В последние два года ФНПР пришлось столкнуться с практикой работы силовых ведомств, и выяснилось, что одно и то же событие разные ведомства толкуют по-разному. Как и один и тот же закон. На заседании Российской трехсторонней комиссии 27 августа лидер ФНПР Михаил Шмаков обратился с предложением системно разобраться в вопросе, что считать коррупцией, и закрыть лазейки для самодеятельности российских правоохранителей.
Существующие антикоррупционные законы по большей части провоцируют коррупцию, а не защищают от нее. Такое мнение высказал председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
- Требуется более серьезный разговор в нашем обществе, чтобы установить, что такое коррупция и в отношении чего могут применяться антикоррупционные законы, а в отношении чего - не могут, поскольку это не их сфера. Коррупция - это безусловное зло, и с ним надо бороться, только сначала надо четко прописать, что это. Вообще, в юридической теории, коррупция - это использование государственного служебного положения в личных целях. А если это распространяется на все аспекты жизни и деятельности экономики и подводится под уголовные преследования, то мы можем остановить всю экономическую и общественную жизнь, как во время пандемии, - пояснил Шмаков.
Профлидер рассказал, что за последние два года ФНПР пришлось столкнуться с практикой работы силовых ведомств. “Мы видим, что трактовки одного и того же события в каждом ведомстве могут быть совершенно разные, как и трактовки этими ведомствами принятых законов”. По его оценке, субъективность в принятии тех или иных решений - особенно связанных с наказаниями, увольнениями, возбуждением уголовных дел - усиливает коррупцию, поскольку формулировки в законах неоднозначны.
- В целом закон, который сегодня говорит о коррупции и оставляет слишком много лазеек для самодеятельности любого правоохранителя, - вредный, - считает Михаил Шмаков.
Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук поддержал профлидера:
- До тех пор, пока у нас не будет отменена статья о возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного круга лиц о причинении ущерба, бороться с коррупцией бессмысленно. Потому что приходят ребята в погонах и говорят, что ты причинил кому-то ущерб. (У нас такая ситуация была.) Дальше они приходят к собственнику и говорят ему: напиши заявление, что профсоюзы тебе причинили ущерб. Он говорит, что нет у него никакого ущерба, а они считают, что ущерб есть.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин согласился с тем, что такие проблемы есть, причем это системные проблемы, и их нужно обсуждать и решать совместно.
Вопрос о едином подходе к расчету средней зарплаты для всех документов, принимаемых правительством, поднял на заседании РТК глава Росуглепрофа Иван Мохначук.
- Мы в разных случаях по-разному рассчитываем среднюю зарплату. Для больничных листов - один расчет, для пособий - другой, для расчета пенсий - третий, для взыскания алиментов - четвертый. Почему нельзя во всех случаях среднюю зарплату рассчитывать одинаково, чтобы люди понимали? Надо решить раз и навсегда эту проблему, - предложил он.
С ним согласился и председатель ФНПР Михаил Шмаков. Он считает, что можно будет избежать путаницы, если разные расчеты для разных выплат называть другими терминами.
- Под названием “средний заработок” должна быть одна методика, по которой получается некая цифра, не важно, кто ее считает. А остальное - это расчет выплат в связи с тем-то и тем-то, - полагает Шмаков.
Директор Департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда России Михаил Кирсанов пояснил, что разные методики расчета для средней зарплаты получаются в том случае, если по работнику нет данных из Пенсионного фонда. Дело в том, что работодатели начисляют оплату сотрудникам по-разному: кому-то за день, кому-то по часам - поэтому способы расчета разные.
- Если бы все было просто, то один бы способ и применялся, - ответил Кирсанов.
Такая схема прописана законодательно, поэтому средняя зарплата по-разному высчитывается в разных постановлениях правительства. Министр труда Антон Котяков предложил сторонам, представляющим интересы профсоюзов и работодателей, встретиться и обсудить возможность изменения сложившейся системы расчетов.
- На сегодня существуют различия в законодательстве, поскольку существуют разные базы исчисления для Пенсионного фонда и для Фонда социального страхования. Мы хотели бы двигаться по пути синхронизации этих процессов, - заверил участников РТК Котяков.