Как мы помним, Малыш из книжки Астрид Линдгрен стоил сто тысяч миллионов крон, но мечтал немножко из этой суммы получить наличными. Примерно так же дело обстоит и со средним россиянином - гипотетически он стоит до 4,5 млн долларов. И очень хотел бы получить часть этой суммы. Самое парадоксальное, что пока эту стоимость не станут ему выплачивать, государство не захочет беречь своего гражданина и будет на нем экономить.
Какова стоимость жизни россиянина и зачем вообще нужны эти оценки? Ряд исследователей утверждает, что именно “высокая цена человеческой жизни, закрепленная документально, стимулирует государственные мероприятия по сокращению смертности, повышению дорожной и производственной безопасности, более эффективное здравоохранение и т.д.”.
Это точка отсчета, на основе которой государство выплачивает компенсации погибшим в авариях, терактах и катастрофах. Соответственно, она влияет на то, сколько государство будет вкладывать в разработку мер безопасности, в здравоохранение, в безопасную среду, в развитие аварийных служб. Официально стоимость жизни среднего россиянина не определяли. Но есть ряд методик, традиционно используемых для таких подсчетов. При этом суммы выходят разными.
По определению Организации экономического сотрудничества и развития, под человеческим капиталом понимаются “знания, навыки, умения и способности, воплощенные в людях и позволяющие им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние”. Доктор экономических наук Ростислав Капелюшников в 2012 году писал: “Каждый россиянин владеет в среднем человеческими активами в размере примерно 6 млн рублей”, а общая стоимость человеческого капитала нашей страны превосходит 600 трлн рублей. За 2002 - 2010 годы этот капитал вырос вдвое. Ученый пишет: “Основным драйвером повышения ценности российского человеческого капитала выступал стремительный рост реальной заработной платы, наблюдавшийся на большем протяжении 2000-х годов”.
В целом же исследователи приходят к выводу, что “человеческий капитал в России есть, но не используется”, а в развитых странах именно он становится основной движущей силой совершенствования экономики и социальной сферы. От всех развитых стран Россия отставала, но опережала восточноевропейские страны, такие как Румыния или Польша.
Что касается прочих факторов, то, как обнаружили исследователи, мужчины оказывались “дороже” женщин, молодые “дороже” пожилых, образованные “дороже” менее образованных.
При оценке с опорой на среднедушевой валовый внутренний продукт считают, сколько теряет ВВП в случае преждевременной смерти человека - когда он уже не вкладывает средства в повышение ВВП. В России такими подсчетами занимался с 2015 года Финансовый университет при правительстве РФ. В его исследовательском проекте “стоимость” человеческой жизни определялась с учетом морального ущерба семьям пострадавших. Согласно данным от 2018 года, суммарно ВВП теряет от смерти среднестатистического россиянина 27,5 млн рублей. Семейный же доход теряет 9,9 млн рублей. Однако с учетом морального вреда от преждевременной смерти стоимость человеческой жизни возрастает до 46,9 млн рублей. А средняя стоимость жизни в мире по этой же методике составляла 2,1 млн долларов - в три раза больше, чем в России.
При “затратном” подходе высчитывается, сколько общество тратит на воспроизводство человека: на здравоохранение, образование, переобучение на производстве. Подсчитать это сложно. Расходы на обучение школьника зависят от региона (разница может быть трехкратной), от комплектности школы (в малокомплектной на ученика тратится в пять раз больше). Не все ходят в детский сад или получают высшее образование, и не всегда - за счет государства, иногда за счет родителей.
Так, в 2020 году в столице на школьника за 11 лет его обучения из бюджета уходило 1,665 млн рублей. На дошкольника за четыре года тратилось еще 740 тыс. На студента тратится около 2 млн рублей за время обучения в вузе. Плюс медицинские расходы, пособия для родителей, для многодетных и малоимущих, расходы на питание в школе. В зависимости от региона и условий, на “выращивание” работоспособного россиянина может уйти до 20 млн рублей.
В основе такого метода, как исследование рынка труда, лежит различие между зарплатами работников отраслей с разным риском смерти. Исследователи сравнивали профессии охранника и военного. У военного вероятность погибнуть на 1% выше, чем у охранника. Но зарплата - 100 тыс. рублей, а не 35 тыс., как у охранника. Значит, 1% риска оценивается в 65 тыс. рублей. Тогда 100% (стоимость жизни) составляет 6,5 млн рублей.
Еще будучи ректором Российской экономической школы, Сергей Гуриев утвержал: “Цену жизни можно вычислить, зная, например, насколько дороже более безопасные автомобили в сравнении с обычными или насколько выше заработная плата у тех, кто работает на опасном производстве”. Точные цифры вывести не удалось - не хватало качественных микроэкономических данных. Но, сопоставляя данные по США с данными по развивающимся странам, Гуриев вывел оценку в 2 - 4,5 млн долларов за жизнь на 2008 год (58 - 130 млн рублей).
Самый простой принцип - “доходный”, то есть стоимость жизни человека определяется его доходом. Высчитывается, сколько он мог бы заработать, исходя из ожидаемой продолжительности жизни. Так, средний стаж россиянина равен 34,5 года работы. А средняя зарплата - 56 тыс. рублей. Итого - среднестатистический россиянин заработает за жизнь 23,2 млн рублей.
В нашей стране семьям погибших в стихийных бедствиях или авиакатастрофах выплачивают по 2 млн рублей, семьям умерших от ковида врачей - 2,7 млн, семьям погибших военнослужащих и полицейских - по 3 млн (плюс 2,3 млн страховой выплаты), семьям погибших от аварий на опасных объектах - по 2 млн, а в террористических актах - 1 млн (плюс компенсация стоимости погребения). Миллион причитается и семьям тех, кто погиб от несчастного случая на производстве. Компенсации колеблются от 500 тыс. до 9,2 млн, но моральный вред суды оценивают в пределах 70 - 150 тыс. рублей.
При этом в развитых странах компенсации семье за смерть близких существенно больше. В Испании семье работника, погибшего при ликвидации последствий террористических атак, положено до миллиона долларов (80 млн рублей). В США семья погибшего военнослужащего получает до 400 тыс. долларов страховки, плюс единовременное пособие в размере 100 тыс. долларов (в сумме 40 млн рублей).
Субъективная оценка стоимости жизни определяется на основании опросов населения - какое денежное возмещение семье погибшего общество считает справедливым. Исследования, проведенные Финансовым университетом при правительстве РФ в декабре 2017 - январе 2018 года, показали, что россияне считают справедливой сумму 4,5 млн рублей. Ряд исследователей считает, что традиционные убеждения о “бесценности жизни” приводят к тому, что люди эту жизнь сильно недооценивают.
Р.S. Честно говоря, из всего этого можно сделать только один вывод: чем выше будут зарплаты, тем дороже будет стоить россиянин. Чем он будет дороже стоить, тем больше будут вкладывать в его сохранение. Хотим хорошее здравоохранение, отремонтированные лифты, безопасные дороги? Надо повышать зарплаты. О чем профсоюзы, собственно, всегда и говорят.
В тексте использовались материалы из следующих работ: Т.С. Карабчук, М.В. Никитина, В.П. Ремезкова, Н.Э. Соболева, “Как оценить стоимость человеческой жизни”; Финансовый университет при правительстве РФ, исследование “Стоимость” человеческой жизни в России с учетом морального ущерба в начале 2018 года поднялась до 46,9 млн рублей”; Р.Б. Рудаков, Институт экономики УрО РАН, Екатеринбург, “Оценка стоимости жизни как инструмент разработки мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности”.