Много лет работник трудился на химическом предприятии, но Пенсионный фонд отказал ему в льготной пенсии - мол, тут неправильно оформлена трудовая, там справки вовремя не сдали, а здесь вообще не узнаем названия предприятия. Работник обратился за помощью к профсоюзам и получил право на досрочную пенсию через суд. А если бы догадался прийти к профсоюзам пять лет назад, то смог бы получить пенсию еще раньше.
В марте 2019 года работник обратился в Пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии. Но фонд ему отказал, исключив из льготного стажа аж 10 лет. Одну из причин, например, фонд сформулировал так: “Записи о работе не заверены подписью ответственного лица и печатью предприятия”. Работник не согласился с таким решением и обратился к профсоюзам. Выяснилось, что он мог бы прийти еще пять лет назад.
- Работник обратился в Пенсионный фонд в 55 лет - решил получить досрочно пенсию по Списку № 2, - рассказала глава юридической службы Федерации профсоюзных организаций Томской области Наталья Воистинова. - Хотя на самом деле у него было право пройти по Списку № 1, для которого требуется наличие специального стажа продолжительностью не меньше пяти лет. Он мог бы получить пенсию уже в 50 лет.
В суде истец пояснил, что после службы в армии он в 1985 году устроился маляром. Томский нефтехимический комбинат, где он трудился, после этого менял названия и заводил дочерние предприятия, но трудовые функции работника не менялись. Затем он стал мастером по строительству, а в 1993 году перевелся на работу слесарем-ремонтником межцеховых коммуникаций завода “Этилен”. Позже трудился в ремонтно-строительном цехе завода “Полипропилен”. Выполнял работы по текущему ремонту зданий и сооружений прямо в цехах, где производили продукцию (полипропилен). При этом ремонт шел без остановки производства, там красили, ремонтировали фундамент, плитку, устанавливали леса, работали на высоте. В это время истец подвергался воздействию вредных веществ, поэтому работал в специальной одежде, использовал респираторы, противогазы, перчатки и так далее. За вредные условия получал молоко, дополнительный отпуск, оплата за вредность была включена в тарифную ставку.
Пенсионный фонд настаивал, что оснований к назначению льготной пенсии по Списку № 1 нет, “так как не подтверждена работа во вредных условиях труда в производстве химической промышленности в производстве веществ, указанных в разделе VIII “Химическая промышленность” Списка № 1”.
Суд же не согласился с мнением фонда. Периоды работы истца были подтверждены и архивными справками, и данными лицевых счетов. Суд посчитал доказанным, что переименование Томского нефтехимического комбината не повлияло на занятость истца именно в нефтехимической отрасли промышленности. И работники предприятия могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1. “Несмотря на изменение форм собственности, технологическое назначение производства оставалось неизменным, опасные и вредные условия труда не изменялись”, - заключил суд. В итоге Советский районный суд Томска обязал Пенсионный фонд включить спорные периоды работы в льготный стаж.
- Много проблем работнику создало то, что при строительстве предприятия часть документов не сдали в архив, - поясняет Воистинова. - Нам потребовалось почти полгода на сбор документов и доказательств, потому что свидетельские показания коллег суд не принимал. Однако мы все-таки добились успеха, и наш истец получил пенсию сразу больше чем за год.