Центральная профсоюзная газета16+
Разгребая завалы вранья

Работодатель обманом заставил работников отказаться от отраслевого соглашения

Весной в Тюменской области работники автодорожной компании начали создавать первички в своих подразделениях. Работодатель отказывается признавать права профсоюзов и вступать в коллективные переговоры даже там, где почти 100-процентное членство в профсоюзе. И в ответ создал свой, “карманный” профсоюз.

СОЗДАНИЕ ПЕРВИЧЕК

Весной этого года в Тюменской области работники автодорожного предприятия - АО “ГК “Северавтодор” - по собственной инициативе создали аж четыре первички в подразделениях компании. Без всякой агитации, сами попросили помощи в создании профорганизаций.

- Еще два года назад ко мне обращался работник филиала № 3 города Сургут с желанием организовать профсоюз, - рассказывает председатель Тюменского теркома профсоюза “Автодорхоз” Нугуман Залялятинов. - Тогда он был не готов, и я дал время идее созреть. Потом он вышел на связь. Мы организовали первичку. А потом создали первички в городах Лангепас, Нижневартовск и Радужный.

В двух первичках, в Лангепасе и Радужном, почти 100-процентное членство, но там мало людей - 36 и 35 соответственно. В Сургуте - 9 человек, в Нижневартовске - 40. Однако работодатель отказывается идти навстречу профсоюзным организациям. Отказывает в помещениях, отказывается предоставлять место на стендах для размещения информации. Отказывается вступать в коллективные переговоры. Впрочем, эта организация и от присоединения к отраслевому соглашению отказалась.

НАДОЕЛО ВРАНЬЕ

- Почему мы создали профсоюз? Потому что много нарушений, и эти нарушения оставались совершенно ненаказуемыми, - говорит председатель первички в Сургуте Виктор Кучеренко.

Виктор работает машинистом грейдера 6-го разряда. Говорит, это максимальная зарплата для простого работника в их организации. Только вот работать приходится совсем не так, как прописано в трудовом договоре:

- К примеру, официально я должен работать по 8 часов, а по факту случалось работать и по выходным, и по 12 часов подряд. А зарплату регулируют при помощи КТУ - “коэффициента трудового участия”. В результате работаем по 12 часов, а получаем по 30 - 40 тысяч рублей - “с северными”, с районными коэффициентами, плюс 20% за выслугу лет. Максимальная зарплата, которую я получал, - 52 тысячи. При этом нарушения питьевого режима, нарушения в выдаче спецодежды - выдают пару перчаток на месяц. Запчасти можешь месяцами ждать, а пока на ремонте стоишь, получаешь меньше.

Виктор говорит, что надоело чувствовать себя обманутым:

- Все это и сподвигло на создание профсоюза, особенно вранье. Знаете, как с нас подписи собрали о том, что мы не хотим к отраслевому соглашению присоединяться? Мы просто не знали, что такое “ФОС”, что это федеральное отраслевое соглашение. Нам начальник сказал, что это подписи за то, чтобы с нас налоги не брали за те дороги, которые мы чистим. И мы поверили, подписали. Теперь, спасибо профсоюзу, я хоть понимать больше стал, где меня обманывают. Первичка у нас первая в “Северавтодоре”, пока в ней всего девять человек. С увеличением численности пока сложно - люди перепуганные.

- Самый главный вопрос для нас - в тарифах, они у нас занижены, - продолжает Виктор. - Вот Лангепас отсудил тарифы. И что мы видим в рамках одного предприятия? У нас на машинах работник получает 68 рублей в час, а у них - 117 рублей. Мы на грейдерах получаем 82 рубля в час, а там - 138 рублей. То есть разница в тарифах почти в два раза.

Артем Марьин, председатель первички из Радужного, говорит, что сплотить людей очень помогло падение зарплаты:

- За пару предыдущих лет у нас сменилось несколько директоров. Этот год встретили опять с новым директором. Зарплата совсем упала - с 50 тысяч рублей до 30 тысяч. И это - с “северными” и еще до вычета НДФЛ. Писали письма - реакции никакой. Объединились в профсоюз.

