Санкции и запрос на импортозамещение дали отечественным предприятиям уникальные возможности для развития, но при этом выявили их узкие места. Среди них дефицит кадров и недоверие покупателей к российским брендам. Может ли промышленный туризм “открыть” производство для общества, потенциальных работников и потребителей, повысить качество социально-трудовых отношений на предприятиях - на что всегда были направлены усилия профсоюзов? Разобраться в вопросе “Солидарность” пробует вместе с Ольгой Шандуренко, руководителем программы по развитию промышленного туризма Агентства социальных инициатив (АСИ).
- Каким предприятиям адресована программа промышленного туризма?
- Промышленный туризм - для успешных. Это демонстрация возможностей тех предприятий, которые чувствуют себя хорошо и готовы говорить о себе и своих успехах. Сначала предприятие должно навести у себя порядок. Нельзя показывать то, чего нет, что выглядит плохо, что небезопасно. Почему мы трепетно относимся к реестрам предприятий-участников? Если даже одно предприятие покажет грязь, неорганизованность, это нанесет удар по имиджу всей промышленности. Туризм не может развивать промышленность. Он может продвигать ее.
Промышленный туризм - это знакомство с предприятием, с производственными процессами прошлого, настоящего и будущего, эффективный инструмент демонстрации как технологического, так и кадрового потенциала.
Это самый простой, доступный, незатратный способ рассказать и об экологической повестке, и о технологиях, и об условиях работы, и о качестве продукции. Это способ найти партнеров, привлечь сотрудников, завоевать лояльность потенциальных покупателей. Это история про доверие, общение, взаимодействие с потребителем и с потенциальным сотрудником.
Промтуризм - про знакомство с производством, будь то большой металлургический завод, маленькая сыроварня или IT-компания. Главное - построить экскурсию так, чтобы потенциальный покупатель, сотрудник, партнер или любознательный путешественник познакомился с процессом, понял, как вещь или услуга появляется на свет. Вот это - константа промышленного туризма.
- Что видят посетители во время экскурсии - реально работающее производство или некую упрощенную модель, созданную специально для них?
- Сегодня есть огромное количество технологий - и виртуальная, и дополненная реальность, и корпоративные музеи. Но главная фишка, стержень промышленных экскурсий - это возможность увидеть действующее, реально работающее производство, цех.
Да, создание турпродукта должно отвечать ряду требований. В первую очередь, это безопасность - для туристов, чтобы с ними ничего не случилось, и для предприятия, поскольку присутствие посторонних на территории не должно мешать или сбивать производственные процессы. Вот это обязательно.
Кроме того, применяются определенные технологии, которые подготовлены для промышленных предприятий в методологии по организации промышленного туризма в субъектах РФ. Создается специальный маршрут под аудиторию - будь то детская группа, или профориентационная группа студентов, или партнеры.
Экскурсионный продукт включает объекты показа, под них готовится технологическая карта экскурсии. Здесь свои законы, жанры, методология, требования. Экскурсия может дополняться технологиями виртуальной реальности, мультимедийными музеями, иммерсивными проектами, интерактивными программами, творческими идеями.
Открыть предприятие для туристов - не значит открыть всю территорию, все процессы для просмотра. Нет. Есть вещи, которые показывать небезопасно. Есть вещи, которые не нужно показывать. И задача профессионалов - над чем мы и работаем с предприятием, экскурсоводом, специалистами - создать такие маршруты, которые не будут мешать работать предприятию, но позволят туристу максимально погрузиться в процесс.
- Какие мотивы у предприятий для участия в программах промтуризма? Можно ли классифицировать их?
- У нас есть статистика по отраслям, предприятия которых подают заявки на участие в акселераторе. В первых строках - пищевая и легкая промышленности (26% и 11%), машиностроение (12%). Есть нефтеперерабатывающая и химическая промышленность (5%), энергетика (5%), производство стройматериалов (4%), электроника (4%), сельское хозяйство (4%).
Лидируют пищевая и легкая промышленность. На заводе “Макфа”, например, экскурсантов встречает мельник, как в сказке, с громким голосом, с мешком муки, в белом колпаке. Он рассказывает о развитии мукомольного дела. Гостям показывают цеха, производства, представляют сорта макаронной продукции, полезные для сторонников правильного питания. В лаборатории показывают, как контролируется качество продукции.
А потом знакомят с современным мельником, который управляет производством нажатием кнопок, и оказывается, что аналог мельницы выглядит как пункт управления космическим кораблем.
Туристы становятся “послами” бренда, продукция на полке, мимо которой они раньше проходили, кажется близкой и знакомой. Тот, кто видел производственные процессы и знает технологии, скорее выберет знакомую марку. Такие мотивы участия в программах промтуризма работают, когда речь идет о пищевой продукции, виноделии, кондитерской отрасли, легкой промышленности.
Это первая категория, предприятия, у которых задача - завоевать сторонников брендов и превратить туристов в его амбассадоров.
- Что может заинтересовать в программе такие отрасли, как машиностроение или металлургия?
