Руководство АО “Анжеро-Судженское ПТУ” решило всерьез побороться с первичкой на предприятии: в письме губернатору (которому АО не платит налоги) просит оградить его от профактивиста и жалоб в правоохранительные органы. Из письма просматривается картина идеального будущего для работодателя: он должен сам решать и все спорные вопросы, и на что профкому тратить деньги.
О председателе первички АО “Анжеро-Судженское погрузочно-транспортное управление” Андрее Анищенко “Солидарность” уже писала летом этого года. Напомним: он помог восстановить на работе шестерых помощников машиниста, сам был уволен и тоже восстановлен. Его преследовали, пытались обвинить в захвате тепловоза, почти год он прожил без зарплаты, а профком пытались выгнать из помещения. И тут работодатель решил пожаловаться на предпрофкома губернатору.
- Они [руководство] увидели публикацию в вашей газете. Когда статья вышла, я не стал приносить газету в ПТУ, постеснялся, - говорит Анищенко. - Но они узнали о ней, хоть и с опозданием. И решили, очевидно, вот так отреагировать - жалобой губернатору.
“Разрешение индивидуальных трудовых споров Анищенко А.Н. переросло в “театр военных действий”, направленных против руководства предприятия… хотя он занимает должность машиниста тепловоза и напрямую должен быть заинтересован в увеличении объема производства и повышении производительности труда. На деле же Анищенко А.Н. всячески уклоняется от своих прямых обязанностей”.
В чем же обвиняют предпрофкома? В том, что и “итальянскую забастовку” устроил, и “под надуманным предлогом отказался исполнять обязанности машиниста тепловоза”. (Оценил “надуманность” уже суд - и встал на сторону Анищенко.) В письме работодатель упирает на понесенный ущерб, как финансовый - “сорвал нормативные сроки подачи/уборки вагонов… и выполнение суточной погрузки”, так и моральный - “пользуясь статусом председателя ППО, пытается ввести в заблуждение рабочий коллектив предприятия, а также, вступая в сговор с нерадивыми работниками… настраивает отдельных представителей коллектива предприятия против действующего руководства, собственника и основной части трудового коллектива”.
Более того, предпрофкома обвинили в том, что он идет против коллектива: “Решая свои личные вопросы, Анищенко А.Н. не прислушивается к доводам рабочего коллектива, который имеет прямо противоположное мнение, о чем ему неоднократно сообщалось работниками…”
- Это письмо заставали подписать работников. В основном подписали те, кто не состоит в профсоюзе, - поясняет Анищенко.
Парадоксально обвинять в оппозиции трудовому коллективу председателя профорганизации, которого тот же коллектив и выбрал. Впрочем, и в том, что он достоин возглавлять первичку, работодатель тоже сомневается: “Что касается непосредственной общественной деятельности Анищенко А.Н. и его полномочий… существуют сомнения в легитимности самой процедуры избрания Анищенко А.Н., поскольку в рамках судебного разбирательства… Анищенко А.Н. предоставил в материалы дела выписку из протокола по избранию председателя ППО от 22.07.2020 года, которая существенно отличается от ранее направленной им в органы ФНС России”.
Кроме того, “Анищенко А.Н. на протяжении двух лет пытается фактически парализовать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выставляя различные неприемлемые требования и ультиматумы”. По мнению работодателя, предпрофкома должен обращаться не в правоохранительные органы для устранения нарушений законодательства, а уповать на милость руководства: “За весь период нахождения Анищенко А.Н. у руля первичной профсоюзной организации им ни разу (кроме сокращения должностей помощников машиниста) не инициировались обращения к работодателю, который в первую очередь должен рассматривать и разрешать все спорные вопросы, с учетом мнения трудового коллектива и складывающейся экономической обстановки”.
Досталось критики не только первичке, но и самому профсоюзу. И финансовое положение предпрофкома в тот год, когда он был без зарплаты из-за незаконного увольнения, тоже проанализировано: “Кроме того, Росуглепроф даже обратился за помощью к заместителю председателя Правительства РФ Татьяне Голиковой. Конечно, помогать необходимо, только помогаете вы кому? Человеку, который подговорил людей на забастовку, который пиарится на своих достижениях в борьбе с предприятием и откровенно насмехается над тем, что ничего ему не будет, поскольку он председатель первичной профсоюзной организации и за ним стоит Росуглепроф, Новопроф и куча юристов. Анищенко А.Н. рассказывает всему миру, как он год недоедал и мучился, буквально выживал, только грош цена этим словам. За период безработицы он стабильно выплачивал кредит, ездил на своей машине, исправно заправлял ее дизельным топливом. Опять же возникает вопрос: на какие средства?”
Но особенно волнует работодателя содержимое кошелька первички - другого, в общем-то, юрлица: “Не будет удивлением, если окажется, что касса первичной профсоюзной организации попросту растрачена или израсходована в иных целях, не связанных с прямыми обязанностями профсоюза. Мы ежемесячно платили, а кто-то платит взносы! Куда уходят эти взносы, на какие цели??? А это весьма немаленькая сумма. Если Росуглепроф за свои 30% отчислений готов погубить целое предприятие в маленьком городке, где до сих пор не решен вопрос с рабочими местами и достойной заработной платой, то нам, простым работникам, такой профсоюз не нужен!”
- О, нашими финансами они интересуются давно. Особенно их возмущает, почему мы “наверх” отчисляем аж 30%, - смеется Анищенко.
Возникает вопрос, а чего же именно работодатель хочет от губернатора? Собственно, как может глава региона повлиять на профактивиста? Из законных способов - ну… провести беседу.
“Учитывая вышеизложенное, мы просим Вас максимально внимательно отнестись к общему мнению подавляющего большинства трудового коллектива предприятия и оградить наше предприятие со 123-летней историей и добрыми традициями от псевдопредседателя ППО АО “Анжеро-Судженское ПТУ” Анищенко А.Н., а также его жалоб в государственные органы власти и общественные организации”.
То есть губернатор должен как-то “оградить” от профактивиста и “жалоб”. Вопрос вот только в том, что юридический адрес у АО “Анжеро-Судженское ПТУ” - в Санкт-Петербурге. И налоги предприятие платит там же. Почему же руководство обращается за помощью не к Беглову, которому пополняет бюджет?
Как говорит Александр Власов, зав. юридическим отделом Росуглепрофа, “мы будем разбираться с этой ситуацией. Но пока мое мнение - это поклеп, желание просто испортить жизнь Анищенко. Потому что до этого они прекрасно принимали его документы, и никаких вопросов о законности первички не было”.
Допущенные работодателем нарушения на предприятии, подтвержденные прокуратурой:
- Не было индексации зарплаты с января 2021 года. Работа в выходные и праздничные дни оплачивалась по двойной ставке, но без учета компенсационных и стимулирующих выплат. После представления прокуратуры 115 работникам было выплачено больше 260 тыс. руб. Издан приказ об индексации.
- Процентная надбавка за выслугу лет включалась в состав МРОТ.
- Сверхурочная работа оплачивалась без учета компенсационных и стимулирующих выплат. При подсчете сверхурочных часов за I квартал 2022 года отработанные сверх нормы часы уменьшались на часы, отработанные в праздничные дни по графику выходов, из-за чего неверно рассчитывалась сумма начислений.
- Выявлены нарушения при расчете тарифной ставки.
- В нарушение требований ст. 103 ТК РФ при составлении графиков работы локомотивных бригад не учитывалось мнение представительного органа работников.
Незаконные действия работодателя обнаруживала не только прокуратура: суд признал незаконным увольнение семи работников (включая самого Анищенко).