ОПЫТ СУДОВ

- А первичка в Лангепасе у нас необычная, - рассказывает предтеркома профсоюза Залялятинов. - Они отсудили себе правильную тарифную ставку, еще когда у них не было профсоюза. Просто они устали писать президенту и всем, и, как они говорили на собрании, единственное спасение видели в профсоюзе. И очень благодарны, что мы оперативно среагировали, их объединили, и у них какая-то еще надежда появилась. На моей памяти впервые в истории такое, когда люди сначала сами защищали себя, побеждали, но решили все-таки объединиться, создать профорганизацию, чтобы появилась уверенность в других людях, которые не осмеливаются судиться. Я первый раз такое вижу. Очень быстро организовались, хотят, чтобы на предприятии был порядок.

- Мы вообще начали судиться в 2013 году, - рассказывает Александр Шведов, председатель первички из Лангепаса. - Требуя, чтобы наши тарифные ставки соответствовали отраслевому соглашению, дошли аж до Конституционного суда. И выиграли. Потом нас начали увольнять. Меня один раз уволили, и суд меня восстановил на рабочем месте. А некоторых увольняли два-три раза. И их тоже пришлось восстанавливать через суд. Тем временем работодатель делал ответные шаги, в основном организационные: раньше мы были филиалом, потом нас сделали участком.

СОУТ

При этом после проведения СОУТ почти все работники “Северавтодора” потеряли класс вредности, доплаты и дополнительный отпуск.

- Там налицо фальсификация документов, - говорит Залялятинов, - якобы полное единогласие по результатам тайного голосования. Представителем рабочего коллектива выбран слесарь, не имеющий отношения к охране труда, даже не ИТР с образованием инженера. Потом этот человек вышел на пенсию и уехал в другой регион. Я запросил данные о счетной комиссии - переделали протокол, при этом председатель собрания стал заодно и председателем счетной комиссии. Я готовлю документы для обращения в Генеральную прокуратуру.

- Мы в актах по спецоценке написали, что не согласны с результатами, что замеры проводились с нарушением законодательства РФ, - говорит Артем Марьин, председатель первички из Радужного.

- Чтобы провести замеры на грейдере, нужно вывезти его на трассу и опустить ножи. Вот тогда появляется шум, вибрация и прочие вредные факторы - поясняет Юрий Кузнецов, председатель первички из Нижневартовска.- А у нас грейдеры прогнали по территории с поднятыми ножами. А “замеры” на асфальтовом заводе делали вообще зимой, когда он не работает.

Хотя, возможно, обращаться в прокуратуру уже не понадобится: первичка из Лангепаса удачно оспорила заключение СОУТ в суде.

- Прямо на днях мы выиграли суды - проведенную СОУТ признали незаконной, 4% доплаты за вредность суд вернул, - рассказывает Шведов. - Второй суд был тоже по СОУТ, но уже по поводу выходных дней. Работодатель предлагал идти на мировую. Но мы не согласны, нам это невыгодно. В результате представительница аттестующей организации в суде признала, что оценку они проводили с нарушением закона. На проверку ушло три дня, и все вредные факторы были записаны со слов работодателя. В целом работодатель потратил на СОУТ колоссальные средства: за аттестацию 1250 рабочих мест - по 800 рублей за каждое. Итого - почти миллион рублей. Что они теперь будут делать дальше?

“А”-СПРАВКА

Цитаты из ответов работодателя и ведомств

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:

10 апреля 2019 года. “По информации, предоставленной АО “ГК “Северавтодор”, в организации создано три первичных профсоюзных организации, которые в совокупности не объединяют в себе более половины работников АО “ГК “Северавтодор”. Представители указанных первичных профсоюзных организаций в надлежащем порядке работниками АО “ГК “Северавтодор” на ведение переговоров по заключению коллективного договора не уполномочены. Иных первичных профсоюзных организаций в АО “ГК “Северавтодор” нет. На основании изложенного АО “ГК “Северавтодор” не может рассматривать обращение Тюменской территориальной организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства о вступлении в переговоры по заключению коллективного договора”.

