И в Советском Союзе, и в современной России профсоюзы занимаются не только защитой прав трудящихся, но также их культурным досугом и развитием - ведь не в последнюю очередь именно культура готовит человека к тому, чтобы осознавать и отстаивать свои права. Музеи всегда были “очагами культуры”, но даже они меняются. Сегодня перед музеями ставятся задачи не просто сохранять культурное наследие, но и привлекать посетителей, зарабатывать. А есть ли для этого кадры? Хватает ли финансирования? Да и нужны ли музеи народу в век гаджетов? “Солидарность” побеседовала со специалистами из музеев разных регионов нашей страны.
На 2022 год в нашей стране насчитывалось 2570 музеев, из них 1351 муниципальный. В пандемию им пришлось пережить нелегкие времена, поскольку основная деятельность - экскурсионная и выставочная - сократилась до минимума. Но сразу после отмены карантинных ограничений все музеи отчитались об увеличении посещаемости даже по сравнению с “доковидными” временами. Например, в Санкт-Петербурге за 2022 год Эрмитаж посетили более 2,7 млн человек, а в Москве Пушкинский музей - 1,2 млн.
Но дело не только и не столько в снятии ограничений. Перемены не могли не отразиться на музеях и их роли в культурном пространстве нашей страны. Об этом говорит Наталья Вавилова, заслуженный работник культуры РФ и Республики Карелия, почетный член президиума Союза музеев России:
- Сегодня музеи значительно изменились, они пережили нелегкий период 90-х и сейчас занимают более широкую культурную нишу, чем раньше, отвечая на изменившиеся запросы общества, сейчас это целые социально-культурные комплексы.
Рост интереса к музеям и изменение общего “культурного фона” отмечает и директор МУК “Раменский историко-художественный музей” Людмила Слизова:
- В последние годы стал чувствоваться интерес к своему, родному. Все больше людей увлекаются историей семьи, края. Вырос поток в библиотеки, театры, музеи. В целом наблюдается развитие отрасли, глобальное осмысление роли музеев, обновление подходов работы с ними - и музейных подходов к работе. Качественные изменения стали происходить и во многом благодаря нацпроекту “Культура”.
Вносят вклад в развитие музейного пространства регионов и федеральные музеи:
- Очень здорово, что сегодня крупные федеральные музеи представляют свои собрания в регионах, - говорит заместитель директора по научной работе Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Алена Юрикова. - Для нас очень важно показывать коллекции мирового уровня жителям Оренбургской области и развивать межмузейное партнерство. В свою очередь, в центральных музеях России сегодня показывают интереснейшие собрания музеев региональных. В частности, наш музей в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет показывать выставку “Золото сарматских вождей” совместно с Музеем археологии и этнографии Института этнологических исследований УФИЦ РАН. А в Оренбурге на выставке “На пути сарматского дракона” впервые будут показаны серебряный ритон империи Ахеменидов VI - IV веков до н.э. и сарматская золотая гривна после реставрации. Предметы были найдены в Оренбургской области и находятся в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Упомянутое выше осмысление действительно происходит. Буквально все опрошенные специалисты отмечают перемены в культурном пространстве страны, а также говорят, что работа требует новых подходов: больше интерактивных форм, тесного взаимодействия с посетителями, нестандартных для музеев мероприятий.
Но позитивно и оптимистично оценивают состояние отрасли далеко не все специалисты. Хватает и проблем.
- Музеи в настоящее время заняты выживанием, поскольку государственная поддержка заметно уменьшилась, - поясняет старший научный сотрудник отдела природы Национального музея Республики Марий Эл Ирина Бушкова. - Если раньше государство выделяло деньги на коммунальные расходы, налоги и зарплату, то теперь все это приходится оплачивать, исходя из приносящей доход деятельности. Деньги выделяются только на базовые оклады, а компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются из заработанных музеем денег. Поэтому вместо основных направлений работы, таких как сбор, хранение и популяризация собранного материала, музеи вынуждены принимать меры, чтобы заработать.
Как говорит Бушкова, музеи теперь занимаются нехарактерной для них деятельностью, “превращаются в культурно-развлекательные площадки, занимаются туристической, клубной, досуговой деятельностью”.
Перемены в работе музеев и изменения в восприятии их посетителями уже не раз вызывали дискуссии в профессиональном сообществе, но факт остается фактом. Музеи по ряду причин стали другими. Например, объясняет Наталья Вавилова, “сегодня человек, приходя в музей, хочет не только посмотреть и послушать, но хочет быть участником жизни музея”.
Музеи меняются вслед за своими посетителями. А посетители изменились существенно.