- Второй мотив участия в программе - огромнейший запрос промышленности на кадры. К сожалению, долго имело место предубеждение, будто промышленность - это разваливающиеся старые цеха, какими все их помнили с 1990-х, низкая оплата труда, отсутствие социальных гарантий, социальных лифтов. Мы до сих пор в подобной парадигме. У промышленных предприятий России огромный запрос. Они строятся, открывают новые цеха и производства. Перед промышленностью открылся грандиозный выбор, которого не было многие десятилетия. В кратчайшие сроки предстоит разработать продукцию, чтобы заместить огромное количество импортной номенклатуры в самых разных отраслях.
Везде нужны работники. Где их брать? Как сломать негативный стереотип? Можно долго рассказывать о том, как хорошо трудиться в промышленности. Но пока школьники, студенты, родители, принимающие решения, не увидят своими глазами, что такое современное российское производство, не услышат про уровень зарплат, который выше и конкурентнее, чем у офисных сотрудников, не узнают о социальных пакетах, которые сегодня предлагают крупные предприятия, не поговорят с самими молодыми работниками про все возможности карьеры без офисных войн и интриг - они этому не поверят.
И это второй огромный блок предприятий, которые открывают двери для посетителей. Кто-то, как корпорация “Русгидро”, готов пускать к себе малышей, чтобы вырастить поколение сторонников бренда. Кто-то, как Магнитогорский металлургический комбинат, принимает студентов на программы стажировок. Ребята смотрят предприятие, общаются с сотрудниками, с руководством, могут лучше узнать миссию компании, понять, как компания видит свое будущее, - и принять решение о работе.
По статистике от регионов - участников акселераторов, до 50% школьников средних классов, посетивших предприятие, при анкетировании говорят, что на экскурсии им было интересно, и они готовы думать над тем, чтобы работать в промышленности. Почти треть студентов после программ коротких стажировок смотрят на предприятие как на потенциальное место работы. Да, это только заявление о намерении, и превратится ли желание в реальное трудоустройство, когда ребята окончат институт или вырастут, это вопрос. Но основа хорошего отношения к возможной профессии закладывается сейчас. Многие регионы, разрабатывающие стратегию развития промтуризма, планируют с ее помощью к 2030 году закрыть свыше 50% потребности в кадрах.
- Но если станок или буханку хлеба можно увидеть, то как готовы показать себя, скажем, нефтехимические предприятия? Почему они хотят участвовать в акселераторе?
- Их можно отнести к третьему блоку. Разделим его на несколько частей. Во-первых, предприятия, которые не могут демонстрировать свою продукцию. Как частные потребители, мы не покупаем химические удобрения, уголь. Здесь промышленный туризм рассматривается как возможность донести информацию о своих технологиях и, что важно, о своей экологической повестке.
То есть - сломать еще один стереотип: крупное предприятие ассоциируется у нас с вредом для экологии, с вредом для здоровья тех, кто проживает возле него. Так это или нет, можно убедиться, побывав на промышленной экскурсии и посмотрев на современные системы очистки воды и воздуха, на технологии, которые, насколько возможно, минимизируют вред здоровью. Говорить об этом не очень действенно, а когда человек приходит на экскурсию и становится своего рода общественным наблюдателем, это производит совершенно другой эффект.
- Как представляет себя промышленным туристам IT-сектор?
- Еще один стереотип, который ломается во время экскурсий, это утверждение, что в России ничего не производят. Когда начались первые волны санкций и истерия, будто у нас “нет ничего своего”, “Микрон” - лидер отечественной микроэлектроники - уже разработал восемь маршрутов для разной целевой аудитории. Там школьникам популярно рассказывают про микроэлектронику, есть серьезные познавательные экскурсии для взрослых, для технических специалистов. Любой желающий мог прийти и убедиться, как на самом деле работает предприятие. И сейчас 30% публикаций о “Микроне” появляются по итогам экскурсий. Для предприятия это важный эффект по продвижению своего кадрового и технологического потенциала.
- Насколько программы промтуризма помогают решать кадровые вопросы? Достигают ли предприятия своей цели?
- Вот результаты анкетирования: когда молодежь опрашивали, насколько она готова работать на промышленных предприятиях, такую готовность в разных регионах подтверждали от 13 до 39%. Ребята в корне поменяли представление о профессии рабочего. Они видят цеха и понимают: современный рабочий - уже не “человек с кувалдой” в промасленной одежде, он ближе к IT-специалисту. Современный фрезеровочный станок, управление роботами, современное оборудование очень круто смотрятся.
Вернуть престиж рабочих, инженерных специальностей - такую задачу ставят руководители предприятий. Эта задача сформулирована и в масштабах всей страны. Промышленный туризм помогает менять парадигму восприятия.
- Мотивом прийти на предприятие становится не только хорошая зарплата, но и готовность ассоциировать себя с таким образом?
- Да, важны не только высокая зарплата и хороший социальный пакет, но и готовность примерить этот образ. Современная молодежь, с одной стороны, прагматична, но с другой - для них очень важно чувствовать себя приобщенными к большой миссии. И когда им рассказывают, какая социальная политика у компании, какие амбициозные цели и проекты она реализует, им хочется быть частью команды.
