В Госдуму был внесен законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”, который должен увеличить лимит сверхурочной работы со 120 до 240 часов. “Солидарность” спросила профсоюзных лидеров, как они относятся к этой идее.
В конце декабря в Госдуму был внесен законопроект “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”. Ключевая идея законопроекта - расширение возможностей для сверхурочной работы. Сейчас в ТК лимит сверхурочной работы установлен в четыре часа в течение двух дней подряд, но не более 120 часов в год. При этом сверхурочная работа оплачивается в полуторном размере за первые два часа в день и в двойном за последующие. Сейчас же поправками предлагается увеличить лимит до 240 часов в год.
Законопроект был разработан Минэкономразвития и Минтрудом России, РСПП, “Деловой Россией”, Правительством Москвы на основе консультаций с профсоюзами - в соответствии с поручениями президента и председателя правительства РФ. Целью законопроекта было повышение гибкости трудовых отношений для уменьшения дефицита кадров на рынке труда в Российской Федерации. Глава комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов сообщил, что в первом чтении законопроект могут принять уже в феврале.
Андрей Чекменев, председатель Роспрофпрома:
- Для нашей отрасли этот вопрос неактуален. Потому что еще в 2022 году было принято постановление правительства*, согласно которому работников можно привлекать к работе сверхурочно по четыре часа в день шесть дней в неделю. И нет никаких ограничений по часам переработки. Это постановление распространяется только на работников, занятых на выполнении гособоронзаказа, при этом список предварительно согласовывается и утверждается. Сохраняется обязательно один выходной день в неделю. Но в целом получается, что на наших заводах работники особо нужных профессий, которых невозможно заменить, работают круглогодично по 12 часов в сутки. Мы считали, это примерно 1300 часов переработки в год.
И с одной стороны, они рады этому, потому что получают оплату за сверхурочные. А с другой стороны, у них, естественно происходит внутреннее выгорание, так долго работать нельзя, и наш профсоюз думает над тем, как это можно ограничить.
Поэтому, когда говорят о 240 часах, я считаю, это нормальная вещь. Единственно, я согласен с теми людьми, которые предлагают: раз мы повышаем порог, то давайте и контроль со стороны профсоюзов усилим. В этом законопроекте есть норма, что увеличить порог переработок можно при наличии такой опции в отраслевом соглашении или в коллективном договоре. Надо сделать так, чтобы согласование с профсоюзом сверхурочных работ было обязательным. И если на предприятии нет коллективного договора, нет разрешения на увеличение лимита сверхурочных работ в отраслевом соглашении, то и повысить лимит предприятие не может. Это станет еще и возможностью влиять на администрацию предприятия, чтобы создать профсоюзную организацию. А при наличии профсоюзного контроля - я считаю, что увеличение лимита переработок надо узаконить. Главное, чтобы оплата за эти переработки была уже в двойном размере.
Владимир Ломакин, председатель Роспрофтрансдора:
- Мы уже высказали свое мнение. Мы провели мониторинг, и большинство наших организаций против увеличения порога сверхурочных. На площадке ФНПР мы говорили о том, что эта мера должна носить временный характер, то есть у предприятия должны быть какие временные трудности. Только в этом случае, может быть, работники могут быть привлечены к сверхурочной работе в объеме, превышающем 120 часов. И договорились, что это должно быть под обязательным надзором или при обязательном согласовании и учете мнения профсоюза. Поэтому и в законопроекте написано, что повышение лимита должно быть предметом договоренности, которая будет прописана в коллективном договоре или в отраслевом соглашении.
Именно профсоюзы настаивали на том, чтобы цепочка договоренностей была отражена в соглашении и в коллективном договоре. Мы поддерживаем такую позицию, она совершенно логична. Она говорит о том, что, во-первых, не во всякой отрасли может быть принято решение о повышении лимита сверхурочной работы, а только в отдельных отраслях, где наблюдается дефицит рабочей силы. И это может быть прописано, например, в федеральном соглашении. А дальше по цепочке спускаемся - если федеральное соглашение допускает повышение, то еще не в каждом регионе это может быть позволено, а в регионах, где разрешено, - не на каждом предприятии. Поэтому у нас получается цепочка фильтров, которые должны предотвратить избыточную эксплуатацию.