- От музея ждут новизны и профессионализма. Музейщик сегодня - и сценарист выставки, и режиссер мероприятия, и актер на экскурсии, - говорит заведующая историко-архитектурным комплексом “Астраханский кремль”, председатель областной организации Общероссийского профсоюза работников культуры Галина Карнаухова.
Во многом это связано с тем, что основная часть посетителей музеев сегодня - молодежь. Школьники и студенты, которых сначала приводят родители и воспитатели, а затем педагоги во время школьных экскурсий. Значительную роль в привлечении молодежи играет “Пушкинская карта”.
Такая аудитория привыкла к интерактиву, к гаджетам, дополненной реальности и мультимедийной подаче материала. Увы, зачастую молодежи свойственна не только техническая подкованность, но и низкий общий культурный уровень.
- Мы убедились в том, что сегодня человек уже не желает просто слушать лектора или экскурсовода. Он сегодня, к сожалению, не всегда умеет общаться, не умеет задать правильный вопрос. Есть, конечно, исключения, но интернет и всевозможные IT-технологии отучили людей общаться, - сетует Наталья Вавилова. - Поэтому широко начала применяться такая форма работы с посетителями, как арт-медиация. Она помогает наладить контакт и глубоко воспринять экспонат.
Интересный опыт в этом направлении накопил Государственный Русский музей, специалисты которого затем обучали коллег из других музеев. Суть технологии в том, что специалист музея не просто ведет экскурсию, но и учит экскурсантов правильно воспринимать экспонат, погружает в историю его создания.
Специалисты отмечают, что кроме молодежи все активнее становится такая группа посетителей, как дети младших возрастов в сопровождении старшего поколения. Причем активно интересуются экспонатами, стараются узнать их историю и те и другие.
- Сегодня наша основная целевая аудитория - это семьи с детьми (и бабушками, дедушками), которые приходят к нам в основном в выходные дни. Поэтому некоторое время назад у нас родился культурно-просветительский проект “Выходные в музее” под девизом “В музей всей семьей”. Все мероприятия в выходные дни собраны таким образом, чтобы и детям, и взрослым было чем себя занять, чтобы наш посетитель задержался в музее минимум на пару-тройку часов, - рассказывает о работе с такими посетителями директор Раменского историко-художественного музея Людмила Слизова.
В свою очередь Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей чаще всего посещают старшие школьники и студенчество - самая активная и беспокойная молодежь, для вовлечения которой требуется прикладывать больше всего фантазии.
- Например, у нас в прошлом году активно развивался “Музейный дворик Эссен” благодаря помощи компаний-партнеров и фонда поддержки социальных инициатив “Родные города”. У нашего музея есть дворик, в котором сотрудники провели огромное количество разных мероприятий - лекций, концертов, мастер-классов, кинопоказов. Все лето у нас прошло в различных событийных активностях. Благодаря этому в музей пришло большое количество молодежи, - рассказывает Алена Юрикова.
О повышении интерактивности говорит и Наталья Вавилова:
- У нас на выставке “Вселенная Калевалы” можно подержать в руках национальные музыкальные инструменты, попробовать, как они звучат. Но сегодня наша самая важная задача - в погоне за эффектами не уйти от сути, от искусства, научить людей понимать прекрасное, - отмечает эксперт.
Для привлечения “гаджет-аудитории” используются и высокие технологии. В Оренбурге, например, запустили проект “Легенды городов. Музеи под открытым небом” совместно с компаниями-партнерами и администрацией города. В частности, разместили в исторических местах таблички с QR-кодами, через которые можно получить доступ к разной информации о достопримечательностях.
Но самым удачным, пожалуй, получился проект “Темные экскурсии”, во время которых посетители вместе с экскурсоводом проходят по музею с электрическими свечами.
- На такие экскурсии приходит много молодежи. Проект очень загадочный, необычный. Все это, конечно, привлекает молодых людей. Им нравится погружаться в атмосферу таинственности и старины, - делится впечатлениями Юрикова.
А вот представителей самой экономически активной части населения привлечь сложнее всего:
- Реже всего музеи посещают представители среднего поколения, - отмечает Наталья Вавилова. - За годы после перестройки музеи упустили это поколение, для них прийти в музей - это что-то странное. Нам надо восстанавливать поход в музей как форму культурного досуга. В первую очередь для молодых семей.
Такая форма досуга, однако, требует от посетителей определенного культурного уровня, понимания роли и места музея, готовности мириться с неудобствами. Нужно хотя бы минимальное знание истории и понимание исторической перспективы.
- Понимаете, наш музей - усадьба Ивана Максимовича Золотарева - расположен в историческом здании постройки 1808 года, - рассказывает директор музея “Усадьба Золотаревых” Любовь Казакова. - Часть посетителей считает, что у нас должен быть суперсовременный сервис, включая парковку и ультрасовременные туалеты. Но такой сервис музей не всегда в состоянии обеспечить: какие-то изменения и расширения мы не имеем права вносить как раз потому, что здание историческое - это памятник архитектуры.
