Наверное, многие при чтении книги представляли, как бы история выглядела на экране, а когда смотрели фильм - не понимали, зачем все переделали. Ведь в книге было лучше и понятней! 9 февраля я выступила с презентацией своего романа перед продюсерами крупнейших онлайн-платформ и киностудий и теперь знаю, как отбирают идеи для экранизаций. Читайте репортаж о том, как это было.
Слово “питчинг” многим незнакомо, между тем это очень популярный формат презентации в киноиндустрии, и не только в ней. Слово образовано от английского pitch - выставлять на продажу, а само действие означает устную презентацию кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.
- Ну, как там? - спрашиваю представителя “Эксмо”, поднимаясь на лифте в зал.
- Аншлаг, все места заняты, - улыбается она.
Когда стало известно о том, что 9 и 10 февраля издательство “Эксмо” проведет питчинг с продюсерами крупнейших онлайн-платформ и киностудий, это вызвало ажиотаж. Так что 28 авторов, среди которых и я, внезапно оказались в центре самого обсуждаемого литературного события недели (а может, и месяца). Дело в том, что президент группы компаний “Эксмо-АСТ” Олег Новиков сказал, что будет инвестировать в экранизации выпускаемых ею книг российских авторов. На первый проект планируется выделить 200 млн рублей, а в дальнейшем - покрывать до 25% стоимости кинопроизводства.
И вот мы - в этом первом проекте… Нервы шалят, кажется, у всех авторов. Мы переписывались накануне в чате и по кругу успокаивали друг друга. Тем более что для большинства это первый питчинг. А тут такие онлайн-платформы и киностудии, как Kion, 1-2-3 Production, Cosmos Studio, “Кинопоиск”, “ТНТ Премьер”, “Старт”, Ivi, “Винк”, “Пятый канал”, ТВЦ, “Домашний”, “Красный квадрат”, “Стармедиа”, “Арт Пикчерс”, “Лукфильм”, “Марс Медиа”, YBW!
Порядок выступлений сообщают лишь перед самым их началом. Мол, чтобы не волновались заранее, если окажетесь первым (или последним, кому что страшнее). Мне выступать третьей, в серединке: питчинг идет сетами по семь человек. Чтобы не нервничать, иду в коридор и репетирую выступление, пугая этим занятых своими делами сотрудников издательства. Каждое слово выверено и важно: на выступление дается три минуты, что успел - то и сказал. Но как уместить в три минуты 300-страничный роман?
Собираюсь еще раз повторить речь, как внезапно слышу свою фамилию. Оказывается, мне уже выступать, и не третьей, а второй! Бегу в зал, беру в руки микрофон и все спокойно рассказываю, укладываясь в три минуты, а потом еще отвечаю на шквал вопросов. Без подготовки я бы не справилась.
К питчингу мы готовились два с половиной месяца: столько идет курс “Экранизация” издательства “Эксмо”, где учили мыслить “по-киношному”. Поэтому на питчинг вышло всего 28 человек, несмотря на желание множества авторов участвовать.
Сам питчинг напоминает и экзамен, и небольшое шоу. Ведь за три минуты надо не просто пересказать сюжет, а показать мир, рассказать, как развивается герой и зачем снимать про это кино; поделиться своей болью и личным отношением - почему взялся за такую тему; провести небольшое маркетинговое исследование и оценить целевую аудиторию фильма; привести референсы - рассказать, на какие снятые ленты это похоже. Но главное - погрузить продюсеров в эту историю и атмосферу, зарядить своим энтузиазмом и показать самое яркое и интересное.
Многие авторы к презентации не просто готовили тематические слайды, но даже одевались “в тему” своей книги. Так, Людмила Мартова представила детектив “Кружевное убийство”, в котором главная улика - вологодское кружево, и для создания образа надела галстук в виде такого кружева! Перебарщивать тут тоже не стоит. Рассказывали, что как-то автор идеи фильма о вампирах пришел в белой рубашке, забрызганной бутафорской кровью, но продюсеры перформанс не оценили. Все же питчинг - это не театральное шоу, а деловое мероприятие. Именно поэтому четыре минуты, выделенные на вопросы после выступления, используют для пояснения заявки, уточнения моментов сюжета, локаций, истории, чтобы лучше понять, как это снимать, сколько это может стоить и интересен ли проект кинокомпании.