Мы понимаем, что меры, которые предлагают сегодня работодатели, - они тоже не от хорошей жизни. Но в первую очередь мы должны ставить в приоритет сохранение жизни и здоровья наших работников. Что мы и пытаемся сделать. И наша позиция на сегодня, я считаю, была услышана государственными органами.
Юрий Офицеров, председатель “Всероссийского Электропрофсоюза”:
- Отношение к этой инициативе у нас двоякое. Изначально мы были против изменений. С одной стороны, мы знаем, что практика сверхурочной работы существует и новации в законодательстве помогут упростить административные процедуры ее оформления для официального роста доходов работников по месту работы, а не на стороне. С другой стороны, понимаем, что создаются условия для эксплуатации работников на фоне острой нехватки кадров. Допустим, люди сами пойдут на переработки, чтобы получить дополнительный доход. А не станет ли это постоянной потогонной системой, интенсификацией труда? Ответа нет, так как нет санитарных и медицинских обоснований. Есть исключительно экономическая подоплека. Мы точно знаем, что уже сейчас в ряде случаев недобросовестные работодатели прибегают к различным манипуляциям в сфере труда, увеличивая нагрузку на персонал. При принятии поправок это будет легализовано. Поэтому мы ведем консультации с нашими коллегами из территориальных и первичных организаций профсоюза по этому вопросу.
Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников АПК РФ:
- Надо сказать, что этот законопроект был подготовлен во исполнение поручений президента, которые давались по итогам съездов РСПП. Речь шла о либерализации трудовых отношений, об устранении барьеров, которые мешают бизнесу эффективно функционировать дальше. Безусловно, основной темой этого законопроекта является увеличение количества переработок. Но надо отметить, что в этом законопроекте затрагивалось еще и шесть других, не менее важных тем: кадровый электронный документооборот в части охраны труда, заключение срочных договоров у субъектов малого бизнеса и прочие.
Что же касается увеличения лимита сверхурочных, то эта норма была введена с целью нивелирования потребности в создании дополнительных рабочих мест в отдельных отраслях - обрабатывающие производства, строительство, логистика, транспортировка и хранение, где работа идет в безостановочном режиме и не хватает рабочих рук. Был проведен анализ международных практик: в частности, в пояснительной записке указано, какая норма часов используется в Республике Беларусь, Венгрии, Германии, Китае. И планка в 240 часов примерно соответствует международной.
Важным условием введения этой нормы является то, что возможность ее применения должна быть прописана в коллективном договоре и (или) отраслевом соглашении. Кроме этого у работника есть возможность не согласиться на увеличение количества сверхурочных рабочих часов. В законопроекте вводится норма, как оплачивать эти переработки. Сейчас люди все равно работают свыше лимита в 120 часов, но и официально им нельзя было оплатить эти переработки, прибегали к различным ухищрениям. Сейчас этот пробел будет устранен - начиная со 121-го часа сверхурочной работы оплата будет в двойном размере. Отраслевыми соглашениями и (или) коллективными договорами может быть предусмотрен более высокий уровень компенсации. Будем надеяться, что эта норма поможет преодолеть дефицит рабочих кадров.
Условие, что эта норма должна быть зафиксирована в отраслевом соглашении, представляется очень важным, на нем настаивала ФНПР. Сейчас работодатели часто отказываются присоединяться к отраслевым соглашениям и не хотят на себя брать социально-трудовые обязательства. Но если бизнес хочет получить от государства определенные преференции, в том числе послабление в плане трудового законодательства, тогда они должны быть участниками этого соглашения.
* От редакции. Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365 называется “Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах”. Документ утвержден в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 261 Федерального закона “Об обороне” и частью второй статьи 252 Трудового кодекса РФ.