Заново встраивать музеи в пространство культурного досуга разных поколений, развивать новые формы музейной работы, осваивать высокие технологии - безусловно, важные и благие цели и задачи. Этому может поспособствовать действующая с 2022 года большая программа по вводу новых “модельных” стандартов работы музеев. На программу выделено порядка 4,5 млрд рублей на три года.
Цели и задачи амбициозные, но есть ли технические и кадровые ресурсы, чтобы их выполнить? Как признаются музейные эксперты, проблем в этой области хватает.
- У нас в Йошкар-Оле в 2014 году Марийский государственный университет выпустил первых музеологов, - делится опытом заместитель директора по научной работе МБУК “Музей истории города Йошкар-Олы” Ирина Юдина. - Теперь к нам приходят выпускники факультета. Это замечательные творческие молодые люди, заинтересованные в своей работе. У нас вообще самый молодой коллектив в Йошкар-Оле из организаций культуры.
Об интересе к работе в музее рассказывает и директор музея “Усадьба Золотаревых” Любовь Казакова:
- У нас часто проходят практику ребята из сферы туризма, из нашего Калужского государственного университета. Я их спрашиваю о планах, и очень часто они говорят, что хотят прийти работать к нам. То есть молодежь на позитиве у нас!
Но в целом профессиональных кадров не хватает. Например, в области реставрации, о чем рассказывает Наталья Вавилова:
- Мы не получаем денег на реставрацию. Я считаю, что решить эту проблему можно целевыми программами министерства культуры РФ. Ведь около 90% движимых памятников в региональных музеях находится в собственности Российской Федерации. Нужно решать вопрос с подготовкой реставраторов. Ведь есть экспонаты, которые мы не можем реставрировать - у нас нет такой возможности, нет таких профессионалов, хотя мы и стараемся выходить из положения разными путями. У меня, например, три реставратора есть, которых мы обучили, - чудесные молодые девчонки со специальным образованием.
- Огромная проблема большинства современных музеев России - отсутствие современных помещений фондохранилищ и оборудования, что ведет к несоблюдению температурно-влажностного режима и постепенному разрушению хранимых в них коллекций, - указывает на серьезную проблему старший научный сотрудник отдела природы Национального музея Республики Марий Эл Ирина Бушкова. И снова напоминает о кадрах: - Приходит и молодежь, но надолго не задерживается. Наблюдается текучка кадров, многих не устраивает зарплата и большой объем работы. Такое положение дел приводит к трудовым спорам. Здесь зачастую работникам и помогает профсоюз.
Бушкова вспоминает:
- В течение 2018 и 2019 годов вновь назначенным директором музея на меня было наложено сразу несколько дисциплинарных взысканий, с которыми я была категорически не согласна, поэтому оспорила их в судебном порядке при непосредственном участии юриста профобъединения Республики Марий Эл Коллиной Людмилы Сергеевны. Сила работников в единстве, в этом я убедилась на личном опыте. Чем больше численность в профорганизации, тем проще решаются многие вопросы и проблемы, поскольку это вынуждает администрацию считаться с мнением трудового коллектива.
Зарплата в музеях действительно невелика, она колеблется в зависимости от региона, специфики музея и должности.
- В целом наша зарплата соответствует средней и выше по области, - говорит Алена Юркова. - Но я хочу подчеркнуть, что сейчас есть много различных грантов, которые тоже позволяют получить дополнительный заработок.
Зачастую музейным специалистам приходится совмещать обязанности, вести несколько разнонаправленных проектов, чтобы обеспечить себя.
- В последние годы развивается внутренний туризм, - говорит Ирина Юдина. - Наш музей успешно встраивается в систему культурно-познавательного туризма, и практически все наши научные сотрудники аккредитованы как экскурсоводы по Йошкар-Оле. Нижняя планка их заработка - от 25 тысяч рублей. 40 - 50 тысяч заработать вполне возможно. Скажу так - среднюю зарплату по городу, 34 408 рублей, мы выполняем всегда.
Несмотря на скромные зарплаты, зачастую скромное техническое обеспечение, другие проблемы - региональные музеи не просто выживают, а развиваются и выполняют важную роль. Об этом говорит заведующая историко-архитектурным комплексом “Астраханский кремль”, председатель областной организации Общероссийского профсоюза работников культуры Галина Карнаухова:
- Музей занимает одно из ведущих мест в социокультурном пространстве региона. Я бы сказала - главное место. И все потому, что только музей является хранителем уникальных образцов материальной культуры предшествующих эпох! Музей не просто погружает в прошлое, но и устанавливает диалог культур и эпох, дает чувство сопричастности истории своей страны и края.