Если в западных странах джаз - весомый сектор музыкальной культуры, где добившегося успеха ждет серьезный триумф, то в России джаз на фоне вездесущей поп-музыки все еще выглядит нишевой музыкой для эстетов. О том, как живется исполнителям джаза сегодня и насколько популярен этот музыкальный стиль в России, мы поговорили с джазовой певицей Натальей Толмачевой (на фото в центре).
Нашей собеседнице 29 лет, и с 18 она профессионально поет джаз. А началось все в родном Оренбурге, еще в детстве, когда ее мама, сама профессиональный преподаватель музыки, услышала, как дочь точно пропела позывные радиостанции “Маяк” - “Не слышны в саду даже шорохи”. Тогда мама поняла, что ребенку суждена музыкальная карьера. С пяти лет Наталья осваивала в музыкальной школе фортепиано и скрипку, пела в хоре. В 13 она начала заниматься со своим первым педагогом эстрадно-джазовым вокалом и решила связать свою жизнь с музыкой. Дальше в биографии будущей певицы были музыкальный колледж в Оренбурге, обучение эстрадно-джазовому вокалу в Государственной классической Академии им. Маймонида и магистратура в Московском государственном институте культуры.
- Я прекрасно помню тот момент, когда мне было шесть лет и я впервые познакомилась с джазовым стандартом, - рассказывает Наталья. - Тогда не было интернета, и моя мама достала редкие для Оренбурга ноты - In a Sentimental Mood Дюка Эллингтона. Мы вместе с ней на фортепьяно в четыре руки разбирали это произведение: я играла мелодию, а она - аккомпанемент. И вот тогда я влюбилась в джазовую музыку. Мой первый преподаватель по вокалу тоже делал упор именно на джаз. Я была увлечена записями Эллы Фицджеральд, в академии познакомилась с творчеством пианиста и композитора Билла Эванса, музыка которого тоже произвела на меня огромное впечатление.
Как исполнитель Наталья Толмачева тяготеет к современному европейскому джазу. Сегодня ее постоянное место работы - московский джаз-бэнд Real Jam под руководством Татианы Фатеевой. Это вокальное трио в сопровождении ударных, контрабаса, гитары или банджо, саксофона, тромбона, трубы и фортепиано. Группа исполняет музыку в диапазоне от регтаймов до современных концептуальных аранжировок джазовых стандартов середины XX века. Работая в группе почти пять лет, Наталья участвовала в записи альбома “10”, посвященного десятилетию группы.
- По моим ощущениям, особенность работы в вокальном трио заключается в том, что ты должен почувствовать себя единым целым с двумя совершенно разными по темпераменту людьми, - делится секретами мастерства Наталья. - То есть и проявлять свою индивидуальность, и при этом немного нивелировать ее, чтобы в результате получалось что-то более цельное, яркое и благозвучное. Нужно уметь подстраиваться, на ходу подхватывать другого человека, словом, уметь взаимодействовать.
Концертные выступления группы оплачиваются по-разному, в зависимости от формата и места выступления. Наша собеседница попросила не упоминать конкретных сумм, но отметила, что у нее есть коллеги, зарабатывающие только выступлениями. Они не преподают ни в музыкальной школе, ни в частном порядке. Значит, практика опровергает стереотип, будто невозможно заработать на жизнь такой не остропопулярной сегодня музыкой, как джаз. Другое дело, что джазовые музыканты в основном совмещают работу в разных музыкальных коллективах.
О популярности джаза легко судить по рабочему графику исполнительницы. Real Jam дает от 3 - 4 до 20 выступлений в месяц. Стандартное концертное выступление состоит из двух отделений по 45 - 50 минут. Джаз-бэнд играет в клубах, концертных залах и на частных мероприятиях. Группа ездит на гастроли как по России, так и в другие страны. По словам Натальи, благодаря известности и хорошей репутации коллектива, пандемия особо не повлияла на работу, за исключением периодов локдауна.
Рабочий день джазовой вокалистки, если на него не назначено ничего, кроме вечернего концерта, проходит в спокойном ритме: повторение песенного материала и подготовка сценических костюмов. Однако наша собеседница, помимо концертной деятельности, два раза в неделю ведет занятия по джазовому пению в столичном Институте современного искусства. Рано утром певица отправляется в вуз с чемоданчиком, наполненным всем необходимым для подготовки к выступлению - от костюмов до косметики, чтобы потом сразу можно было отправиться на концертную площадку.
- Требуют времени и ежедневные репетиции - неотъемлемая часть работы каждого музыканта, - рассказывает Наталья. - Иногда не каждый день получается позаниматься и распеться в полный голос. Но мысленно, про себя, ты всегда что-то прокручиваешь и повторяешь, в голове всегда есть музыка, и внутренняя работа непрерывна.
Самое сложное в профессии певца, по словам нашей собеседницы, это всегда быть в хорошем физическом состоянии. Как и все, вокалисты несколько раз в год болеют и вирусными заболеваниями, и ОРВИ, но их профессия связана с голосом, поэтому важно оставаться здоровым. Для джазового исполнителя актуальны обычные для любого певца профессиональные заболевания - хронические тонзиллиты, гаймориты, бронхиты.
- Не редкость и проблемы со связками, если концертов много или приходится петь в больном состоянии, например с ОРВИ, - поясняет Наталья. - Если концерт назначен, никуда не денешься и больничный не возьмешь. Поэтому либо болезнь переходит в хроническое состояние, либо начинаются проблемы с голосовым аппаратом. Однако всего этого можно избежать, если относиться к себе максимально бережно. Просто приходится учитывать это в обычной жизни: лишний раз надеваешь шарфик, не ходишь зимой с непокрытой головой и пьешь горячий чай. Наверное, это самое сложное - держать себя в здоровом тонусе. И даже если болеешь, то выходить на сцену и делать так, чтобы никто этого не заметил.
В планах певицы на будущее - и запись собственного альбома, и свой исполнительский проект. Наталья Толмачева мечтает записать небольшую сольную пластинку, возможно, это будет EP, с авторским материалом.
- Сейчас это не систематическая работа, поэтому пока я не могу назвать себя композитором и творцом, - говорит она. - Пока я больше сфокусирована на аранжировке уже имеющихся джазовых стандартов, но надеюсь, что потом моя смелость перейдет на новый уровень и я позволю себе развивать и показывать свою авторскую музыку.
Основой же исполнительского проекта должно стать собственное прочтение джазовых стандартов, ближе к современному камерному звучанию. Возможно, только с фортепиано или с музыкальным составом, расширенным до ритм-секции (фортепиано, контрабас и барабаны).
В конце нашей беседы Наталья Толмачева дала три совета для тех, кто в будущем видит себя джазовым вокалистом:
- Самое важное - это гореть тем делом, которым вы занимаетесь. Второе - понимать, что без усилий невозможно ничего достичь. И третье - нужно как можно больше общаться: слушать много музыки, ходить на джазовые концерты и разговаривать с джазовыми музыкантами. Очень многое в этой музыке сложно объяснить словами, но если ты много слушал, много занимался, много общался, то в какой-то момент джаз просто становится частью тебя и тебе не надо ничего объяснять - просто слышишь и понимаешь, что нужно делать. И конечно, если ты начал этот путь и планируешь быть музыкантом, то главное - понимать, что останавливаться нельзя. Как только остановишься - начнешь терять свои навыки. Это бесконечное занятие, бесконечный рост, бесконечная работа над собой.