Центральная профсоюзная газета16+
Швейцар на пути к пятизвездочной жизни

Честно о том, кто такие настоящие коучи

Профессия коуча в нашей стране окружена недоверием. Сегодня кто угодно может назвать себя этим модным словом, компрометируя специальность как таковую. Мы встретились с сертифицированным специалистом Международной федерации коучинга Еленой Шульгой (на фото), чтобы разобраться в сути профессии и окружающих ее предрассудках.

ИЗ БИЗНЕСА - В КОУЧИНГ

Нашей собеседнице 45 лет, сегодня в ее багаже больше 1600 часов коуч-сессий, она преподает в центре переподготовки при МГТУ им. Баумана и бизнес-школе МГУ, она автор и ведущая более 50 программ курсов и тренингов для бизнеса.

Предпринимателем Елена Шульга стала уже на втором курсе Волгоградского технического университета. В девяностые каждый студент зарабатывал на жизнь, как мог. Елена работала в отделе снабжения завода “Волжскрезинатехника”, торговала косметикой, была дилером сотовой связи. Наконец, в 2005 году она оказалась в американской компании, занимавшейся страхованием жизни, где познакомилась с коучингом. Переехав в Москву, Елена пошла учиться коучингу в Международный Эриксоновский университет - на тот момент единственное учебное заведение, где можно было получить образование по стандартам Международной федерации коучинга. Параллельно она закончила Финансовую академию по специальности “менеджмент” и с 2013 года работает коучем в собственном центре развития для детей и взрослых.

УМЕНИЕ ПОДТОЛКНУТЬ К ОТВЕТУ

У этой профессии много определений, что не способствует ясности ее восприятия. Если кратко, коучинг (от англ. “тренировка”) - это метод обучения, предполагающий достижение определенной профессиональной или жизненной цели. Его истоки - в спортивной и клинической психологии. Коуч помогает клиенту изменить взгляд на интересующий вопрос и увидеть новые подходы к достижению цели.

- Коуч - это точно не инструктор, - уточняет Елена. - Он не дает никаких инструкций. Я люблю метафоры и скажу так: коуч - это швейцар. Ведь швейцар бывает только в дорогих пятизвездочных отелях. И коуч стоит на дверях в твою “пятизвездочную” жизнь, помогает простроить будущее, где ты получишь наилучший результат. Он может только открыть дверь, а пойдешь ты туда или нет - я не знаю. И не дам инструкцию, а спрошу: “Какой ты сделаешь первый шаг, чтобы войти? А второй? А третий? И когда ты его сделаешь, что тебя будет поддерживать? Что тебе может помешать? Как ты с этим будешь бороться?” Для меня коуч - это тот, кто открывает дверь в наилучший результат человека.

Так, задавая вопросы, слушая ответы и уточняя, коуч вводит клиента в состояние, в котором тот видит, чего хочет, и понимает, куда двигаться. Достигается это за счет глубокого раппорта (в психологии - эмоциональная связь между беседующими), когда уходят страхи и клиент честно говорит о том, что его волнует.

- Техники раппорта описаны еще у знаменитого психотерапевта Милтона Эриксона, - поясняет Елена. - Но если взять классику гипноза, можно сказать, что эриксоновский гипноз - вообще не гипноз, это просто расслабленный разговор. И когда человек расслабляется, он начинает доверять  - и говорить.

По словам Елены, в ее практике 80% запросов (проблем, требующих решения) касается бизнеса. Скажем, клиент выстроил бизнес в определенном формате и хочет двигаться дальше, но не знает куда. Оставшиеся 20% - это работа с детьми, причем на единственную тему - профориентация.

- Этот инструмент чудесно подходит как раз для формирования будущего у подростка, который не знает, куда поступать, - рассказывает Елена. - На профориентационной сессии за один час ребенок сам поймет, в какое направление ему идти. Это часто новые профессии, которых не было в университете даже пять лет назад. Например, все, что касается цифровых технологий или искусственного интеллекта. Даже родитель порой не может этого подсказать, потому что родился и рос в другую эпоху. Так что ребенок должен выбирать сам.

МОДНОЕ СЛОВО ДЛЯ “ИНФОЦЫГАН”

Отсутствие профессиональных стандартов для коучинга в России приводит к тому, что коучами себя нередко провозглашают те, кто не имеет отношения к этой профессии.

- Многие из разряда, не побоюсь этого слова, “инфоцыган” (продавцы информационных продуктов, лишенных практической ценности. - Прим. ред.) называют себя коучами, - сетует Елена Шульга. - А ведь чтобы на коуча отучиться, нужно потратить порядка 350 - 400 тысяч рублей в сертификационных школах, одобренных Международной федерацией коучинга, и сдать там экзамен. Мало того что можно “вылететь” во время обучения, так еще и после обучения нужно предоставить 50 проведенных коуч-сессий, контакты клиентов и аудиозаписи. Кроме того, над тобой есть супервайзер, который контролирует стандарты по коучингу. И если ты не соответствуешь хоть одному из стандартов, тебе не ставят зачет, и ты не получишь итоговый документ.