Победное шампанское после всех выступлений и неформальное общение с продюсерами - тоже часть питчинга и отличная возможность познакомиться и обменяться контактами. Где еще можно найти столько продюсеров в одном месте?
Я рассказывала о своем романе “Реинкарнатор”, который в прошлом году получил премию ФНПР “Час быка” как лучшее социальное произведение в жанре фантастики. Для питчинга его пришлось существенно изменить. Во-первых, упростить, поскольку за 90 минут фильма невозможно полноценно рассказать об описанном мною альтернативном мире, где появилась возможность помнить свою прошлую жизнь и с помощью специального устройства записывать карму на диск. Во-вторых, придать драматичности и насыщенности. В-третьих, убрать философские размышления героя и буддистскую составляющую - это сложно показать на экране, к тому же может отпугнуть часть аудитории. В итоге от книги осталось процентов двадцать… А на мои переживания по этому поводу куратор курса сказала, что главное - донести до зрителя историю, а история не пострадала.
Впрочем, некоторым и вовсе пришлось придумывать историю с нуля. Катерина Коноплева хотела предложить продюсерам сложное и печальное произведение “Рождественский Ангел” - о тяжелобольной девочке, которой осталось жить одну лишь рождественскую ночь. В финале девочка умирает, - правда, умирает счастливой: исполнилось ее самое заветное желание. Но куратор курса отговорила Катерину идти с такой заявкой, сразу огорчив тем, что это почти наверняка никто не будет снимать.
Еще один автор, Линда Сауле, тоже пришла с “непроходной” историей: ее детектив основан на событиях, произошедших в Ирландии. Но даже в более спокойные времена снимать кино в другой стране сложно и дорого. И автору предложили перенести место действия в Россию. Однако Линда этого делать не стала. Она пишет о погибшем неизвестном мужчине и надеется таким образом помочь раскрыть его личность. Ведь до сих пор никто не знает, кто это был, хотя есть его анализ ДНК и множество фотографий. Линда сказала, что ей важнее оставить историю в Ирландии, пусть даже это отпугнет продюсеров.
- Что главное в происходящем: я научилась открыто, гордо и с любовью рассказывать про свои книги. Без ложного стеснения, комплекса самозванца и прочих ограничений, - говорит Оля Новая, представляющая проект-сказку “Василиса и Алатырь-камень”. - Представители киностудий засыпали меня вопросами, а я стояла и радовалась им: слушали внимательно, интересуются, да еще и помогают улучшить! Одна волшебная продюсер сказала: “Ваша история очень нужна, вокруг такое творится! Давайте, и чтоб Баба-яга там была, и Кощей, взрослым нужны сказки!”
О нервах и вдохновении говорит и другой автор, Ника Веймар:
- Интерес со стороны киностудий был колоссальный! В зале не хватало мест! А ведь еще не всем удалось найти время и прийти, чтобы послушать выступления. Испытание для нервов вышло то еще! Я репетировала речь несколько дней, вносила правки на ходу и... забыла все, когда вышла. Хотя, по словам коллег и любимого редактора, которая пришла меня поддержать, выглядела вполне уверенно. Заряд вдохновения и энергии по окончании курса просто колоссальный! Это было непривычно, порой сложно, точно - нервно, но оно определенно того стоило! Прекрасный опыт, который я не прочь повторить.
Я с нею согласна: этот опыт хочется повторить. Меня тоже засыпали вопросами, проясняя детали мира “Реинкарнатора”, мотивацию героя и дискутируя о том, благо ли это или тяжкий крест - помнить свою прошлую жизнь.
Теперь нам остается ждать. Цикл в киноиндустрии небыстрый, решение снимать именно эту историю может быть принято и через несколько месяцев, и даже через год. Но это большой шаг к тому, чтобы рассказывать наши, а не зарубежные истории, причем истории самобытные, интересные. “Эксмо” совсем недавно решило сотрудничать с кинобизнесом, однако сделало это весьма вовремя. Из-за санкций в России возник спрос на отечественные истории для кино, а кто как не крупнейшее издательство может предложить их в огромном количестве?
Писатели готовы идти навстречу продюсерам, делать свои произведения более кинематографичными. Дело за продюсерами.