнал The Economist провел исследование этого криминального явления, а мы знакомим читателей с основными выводами.
Телефонное мошенничество - форма транснациональной организованной преступности. По оценкам некоммерческой организации Global Anti-Scam Alliance, в 2023 году мировые потери от такого мошенничества превысили триллион долларов. Это огромный отток средств от среднего класса в преступный мир. В США в 2023 году убытки от инвестиционных мошенничеств выросли на 22% и превысили 12,5 млрд долларов. Ежегодно у американцев похищают около 50 млрд долларов. Каждый сотый американец ежегодно становится жертвой кибермошенничества. “Многие из них молоды и разбираются в технологиях; агенты ФБР, полицейские, финансовые консультанты и психологи - все они становились жертвами мошенников”, - отмечает издание.
Мошенникам благоприятствуют популярность цифровых платежей, интернет-анонимность и уязвимости в работе ведомств. Раньше преступники прибегали к фишингу или пользовались плохой защитой устройств. Но технические средства безопасности совершенствовались, и мошенники стали применять тактику социальной инженерии под названием “забой свиней”, при которой жертву обрабатывают, например заводят фальшивые романтические отношения, а затем используют. Распространено инвестиционное мошенничество, обещающее высокие прибыли, а также имитация контактов с госслужащими. Мошенники играют на доверии к властям, на жадности или стремлении к общению. Попав в ловушку, многие жертвы охотно переводят деньги.
Журнал приводит пример некоего мистера Хейнса - гендиректора небольшого банка, бывшего председателя Ассоциации банкиров Канзаса и сотрудника Американской ассоциации банкиров, примерного семьянина и пастора местной церкви на полставки. За полгода он перевел на анонимные криптосчета свои сбережения, деньги на обучение дочери в университете, резервные фонды церкви и около 47 млн долларов, принадлежавших банку, которым он управлял. Мистер Хейнс отбывает 24-летний тюремный срок.
Таких жертв находят в соцсетях или приложениях для знакомств, месяцами “откармливают”, притворяясь друзьями, деловыми или романтическими партнерами. Затем предлагают фальшивые инвестиционные возможности и скрываются с деньгами. Так, якобы инвестиционный консультант из Австралии направил Хейнса на поддельную криптовалютную биржу с продуманным сайтом, где жертва “отслеживала” свой вымышленный баланс.
В интервью изданию анонимная мошенница рассказала, как ей давали подробные инструкции по обману жертв. В списке для изучения был учебник по криптовалюте и руководство о том, как предотвратить блокировку и удаление фейковых аккаунтов в соцсетях. Были заготовлены темы для разговора о книгах, музыке, садоводстве и футболе, “невинные” вопросы, чтобы определить уровень благосостояния жертвы - о доме, машине, месте учебы. Жертвы должны были быть богатыми, но не красивыми.
Некоторые становятся мошенниками поневоле. По оценкам экспертов, в 2023 году в таких странах, как Мьянма и Камбоджа, около 220 тыс. человек заставили работать в криминальных колл-центрах. Люди из более чем 70 стран купились на обещание высокооплачиваемой работы и были проданы в рабство в колл-центры в Юго-Восточной Азии. Бывшие мошенники утверждали, что неспособных “развести” жертву убивали, калечили, заставляли родственников платить выкуп.
Острота проблемы заставляет страны идти на ответные меры. Так, в Сингапуре в январе 2025 года принят Закон о защите от мошенничества. Он позволяет стражам порядка вмешиваться в ситуацию, если они считают, что кто-то стал жертвой мошенничества и вскоре переведет средства. Люди, чьи счета были заблокированы, могут подать заявку и получить доступ к деньгам для повседневных расходов. Мера дополняет ранее принятые законы, которые ввели новые составы преступлений за использование SIM-карт в криминальных целях и обязывали интернет-провайдеров принимать меры по предотвращению мошенничества. Правительство Сингапура сотрудничает с банками и телекоммуникационными компаниями для усиления превентивных мер. Введена функция, которая позволяет клиентам блокировать часть средств, не допуская их перевод в цифровом формате. Сред других мер - более строгие протоколы аутентификации и аварийное отключение доступа к онлайн-банкингу при подозрении на мошенничество.
Полиция Сингапура создала специальную структуру по борьбе с мошенничеством, куда вошли сотрудники шести местных банков и двух торговых интернет-платформ. Это позволяет выявлять и пресекать мошеннические переводы в реальном времени. За полгода удалось вернуть сотни миллионов украденных долларов. Но онлайн-мошенники работают в странах, куда не дотягиваются местные ограничения, и деньги могут быть переведены за границу в течение нескольких секунд, что делает трудным их возврат.
Радикальнее всего поступил Китай. Раньше именно китайцы были главными жертвами индустрии телефонных мошенничеств. Но Китай арестовал сотни тысяч человек за участие в этих преступлениях, оказал давление на правительства Камбоджи и Мьянмы, чтобы те пресекли обман китайских граждан, сняли множество фильмов, телешоу и песен о мошеннической индустрии. Фильм “Ставок больше нет” о китайском программисте, попавшем в мошенническую схему, за первый месяц собрал более 500 млн долларов.