Как рассказывает Елена, однажды на конференции она спросила в лоб одного скандально знаменитого “инфобизнесмена”, называвшего себя коучем: “А что вы заканчивали по коучингу?” В ответ тот отмахнулся и сказал: “Это просто модное слово”. Все это приводит к парадоксальной ситуации, когда отдавший немало денег за обучение дипломированный специалист вынужден набирать клиентуру по принципу “сарафанного радио” на фоне дискредитирующих профессию непрофессионалов.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ, ЗАРАБОТКИ, ПРОБЛЕМЫ

Чаще всего коуч-сессии проходят в то время, когда клиенты могут найти свободный час: с 10 до 12 утра, в обед, вечером или в выходной день. В среднем у Елены может быть шесть клиентов, которых она ведет в течение месяца. Соответственно, от одной до семи сессий в неделю. Помещение обычно арендуется в специализированной компании, предоставляющей систему почасового бронирования офисов для различных тренингов.

Обычно одна коуч-сессия Елены длится час и обходится клиенту в 15 тысяч рублей в офлайне и 10 тысяч в онлайн-режиме, что актуально в условиях пандемии. Среднемесячный заработок зависит как от количества клиентов, так и от квалификации коуча - здесь возможны три уровня. Начинающий может зарабатывать 30 тысяч рублей в месяц, а зарплата более опытного коуча доходит до 300 - 400 тысяч рублей в месяц и выше.

Сложности этой профессии закономерно связаны с человеческим фактором. Например, клиент может влюбиться в коуча и впоследствии его преследовать. Нельзя исключить и риск при общении с малознакомым человеком в кабинете один на один.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Есть у коучей и свои профессиональные объединения. Это Международная федерация коучинга (ICF), а в России - Национальная федерация профессиональных менторов и коучей. Членство в ней подразумевает уплату взносов, но коуч может обратиться туда за помощью в трудном положении. По словам Елены Шульги, отечественное объединение коучей способно помогать не только на профессиональном уровне, но и в конфликтных ситуациях в трудовых отношениях.

Из мероприятий для членов объединения она отмечает организацию еженедельных заседаний, в том числе с западными коллегами. Это и обмен опытом в международном формате, и возможность выступлений на различных профессиональных мероприятиях. А взаимодействие с эйчарами различных компаний в перспективе может дать возможность получить долгосрочный контракт.

ГДЕ УЧАТ НА КОУЧА

Сегодня в России много сертифицированных учебных заведений, предлагающих освоить эту профессию, но учеба - только первый шаг. Как отмечает Елена Шульга, потребуется еще около трех лет постоянной практики, то есть не меньше двух сессий в неделю. Как и в работе психологов, в коучинге практикуется супервизия - с разрешения клиента сессия записывается, и опытный коуч, прослушав запись, дает обратную связь, помогая найти недочеты в работе с клиентом и указывая, что и как надо подправить.

Среди главных требований к этой профессии Елена в первую очередь называет психическое здоровье.

- А еще коуч должен быть очень эмпатичным, - считает она. - Не должно быть привычки постоянно оценивать людей. Если вы не любите людей, то вам точно не в эту профессию.

Также нужен высокий уровень общей образованности и хороший словарный запас, чтобы при решении проблем профессионалов из разных сфер деятельности хотя бы в общих чертах понимать, о чем речь. В целом же главное - стремление помочь людям.

- После того как мы с клиентом четко сформулировали наилучший вариант его будущего, страх уходит, - рассказывает Елена Шульга. - Ведь мозг человека не может фокусироваться и на позитиве, и на негативе. Он сосредоточен или на страхе, или на замечательном будущем. Задача коуча - “перевернуть” человека в другой вариант развития событий. И когда клиент перепрограммировал себя, он идет - и у него все получается. Поэтому коучинг - это всегда про счастье.

Автор материала:
Вадим Попов
E-mail: popov@solidarnost.org

Новости Партнеров

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» © 1990 - 2020 г.
Полное или частичное использование материалов с этого сайта, возможно только с письменного согласия редакции, и с обязательной ссылкой на оригинал.
Рег. свидетельство газеты: ПИ № 77-1164 от 23.11.1999г.
Подписные индексы: Каталог «Пресса России» - 50143, каталог «Почта России» - П3806.
Рег. свидетельство сайта: ЭЛ № ФС77-70260 от 10.07.2017г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Политика конфиденциальности