Когда на Магнитогорском металлургическом комбинате студенты, приехавшие на экскурсию, общаются с профсоюзом молодых рабочих, а потом играют с ними дружеский спортивный матч, они понимают, что современный завод - про актуальный подход к жизни.
Рассказать подробнее о пользе программ промышленного туризма “Солидарность” попросила Бориса Семенова, председателя первичной профорганизации Группы ПАО “Магнитогорский металлургический комбинат” Горно-металлургического профсоюза России.
- Промтуризм - в первую очередь социальный проект. И на нашем предприятии он действительно работает. ММК, наверное, первым начал заниматься промтуризмом “в промышленных масштабах”. Задумка пришла в голову нашему профактиву, когда работники стали обращаться с просьбами показать завод родным. А мне как председателю первички нужно было замотивировать активистов. И одним из вариантов поощрения стала возможность показать рабочие места сотрудников их детям и женам. Многие идеи в промышленном туризме, которые позже прижились, изначально мы делали вслепую. И то, что принцип открытости предприятия потом лег в основу промышленного туризма, я считаю и нашим достижением.
- Зачем жены и дети работников хотят попасть на ММК?
- Как это ни парадоксально, запрос идет от мужей. Объясняют: “Пусть жена узнает, почему я прихожу домой уставшим”, ведь труд металлурга действительно тяжелый. А для детей попасть на комбинат так же интересно, как уехать на море. Они смотрят, как идет выпуск чугуна, как расплавленный металл пробивает специальное отверстие в плавильной печи, “летку”, и это точно не проходит бесследно.
Мнение коллеги дополняет Мария Пушкарская, руководитель центра компетенций по промышленному туризму ММК, член профсоюзной организации предприятия.
- Почему ММК участвует в программе промышленного туризма?
- Для предприятия это не только способ решить вопросы профориентации. Это говорит об открытости производства. Сейчас любой желающий может заказать экскурсию по Магнитогорскому металлургическому комбинату. Если раньше попасть на промплощадку было сложно, то сейчас можно заказать экскурсию через сайт, приехать и посмотреть, как работает современная металлургия.
Что мы понимаем под словом “открытость”? Вы попали на площадку комбината - и что же увидели? Масштабы производства, территорию ММК, которая занимает около 9000 га - все это чистота и зеленые газоны, обновленные рабочие места, автоматизированный технологический процесс, современная техника и оборудование, роботы, которые заменяют работника в тяжелых условиях труда. Поэтому мы и хотим рассказать, что у нас сейчас на комбинате очень красиво, современно и достойно.
- Комбинату важно заявить о своей “открытости” городу. В чем причина?
- Магнитогорск поделен рекой Урал на две части. Мы живем на берегу, который относится к Европе, а работаем на другом, в Азии. Комбинат, расположенный на левом берегу, огорожен забором. И все, кто жил на правом берегу и не работал на ММК, никогда не попадали на левый берег и не знали, что там за забором. Сейчас можно посмотреть, где работают родители, где трудились бабушки и дедушки. Это вызывает чувство патриотизма у посетителей, у детей, приезжающих на работу к родителям. Уважение к профессии металлурга воспитывается на территории предприятия. Меняется мышление работников, они гордятся своей профессией и своим комбинатом. И это происходило постепенно, именно по мере развития промтуризма на ММК.
- Как отразились на жизни Магнитогорска и ММК эти изменения?
- Из Магнитогорска стало уезжать меньше молодежи. Раньше отток выпускников из города был очень большим. Сейчас процесс стал замедляться. Молодые люди говорят, что хотели бы жить и работать в городе.
Мы участвовали в 2022 году в проекте “Больше, чем работа”, в рамках которого на экспресс-стажировку на ММК приезжали около 150 студентов из других городов. И вот к нам приехала девушка. Как оказалось, в свое время она уехала из Магнитогорска и поступила в Тюменский университет, а потом вернулась на экспресс-стажировку к нам. Мы показали ей комбинат, рассказали, где металлурги отдыхают, где занимаются спортом, какие социальные льготы предоставляются женщинам на комбинате. И она сказала: “Если бы я об этом знала в 10 - 11 классах, я бы из нашего города никогда не уехала”. Мы видим, что изменения в городе и на комбинате стимулируют молодежь оставаться.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) - российская автономная некоммерческая организация, созданная правительством России для продвижения приоритетных проектов, улучшения предпринимательской среды в стране, развития профессиональных кадров. При поддержке Минпромторга АСИ создало Всероссийский акселератор по промышленному туризму. Программа нацелена на внедрение в регионах модели развития промтуризма “Открытая промышленность”. Это поддерживающая и развивающая стартапы бизнес-площадка, которая дает новому проекту рабочее пространство, финансирование, возможность работать с экспертами.
Для участия в акселераторе регионы подают заявки. Отобранные команды проходят обучающую программу, а затем разрабатывают и пробуют на практике промышленные туры.