Ранее предложенные правительством особенности правового регулирования трудовых отношений в 2020 году изменились до неузнаваемости. Новый проект постановления правительства, измененный после критики со стороны профсоюзов и вновь представленный на рассмотрение сторон соцпартнерства, не противоречит действующему трудовому законодательству и устраивает экспертов.
Если бы не общее название документа “Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году”, его вторую версию, на прошлой неделе представленную Минтрудом, можно было бы считать проектом другого постановления правительства РФ. Настолько содержащиеся там предложения отличаются от предыдущих. К первой версии, в конце мая поступившей в РТК на рассмотрение сторон социального партнерства, у профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии были серьезные претензии (подробнее об этом - в “Солидарности” № 21, 2020).
В ответном письме в РТК за подписью зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России Нины Кузьминой содержалось, в частности, такое утверждение: “Проектируемые “Особенности” можно поддержать лишь в меру того, насколько они направлены на защиту прав работников в период действия ограничительных мер, введенных в соответствии с указом президента РФ”.
Складывается впечатление, что в ведомстве к профсоюзным замечаниям прислушались. В частности, в обновленной версии документа исчезли уже неактуальные положения: запрет отправлять работников в простой или увольнять по инициативе работодателя в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений, а также исчез новый порядок вывода работников в смены и изменения обязанностей без согласия работника. Отметим, что в Минтруде изменение концепции объяснили тем, что часть карантинных мер отменена.
Вот что отметила Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР:
- Все те положения, которые касались регулирования и оплаты труда, когда мы находились в режиме самоизоляции, из этого проекта постановления исключены. И поэтому в нем нет ничего, что бы ухудшало положение работников, нарушало их права или как-то по-особому регулировало трудовые отношения. Никакого дополнительного регулирования по сравнению с заложенным в Трудовом кодексе - нет. Кроме регулирования возврата денежных средств, которые работодатель выплатил работнику на реализацию права на отпуск и оплату его проезда и провоза багажа.
В новой версии документа содержатся следующие предложения:
- предоставить возможность для россиян, работающих на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, воспользоваться правом на оплату проезда и провоза багажа за счет средств работодателя к месту проведения отпуска в пределах России в 2021 году, если право не было использовано в 2020 году из-за карантинных мероприятий;
- работодатели должны уведомлять каждого работника об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, и о праве работника сделать выбор между бумажной или цифровой трудовой книжкой до 31 октября 2020 года. Это можно сделать в том числе через электронную почту и другие мобильные сервисы.
- Проект постановления существенно изменен по сравнению с предыдущей его редакцией, которая оказалась неактуальной, - поясняет Елена Косаковская. - На этой или на следующей неделе все выходят на работу, режим самоизоляции отменяется, поэтому сейчас необходимости в особом регулировании трудовых отношений нет. Но если такая ситуация в какой-то момент возникнет, если начнется вторая волна эпидемии, тогда, я думаю, будет учтен прошлый опыт, и появится новый проект постановления.
Комментарий
Нина Кузьмина, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России:
- Министерство труда и социальной защиты радикально изменило проект постановления правительства. В обновленной версии документа не осталось почти ни одного из предыдущих предложений министерства, против которых выступали профсоюзы. Например, исчез запрет отправлять работников в простой или увольнять по инициативе работодателя в период вынужденной приостановки деятельности компании из-за карантинных ограничений, а также новый порядок вывода работников в смены и изменения обязанностей без их согласия. ФНПР расценивает подобную переоценку ценностей не только как результат снятия карантинных ограничений, но и как результат последовательной позиции профсоюзов, направленной на защиту трудовых прав работников.
В измененную версию вошли те нормы, которые требуют оперативного принятия с учетом сложившейся ситуации на рынке труда и поддержаны всеми сторонами социального партнерства. Минтруд направил переработанный документ на повторное рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.