13 мая 2019 года. “По результатам проверки, проведенной Государственной инспекцией труда по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, нарушений требований Федерального закона № 426-ФЗ при проведении специальной оценки условий труда работников АО “ГК “Северавтодор” не выявлено”.

Приемная президента:

27 мая 2019 года. “Ваше обращение в адрес Главного федерального инспектора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, полученное 23.05.2019 г. в письменной форме и зарегистрированное 23.05.2019 г. за № 398, рассмотрено и направлено в Государственную инспекцию труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре”.

АО “ГК “Северавтодор”:

28 мая 2019 года. “Производственная база Филиала № 3 АО “ГК “Северавтодор” является режимный объектом, для проведения общего собрания работников Филиала на ее территории требуется согласование заместителя генерального директора по безопасности”.

25 апреля 2019 года. “Первичная профсоюзная организация филиала № 1 ДУ № 4 АО “ГК “Северавтодор” не объединяет более половины работников АО “ГК “Северавтодор”, полномочия представителей первичной профсоюзной организации в установленном законом порядке не подтверждены (ст. 29, 30 ТК РФ). В связи с чем отсутствуют законные основания для удовлетворения выдвинутого предложения о начале коллективных переговоров”.

Примечание автора. Речь идет о первичке в Лангепасе, где почти 100-процентное профчленство. Но первичка подразделения, где работает всего около 40 человек, никак не может представлять больше половины работников полуторатысячного предприятия. При такой постановке вопроса ни одна первичка “Автодорхоза” не сможет соответствовать этим условиям.

ИГНОРИРОВАНИЕ ПЕРВИЧЕК, ОТКАЗ ОТ КОЛДОГОВОРА

- Работодатель нам вернул эти 4%, но единой суммой и без районных коэффициентов, - рассказывает нижневартовец Юрий Кузнецов. - При этом наша техника стоит, а со стороны привлекаются коммерческие организации. Зачем, спрашивается? Чтобы откаты с них брать? Процветает воровство, и оно безнаказанно. Мы устали от произвола. Пытались говорить с руководством. В ответ услышали, что, если попробуем обратиться в суд, нам невыносимые условия создадут. В итоге у нас в марте уволились 26 человек - люди начали бежать.

Все это время на запросы профсоюза руководство не отвечает. От предложений вступить в коллективные переговоры отписывается тем, что у “Автодорхоза” нет 51% профчленства по всему предприятию. Хотя процент членства должен считаться внутри подразделения, в котором находится первичка. На запросы профсоюза о том, какова же численность работников в “Северавтодоре”, тоже никто не ответил. Терком обращался в прокуратуру, в Госинспекцию труда - ведомства “не видят” нарушений в организации, учредителем которой являются губернские власти.

Работодатель в ответ создал собственный профсоюз - “Профессиональный союз работников акционерного общества “Государственная компания “Северавтодор”. Причем с очень льготными членскими взносами - 0,3%. Во главе, по словам председателей первичек, стал бывший заместитель директора. И если первичкам “Автодорхоза” не позволяли проводить собрания, то новый профсоюз стал проводить собрания в рабочее время, и туда отправляли всех работников.

- Мы создались 27 марта, а они 8 мая, - говорит Виктор Кучеренко, - Но мы не можем провести собрание, а им идут навстречу.

Новый профсоюз все считают “желтым”. “Желтый” профсоюз создали люди, которые в апреле 2019 года написали коллективное обращение в адрес руководства филиала № 3 с текстом: “Нам не нужен никакой профсоюз. Мы хотим работать”, - поясняет председатель теркома. И уточняет: - Когда “желтый” профсоюз приезжал в Радужный, парень, который даже еще не проходил профсоюзную учебу, задал один-единственный вопрос, после которого собрание прекратилось: “А кто у вас в штате?” “Желтый” профсоюз, не стесняясь, сказал: в штате у нас бухгалтер предприятия и юрист. Наш председатель сказал: вопросов больше не имеем, у нас будут независимые бухгалтер и юрист и поддержка из Тюмени и Москвы, поэтому вы нам не нужны.

СОЗДАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПЕРВИЧКИ

Аудиозапись одного из этих собраний (в Нижневартовске) прислали в “Солидарность”. Председатель нового профсоюза заявлял, что “наш профсоюз - он независимый”, а также сообщил, что “я все филиалы объехал, везде собрания провел, больше половины вступило в профсоюз”.

На состоявшемся собрании присутствовал и председатель первички Юрий Кузнецов, который и изложил, почему считают профсоюз “карманным”:

- Когда мы проводили собрание, нам даже помещения не дали. А когда вы проводите собрание, на данный момент рабочий процесс остановлен, руководство присутствует, сидит рядом с вами. Нам таких благ не дают - а вам идут навстречу. Не кажется вам это странным?

- Потому что это собрание согласовано со службой безопасности. И так же было согласовано любое собрание, - был ответ.

- А нам навстречу не идут, даже на письма не отвечают”...

На вопрос, к какому профсоюзу относятся, зачитали устав. И сказали следующее:

- Мы тоже можем вступить в любой отраслевой или территориальный. К нам уже есть обращения Нефтегазстроевского профсоюза (по всей видимости, НГСП. - П.С.). Мы можем хоть у химиков, хоть у медиков зарегистрироваться. У профсоюза дорожного хозяйства не можем зарегистрироваться, потому что вы это уже сделали. Это ваше право, вы его использовали. Мы туда не можем вступить, потому что уже есть первичная организация, зарегистрированная там.

- Встречное предложение: давайте проведем открытое собрание. Вы выступите, а выступлю, и проведем тайное голосование, за кого люди проголосуют.

- Я не инициирую собрания, - прозвучало в ответ.

У “независимого профсоюза” спросили о планах.

- Первая задача - выйти на большинство списочного состава (который так и остается тайной для “Автодорхоза”. - П.С.) всего “Северавтодора”, которое позволит выйти на заключение коллективного договора. На сегодняшний день мы имеем порядка 700 человек, и как только 850 человек будет, я выйду с инициативой совместного подписания коллективного договора, - ответили “независимые”.

НЕ ПРИГЛАШАЛИ

- С этой организацией мы никогда не общались, - говорит председатель Тюменской областной организации Нефтегазстройпрофсоюза Николай Тотов. - Ни мы их не приглашали к нам, ни они ко мне не обращались. Это не наша организация.

ЦК профсоюза также не делал предложений этой организации:

- Наш устав вообще запрещает подобную практику в тех случаях, когда на территории есть обком профильного профсоюза, - пояснил начальник отдела организационно-профсоюзной работы НГСП Сергей Лейканд.

ПЛАНЫ ПРОФСОЮЗА

- Мы просим вышестоящий профсоюз, чтобы все-таки пригласили на заседание РТК губернатора как учредителя этой организации, руководителей предприятия, - говорит Нугуман Залялятинов. - Я бы тоже с удовольствием поучаствовал в этом диалоге - как просто “понятой”, для уточнения ситуации. Мы обратились в прокуратуру, но пока не видим отдачи от этого обращения. Председатели первичек также настаивают на РТК, собираются просить помощи у президента, чтобы он все-таки дал поручение, чтобы пригласили и губернатора, и руководителей предприятия в Москву для обсуждения дальнейших взаимоотношений. Пусть объяснят свою позицию, почему с нами не хотят нормально общаться. И второе - от работодателя мы просим одного: провести общее собрание во всех филиалах.

Некоторые первички подумывают, а не стоит ли им тоже пойти в суды. Тем временем в Лангепасе решили инициировать коллективные переговоры.

- А мы уже послали работодателю проект коллективного договора, - говорит Александр Шведов, у которого почти 100% работников в профсоюзе. - Посмотрим, что нам ответят.

Автор материала:
Полина Самойлова
E-mail: samoilova_polina@mail.ru

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности